Формы проведения лабораторных занятий

МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА

(раздел «Информатика»)

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет» в качестве методических указаний для студентов, обучающихся по программам высшего образования направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» бакалавр.

Оренбург 2016

УДК

ББК

К

Рецензент - *.

Кулантаева И.А.

/ И.А. Кулантаева; Оренбургский гос.ун-т - Оренбург: ОГУ, 2016. -* с.

Методические указания содержат план лабораторных, рекомендации к подготовке ко всем видам аудиторных и внеаудиторных занятий студентами, применяемые в ходе изучения дисциплины оценочные средства для текущей и промежуточной аттестации по дисциплине «Математика и информатика», а также список рекомендуемых к изучению источников.

Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» бакалавра.

УДК *

ББК *

© Кулантаева И.А., 2016

© ОГУ, 2016

Введение

Данные методические указания направлены на ознакомление студена с курсом, структурой, рекомендациями к лабораторным занятиям по математике и информатике.

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление об информатике и математике - как научной дисциплине и ее роли в социально-правовой сфере общества; об основных понятиях теории информации; о назначении и средствах сбора, накопления, обработки, передачи информации; о направлениях развития вычислительной техники и программного обеспечения ПЭВМ; о рынке программного обеспечения персонального компьютера и возможностях новейших программных продуктов в области юриспруденции об операционных системах и оболочках, драйверах и утилитах, служебных программах; о прикладных программах: текстовых и графических редакторах, электронных таблицах и системах управления базами данных; о разнообразии типов ЭВМ, ОС и прикладного ПО;

- знать основные математические понятия, формирующие возможность корректного применения математики в практической юридической деятельности; возможности современной компьютерной техники; сущность вероятностного подхода к изучению социально-правовых явлений; основные теоретические положения информатики; основы реализации информационных технологий; состав аппаратных средств ПК и их характеристики; виды программного обеспечения ПК и их функциональное назначение; основные понятия, модели базы данных и системы управления базой данных; назначение и способы использования компьютерных сетей;

- уметь применять математическую символику для записи качественных и количественных характеристик; информационные технологии в своей профессиональной деятельности;

- иметь навыки выполнения типовых операций по управлению компьютером в операционной системе Windows 7 (Windows 8); оформления текстовой юридической документации средствами текстового процессора MS Word; выполнения типовых операций с использованием табличного процессора Ехсеl.

Дисциплина «Математика и информатика» является общепрофессиональной дисциплиной по выбору государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» общего профиля (квалификация – «бакалавр»).

Содержание лабораторных занятий

№ п/п № раздела дисциплины Тематика лабораторных работ (семинаров) Трудоемкость
1. Элементы дискретной математики
2. Основы теории вероятности
3. Элементы математической статистики
4. Информация. Единицы измерения. Виды информации
5. Информационные системы и технологии
6. Общие сведения об ОС Windows. Стандартные приложения ОС
7. Создание юридических документов в пакете MS Word
8. Создание электронных таблиц. Графические возможности представления данных
9. Технология разработки запросов к базе данных. Разработка форм, отчетов и макросов
10. Алгоритмизация правовых задач
11. Работа в глобальной информационной сети Интернет

Методические рекомендации для лабораторных занятий

К лабораторным занятиям

Лабораторное занятие №1

Лабораторное занятие №2

Лабораторное занятие №7

Лабораторное занятие №8

Вставить слово.

Информационные процессы - это процессы поиска, накопления, хранения, обработки и ____________ информации:

a) передачи;

b) пересылки;

c) переправки;

d) переноса.

18) Функцию переносчика информации от источника к приемнику и далее - к адресату выполняет:

a) «майлагент»;

b) сигнал;

c) sms;

d) радиоволны.

19) Информационный процесс начинается:

a) с переработки информации;

b) с приятия и сохранения информации;

c) с отправки информации;

d) с включения компьютера.

Вставить слово.

Сигнал обладает определенной __________, которую можно выразить в дискрет­ной форме.

a) структурой;

b) схемой;

c) формой;

d) формулой.

21) Содержание сигнала составляет:

a) предложение;

b) код;

c) информация;

d) слово.

22) Информационный процесс, изменение состояния системы, ведущее к достижению поставленной цели – это:

a) управление;

b) хранение;

c) преобразование;

d) получение информации.

23) Массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности – это:

a) правовая информация;

b) нормативная информация;

c) информационное право;

d) законодательство РФ.

24) Является группой правовой информации:

a) официальная правовая информация;

b) неофициальная правовая информация;

c) оба ответа верны;

d) ни один ответ не является верным.

25) Нормативная правовая информация – это:

a) вид официальной правовой информации;

b) вид правовой информации;

c) вообще не относится к данным категориям;

d) ФЗ.

26) К понятию нормативной правовой информации можно отнести:

a) только Конституцию РФ;

b) все правоприменительные акты;

c) все нормативно-правовые акты;

d) ничего из перечисленного.

27) Разъяснения Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда можно отнести к:

a) актам официального разъяснения норм;

b) актам неофициального разъяснения норм;

c) нормативно-правовым актам;

d) приговорам.

28) Предусмотренные законом общественно-опасные деяния, совершаемые с использованием средств компьютерной техники – это:

a) правонарушения;

b) уголовные преступления;

c) информационные деликты;

d) компьютерные преступления.

29) Комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для автоматизации планирования и организации процесса обработки программ, ввода-вывода и управления данными, распределения ресурсов, подготовки и отладки программ, др. вспомогательных операций обслуживания – это:

a) компьютерный комплекс;

b) систематизация;

c) автоматизация;

d) операционная система.

30) Именованная область на магнитном диске, где могут долговременно храниться программы, обрабатываемая информация (программы, числовые и текстовые данные, изображения и др) – это:

a) документ;

b) папка;

c) архив;

d) файл.

Вставить слово.

Каждый файл имеет _______, зарегистрированное в папке (каталоге) файлов.

a) название;

b) наименование;

c) адрес;

d) имя.

32) Операционная система, ориентированная на работу с объектами, каждый из которых характеризуется совокупностью свойств и над которыми можно выполнять определенные действия:

a) Microsoft Excel;

b) Program Files;

c) Microsoft Office;

d) Windows.

33) Приложение для создания изображений, предоставляющее пользователю различные средства графические средства, а также для редактирования и преобразования изображений с помощью различных эффектов:

a) точечный рисунок;

b) контекстное меню;

c) текстовый редактор;

d) графический редактор.

34) Широкое признание пользователей получили коммерческие СПС:

a) «КонсультантПлюс»;

b) «Гарант»;

c) «Кодекс»;

d) все вышеперечисленные.

35) Именованная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной области – это:

a) файл;

b) информация;

c) справочно-правовая система;

d) база данных.

36) Свойства справочно-правовых систем:

a) возможность работы с огромными массивами текстовой информации;

b) использование специальных поисковых про­граммных средств, что позволяет осуществлять поиск в режиме реального времени по всей информационной базе;

c) возможность работы с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или сети Internet. Т.о. можно избавиться от задержки обновления информационной базы, если работать в режиме on-line с базой данных, хранящейся на удаленном компьютере;

d) все ответы верны.

37) Широкое признание пользователей получили коммерческие СПС:

a) «КонсультантПлюс» (АО «Консультант Плюс»);

b) «Гарант» (НПП «Гарант-сервис»);

c) «Кодекс» (ГП «Центр компьютерных разработок»);

d) все ответы верны.

38) Приобретение СПС имеет смысл только при условии:

a) регулярного ее обновления;

b) добавления документов по индивидуальному заказу;

c) оба ответа верны;

d) оба ответа неверны.

39) СПС «Консультант Плюс» характеризуются также:

a) высокой степенью сжатия информации;

b) быстродействием;

c) простотой и удобством работы с программной оболочкой;

d) все ответы верны.

40) Система «ГАРАНТ» разработана:

a) в 1990г.

b) в 2009г.

c) в 1880 г.

d) в 2000 г.

41) В системе «Кодекс» имеется ___ базы данных.

a) 11;

b) 22;

c) 33;

d) 44.

Этапы работы над рефератом

Работы над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;

2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;

3. Устное сообщение по теме реферата.

Тематика рефератов

По дисциплине «Математика и информатика»

1.Проблемы кодификации информационного законодательства.

(Необходимо уделить особое внимание следующим вопросам: дать предиление кодификации; рассмотреть систему права,её структуру, основания классификации норм по отраслям, дать общую характеристику отраслей права РФ, также необходимо проанализировать проблему кодификации информационного законодательства РФ).

2.Право и СПАМ: возможности и перспективы правового регулирования почтовой рассылки в сети Интернет.

(Стоит уделить особое внимание происхождению термина «СПАМ»,необходимо указать понятие и разновидности СПАМа , юридические аспекты борьбы со спамом ,рассмотреть какая ответственность за СПАМ предусмотрена в российском законодательстве со сноской на правовые акты).

Поиск в интернете.

(Необходимо рассмотреть теоретические основы, возможности поисковой системы Google, а так же возможности поисковой системы Яндекс . Сравните поисковые системы Яндекс и Google с точки зрения полезности, укажите их плюсы и минусы).

Internet

(При подготовке к данной теме необходимо уделить особое внимание следующим вопросам: истории сети Internet,её организации, функционированию сети, а так же безопасности, возможностям Internet и её значению.)

Вирусы

(Необходимо уделить особое внимание происхождению термина, формальности определения, их распространению, а так же нужно рассмотреть классификацию и методы борьбы с вирусами .)

Интернет и право.

(В данном работе нужно обратить внимание на регулирование деятельности в Интернете нормативно-правовыми актами, при этом стоит назвать соответствующее законодательство и наиболее частые нарушения, связанные с деятельностью в Интернете.)

Законодательства РФ.

(Необходимо дать понятие что такое информационное законодательство, информационно-правовыми нормы, указав при этом какова структура данного законодательства, каковы перспективы его развития и какие существуют на данные момент пробелы в информационном праве).

Информационные войны

(При рассмотрении данной темы необходимо дать определение, указать основные черты, методы ведения, при этом приводя примеры).

Идея занятия

Студентам предлагается следующая ситуация деловой игры: «В городе работают несколько фирм — обществ с ограниченной ответственностью (ООО) — по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем-нибудь на досуге, например составлением кроссворда из тех слов, которые используются в работе. Затем поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер и какое дополнительное оборудование к компьютеру ему понадобится. Надо ему в этом помочь».

Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по сборке и продаже компьютеров. Игровой моделью является рабочий день такой фирмы.

Занятие содержит два основных этапа, на каждом из которых выполняется определенное задание.

Задание 1 — составление кроссворда. На этом этапе студенты знакомятся с новыми понятиями темы и составляют кроссворд с использованием данных понятий.

Задание 2 — сборка компьютера (определение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, студенты узнают определения новых понятий, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания студенты должны представить вариант конфигурации компьютера с обоснованием, почему они предлагают именно такой вариант.

Организация занятия

Учебная группа разбивается на несколько игровых групп (команд) по 2— 4 человека в каждой. Один из членов группы выбирается на роль инженера (капитана команды), остальные выступают в роли техников. Необходимо заранее пригласить 3—4 экспертов из числа старшекурсников или преподавателей, которые будут помогать как игрокам, так и ведущему в процессе игры: давать консультации, проверять выполнение заданий, следить за правильностью ответов и оценивать работу групп. Ведущим является преподаватель информатики, организовавший игру и преподающий в данной группе.

Обязательно до начала игры нужно решить, как будут размещаться участники игры в помещении: кто, где будет находиться.

Оснащение занятия

Каждая игровая группа должна иметь листочки с правилами игры, системой оценивания, карточки с изображениями комплектующих и периферийных устройств, опорный конспект, прайс-лист, памятку по ведению беседы с заказчиком.

Эксперты должны иметь листочки с правилами игры, системой оценивания, памятку по ведению беседы с работниками фирмы.

Кроме того, должны быть подготовлены полоски со словами — компьютерными терминами, а также лист для составления кроссворда.

Изображения комплектующих и периферийных устройств можно скопировать из Интернета (картинки ищутся с помощью поисковой системы), тем самым, получив их в электронном виде. Чтобы иметь картинки на бумажном носителе, их можно распечатать или найти и вырезать подходящие из каких-либо журналов.

Прайс-лист можно взять в любом магазине компьютерной техники.

Правила игры

Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых — набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры.

Игроки могут обращаться за консультацией к экспертам.

Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы. Роль преподавателя в игре должна быть минимальной. В хорошо подготовленной деловой игре преподаватель в основном действует до начала игры. Чем меньше он вмешивается в процесс игры, тем больше в ней элементов саморегулирования и взаимоконтроля студентов и тем выше обучающая ценность игры.

По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные группами за всю игру, и за определенную сумму баллов (которую устанавливает ведущий) каждый игрок получает положительную оценку.

Система оценивания

Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:

задание 1:

• компактность структуры кроссворда;

• правильность;

• рациональность;

• аккуратность;

задание 2:

• ориентация в материале;

• культура речи;

• краткость;

• логичность и убедительность;

• выделение существенного;

• умение заинтересовать слушателей.

Максимальное количество баллов за выполнение каждого из заданий — 5 баллов.

Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:

• взаимопомощь в группе;

• умение общаться с коллегами;

• умение организовать работу в группе;

• умение уложиться во времени при решении задач;

• умение слушать выступление своего докладчика и докладчика другой группы.

Количество баллов, которое начисляется за тактичное поведение во время игры, — 5, и еще несколько баллов могут быть добавлены на усмотрение ведущего и экспертов.

За нарушение дисциплины взимаются штрафы:

• каждое замечание ведущего или эксперта-консультанта — 1 балл;

• несоблюдение правил игры — 2 балла;

• грубое нарушение — до 5 баллов.

План занятия

Дидактические задачи

q приобретение навыков самостоятельной и творческой работы;

q выработка умения логически мыслить, обобщать и делать выводы;

q активизация творческого мышления;

q привитие студентам навыков самообразования и самовоспитания;

2. Воспитательные:

q приобретение студентами навыков общения при совместной работе;

q усиление личностной заинтересованности студентов;

q привитие навыков самообразования и самовоспитания;

Обеспечение занятия:

q листочки с правилами игры, системой оценивания;

q карточки с изображениями комплектующих и периферийных устройств;

q опорный конспект;

q прайс-лист;

q памятка по ведению беседы с заказчиком;

q памятка по ведению беседы с работниками фирмы.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Элементы занятия, изучаемые вопросы, методы обучения Планируемое время (мин.)
1. Подготовительный этап. Вступительная беседа преподавателя. Сообщение темы, цели и задач занятия.    
2. Составление кроссворда.
3. Сборка компьютера. Для каждой группы: подготовка сборки компьютера — 10 мин, разговор с заказчиком — 10 мин).  
5. Итоги занятия.

Ход занятия

Подготовительный этап

Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперты-консультанты, ведущий.

Ведущий сообщает участникам дидактическую цель игры.

Ведущий. Каждая из ваших групп организовала общество с ограниченной ответственностью. Дайте, пожалуйста, название своему предприятию.

Студенты придумывают названия своих фирм-команд.

Ведущий. У вас начинается первый рабочий день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой — попробовать составить кроссворд из компьютерных терминов.

Составление кроссворда

Игроки каждой команды получают полоски со словами для составления кроссворда. Полоски двусторонние: с одной стороны слово написано по горизонтали, с другой стороны это же слово — по вертикали. Игроки складывают кроссворд из этих слов-полосок на столе. Затем они перерисовывают получившийся кроссворд на лист бумаги, заранее подготовленный преподавателем, нумеруют слова и составляют вопросы к кроссворду в виде картинок. Эти картинки присутствуют на столе, и студентам остается только правильно их расположить и пронумеровать.

По истечении времени, отведенного на выполнение данного задания, ведущий сообщает о завершении этапа. Свои решения команды передают экспертам, которые во время выполнения игроками задания следующего этапа проверяют и оценивают работу каждой из команд.

Сборка компьютера

Ведущий. В вашу фирму поступил заказ. Заказчик просит вас собрать для него компьютер, но точно не знает, какой конфигурации должен быть этот компьютер, и какое дополнительное оборудование ему понадобится. Этот компьютер заказчик хочет использовать как для работы, так и для игр. Он может заплатить не более 700 долларов (это задание для 1-й команды, для других команд это может быть, например, 750, 800 и т. д. долларов). Ваша задача: помочь заказчику в определении конфигурации компьютера, т. е. помочь ему определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип CD-дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип принтера, наличие колонок, сканера, цифровой камеры и т. п. Условия выполнения заказа следующие: с одной стороны, заказчик не должен приобрести ненужную вещь, т. е. если работник фирмы считает, что сам заказчик выбрал какой-то предмет, который ему на самом деле не пригодится, то работник должен толково и убедительно это доказать; с другой стороны, надо столь же толково и убедительно доказать заказчику, что ему потребуется именно такой-то предмет.

Каждая команда получает несколько картинок с изображениями комплектующих и периферийных устройств. Игроки, пользуясь материалом конспекта, должны подготовиться к тому, чтобы вразумительно рассказать о том, что изображено на каждой картинке, является ли изображенный предмет необходимым для работы компьютера, представить его функциональные возможности и разновидности.

Далее команды предлагают вариант конфигурации компьютера на заданную сумму (используются реальные прайс-листы) и убеждают заказчика приобрести компьютер именно такой конфигурации.

Разговоры представителей фирм-команд с заказчиками происходят по очереди, друг за другом. Другие команды могут вносить предложения или замечания после окончания беседы заказчика с фирмой.

В качестве заказчиков выступают эксперты. С каждой командой беседует один заказчик. У него есть памятка о том, как себя вести, о чем спрашивать и для каких целей требовать компьютер. Заказчик должен общаться со всеми членами игровой группы, каждый должен что-то ему объяснить. В конце данного этапа заказчик объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной фирмы.

Пример памятки для работников фирмы

«На всю сумму, которой располагает покупатель, вам нужно предложить товар. У вас в наличии остались только процессоры Celeron 1200. Пришла большаяпартия струйных принтеров Epson, и вам нужно их срочно продать. У вас нет в наличии колонок, есть только наушники. Оперативной памяти у вас осталось только на 128 Мб».

Пример памятки для заказчика

«Вам известно, что последняя марка компьютера — это Pentium 4. Вы хотите печатать фотографии, используя компьютер, и слушать музыку через колонки. А мышку вы хотите с большим шаром наверху.

Вы спрашиваете:

• Pentium - это название фирмы, выпускающей компьютеры?

• Что такое память и для чего она нужна?

• Какая разница между CD-ROM и DVD-ROM?

• Чем отличаются большие мониторы, похожие на куб, от тонких мониторов?

• На чем можно распечатывать плакаты больших размеров?

Вы постоянно интересуетесь, почему вам предлагают именно этот предмет, а не другой».

Подведение итогов занятия

Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры — интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т. д.

Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали свое мнение об игре — о ее содержании, организации, а также внесли предложения по ее усовершенствованию.

Идея занятия

Студентам предлагается следующая ситуация деловой игры: "В Оренбурге работают несколько фирм по дизайну и рекламной деятельности на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно заняться чем-нибудь на досуге, например решением кроссворда из тех слов, которые используются в работе. Затем поступает заказ: один заказчик хочет изготовить эмблемы, посвященные 60-летию ОГУ, а другой – рекламные проспекты юридического факультета. Надо им в этом помочь".

Имитационной моделью в данном случае выступает работа фирмы по изготовлению эмблем и рекламных проспектов. Игровой моделью является рабочий день такой фирмы.

Занятие содержит два основных этапа, на каждом из которых выполняется определенное задание.

Задание 1 — решение кроссворда. На этом этапе студенты вспоминают известные им понятия темы и решают кроссворд с использованием данных понятий.

Задание 2 — дизайн и рекламная деятельность. Выполняя данное задание, студенты закрепляют умения и навыки использования графического редактора при создании различных изображений. В конце выполнения задания студенты должны представить эмблемы ОГУ и рекламные проспекты факультета.

Организация занятия

Рабочая группа разбивается на две игровые группы (команды) по 7 человек в каждой. Один из членов группы выбирается на роль начальника отдела, остальные выступают в роли сотрудников отделов. Заранее был назначен студент (эксперт-консультант), который будет помогать как игрокам, так и ведущему, в процессе игры: давать консультации, проверять выполнение заданий, следить за правильностью ответов и оценивать работу групп. Ведущим является преподаватель информатики, организовавший игру и преподающий в данной группе.

Обязательно до начала игры нужно решить, как будут размещаться участники игры в помещении: кто и где будет находиться.

Оснащение занятия

Каждая игровая группа должна иметь листочки с правилами игры, системой оценивания, карточки с изображениями кроссвордов, макеты эмблем и реклам на бумаге (подготовленные самими участниками игры в ходе самостоятельной, творческой работы по дисциплине).

Эксперт должен иметь листочки с правилами игры, системой оценивания и оценочную ведомость.

Правила игры

Игра проходит в форме соревнования между игровыми группами, задача которых — набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры.

Игроки могут обращаться за консультацией к эксперту- консультанту.

Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в работе, задавать вопросы. (Роль преподавателя в игре минимальна. В хорошо подготовленной ролевой игре преподаватель в основном действует до начала игры. Чем меньше он вмешивается в процесс игры, тем больше в ней элементов саморегулирования и взаимоконтроля студентов, и выше обучающая ценность игры).

По окончании игры подводятся ее итоги.

Система оценивания

Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:

задание 1:

• правильность;

• аккуратность;

задание 2:

• оригинальность идеи;

• рациональность использования рабочего времени;

• воплощение идеи на практике.

Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:

• умение пользоваться инструментарием графического редактора;

• умение организовать работу в группе;

• умение уложиться во времени при решении задач;

План занятия

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Элементы занятия, изучаемые вопросы, методы обучения Планируемое время (мин.)
1. Организация занятия.
2. Вступительная беседа преподавателя. Сообщение темы, цели и задач занятия. Основной мотив выполнения практического задания: осознание студентами практической значимости тех знаний, умений и навыков, которыми он должен овладеть и творчески их применять на практике.  
3. Осмысление содержания и выполнение практических действий. Метод обучения: ролевая игра. Форма работы: самостоятельное выполнение студентами творческой работы под контролем преподавателя.  
4. Обобщение и систематизация результатов работы.
5. Итоги занятия.

Ход занятия

Подготовительный этап

Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперт-консультант, ведущий (преподаватель). На системных блоках компьютеров эксперта-консультанта, начальника 1 отдела и начальника 2 отдела стоят таблички.

Ведущий. Сегодня у нас заключительный занятие по теме «Графический редактор», который пройдет в виде деловой игры «Дизайнер».

Ведущий сообщает участникам дидактическую цель игры.

Ведущий. Цель нашей деловой игры состоит в том, чтобы в игровой форме закрепить, систематизировать, проверить умения и навыки применения графического редактора при создании различных изображений на практике.

Все участники игры разбиты на две группы.

Ведущий. Каждая из ваших групп организовала свой отдел: 1 - отдел дизайна, 2 - рекламный отдел.

Итак, у вас начинается рабочий день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой — решить кроссворд по теме «Графический редактор». Приступайте.

Решение кроссвордов

Все кроссворды были составлены студентами первого курса в ходе самостоятельной, творческой работы по данной теме. Были выбраны лучшие из них, набраны на компьютере и отпечатаны на принтере силами членов кружка по информатике.

Ведущий. Заканчивайте работу. Поступили заказы.

Выполнение заказа

Ведущий. Начальники отделов доложите о поступивших заказах.

Начальник 1 отдела:

В наш отдел дизайна поступил заказ от Оренбургского государственного университета на изготовление эмблем, в связи с 60-летием, который состоится в сентябре 2015 года. Мы провели конкурс, и было разработано несколько вариантов таких эмблем, лучшие из которых мы вам продемонстрируем после дизайна на компьютере.

Начальник 2 отдела:

Рекламный отдел заключил контракт на изготовление рекламных проспектов юридического факультета. Среди всех сотрудников нашего отдела был проведен конкурс за право создания компьютерного варианта рекламного проспекта. Победители конкурса сейчас приступят к выполнению задания.

Ведущий. Приступайте к выполнению заказов.

Студенты занимаются выполнением заказов на компьютере.

В это время эксперт-консультант проверяет правильность заполнения кроссвордов и выставляет отметки. После этого, он консультирует участников игры по выполнению задания. После выполнения задания участниками игры, ведущий вместе с экспертом-консультантом принимают работу и выставляют отметки.

Подведение итогов

Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому в отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры — интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т. д.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

- Казанцева, С.Я. Информатика и математика для юристов [Текст] : учебник для вузов / под ред. С. Я. Казанцева - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 560 с;

- Кузнецов, А.А. Информатика. Тестовые задания [Комплект] : метод. пособие / А.А. Кузнецов [и др.].- 2-е изд., испр. - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2003. - 232 с.

- Кулантаева, И.А. Электронные презентации как средство повышения качества изучения юридических дисциплин [Текст]: учебное пособие для вузов / И.А Кулантаева, С.А. Краснов, В.И. Кутузов; Оренб. гос. универси-тет.- М.: ИГ Юрист, 2006;

- Кутузов, В.И. Excel для юристов [Текст]: учебное пособие для вузов / В.И. Кутузов, И.А Кулантаева; Оренб. гос. университет.- М.: ИГ Юрист, 2006;

- Информатика[Текст] : базовый курс: учеб. пособие для студентов втузов / под ред. С. В. Симоновича .- 2-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 640 с. - (Учебник для вузов). - Библиогр. : с. 631-632. - Алф. указ. : с. 633-639.

- Згадзай, О.Э. Информатика для юристов [Текст] : учебник / О.Э. Згадзай, С.Я. Казанцев, Л.А. Казанцева . - М. : Мастерство, 2001. - 256 с. - (Среднее профессинальное образование) -

Дополнительная литература

- Информатика для юристов и экономистов [Текст] : учебник / под ред. С. В. Симоновича . - СПб. : Питер, 2007. - 688 с. : ил.. - (Учебники для вузов). - Библиогр.: с. 661-663. - Алф. указ.: с. 664-687.

- Информатика: практикум по технологии работы на компьютере: учеб.пособие для студ. экон. спец. вузов: рек. М-вом образования РФ/под ред. Н.В. Макаровой. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 256 с.

- Богатов, Д.Ф. Основы информатики и математики для юристов [Текст]: учебное пособие для вузов / Д.Ф. Богатов, Ф.Г. Богатов; М.: ПРИОР, 2000.

- Кулантаева, И.А. Информатика для юристов [Электронный ресурс] / И.А. Кулантаева, С.А. Краснов. - Электр. дан.. - Оренбург: ОГУ, 2005- 1 электрон. опт. №108 диск (CD-ROM). - Систем. требования: 32 х Miltispeed; 54,6 МВ; 80 min. - (Электронная библиотека).

- Жолков, С.Ю. Математика и информатика для гуманитариев [Текст]: учебник для вузов / С.Ю. Жолков; М.: Гардарики, 2002.

- Кулантаева, И.А., Краснов С.Н. Информатика для юристов. Электронный сетевой курс на 15 компьютеров.

- Олифер, В.Г. Компьютерные сети [Текст]: учебник для вузов / В.Г. Олифер, В.А. Олифер; СПб: Питер, 2000;

- Соломенчук, В. Интернет: Краткий курс [Текст]: учебное пособие для вузов / В. Соломенчук; 2-е изд. - СПб: Питер, 2001;

- Акопов, Г.Л.Правовая информатика: учебное пособие. – М.:Дашков и К . 2009. – 303 с.

- Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: учеб.для студ.вузов, обуч. По напр. 030500 «Юриспруденция» и по спец. 030501 «Юриспруденция», 030505 «Правоохранительная деятельность»: доп.УМО по юрид.образованию. –М.: Гардарики, 2006. – 655 с.

- Аванесов Г.М.

Наши рекомендации