Научная школа: основные теории и концепции
Школа научного управления (1885—1920 гг.) положила начало зарождения науки управления и возникновения менеджмента в к 19 н 20 в.
В 1911 г. Ф. Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления». С этого времени теория и практика менеджмента развивалась под воздействием происходящих изменений в мировой экономической системе.
Главная цель школы научного управления:повышение эффективности деятельности предприятия и каждого участника производственного процесса путем научной организации труда.
Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область деятельности и научных исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно повысить эффективность организации.
Представителями этой школы:
- проводились иссл-ния содержания работы и ее основных элементов;
- проводились замеры затрат времени на выполнение труда;
- разрабатывались рациональные приемы труда; предложения по совершенствованию организации производства;
- предлагалась система стимулирования труда с целью заинтересованности рабочих в увеличении производительности труда и объема производства;
- обосновывалась необходимость предоставления рабочим отдыха и неизбежных перерывов в работе;
- устанавливались нормы выработки, за превышение которых предлагалась дополнительная оплата;
- управленческие функции выделялись в отдельную сферу профессиональной деятельности.
К недостаткам этой школы следует отнести недооценку чел фактора.
Ф. Тейлор был промышленным инженером, поэтому основное внимание он уделял исследованию технологии производства, рассматривал человека как «машину».
Кроме того, эта школа не исследовала социальные аспекты человеческого поведения. Мотивация и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению физиологических потребностей работников.
21. Представители классической, или административной, школы управления (1920—1950 гг.): Анри Файоль, Джеймс Муним и др.
Классическая школа:
- разрабатывала общие характеристики и закономерности развития организаций (общая теория управления организацией);
- создала систему универсальных принципов управления (реализация которых приводит к успеху);
- предлагала рациональную систему управления, деление организации на подразделения по функциональному признаку;
- рассматривала управление как универсальный процесс, состоящий из системы определенных функций: планирование, организация, мотивация, контроль;
- считала наиболее рациональной структуру организации, основанную на принципе единоначалия, когда работник получает приказы только от одного начальника (М. Вебер);
- сформулировала 14 принципов управления (А. Файоль), многие из которых до сих пор могут быть использованы;
- сформулировала общие функции управления.
Недостаткиклассической (административной) школы управления:
- недооценка социальных аспектов управления;
- невнимание к человеческому фактору в организации;
- недостаточное внимание к научной разработке методов управления;
- организация рассматривалась как закрытая система, не связанная с внешней средой.
Школы человеческих отношений
Возникновение школы человеческих отношений и поведенческих наук было обусловлено развитием социологии и психологии. Представители этой школы: Элтон Мэйо, Питер Друкер, А. Маслоу, Мэри Фоллетт и др.
Они основное внимание уделяли изучению групповых отношений и групповых норм, психологическим мотивам поведения людей, проблемам «конфликта и сотрудничества», «неформальной организации», «коммуникативных процессов» и др.
Школа человеческих отношений:
- определяла менеджмент как обеспечение выполнения работы путем организации труда людей;
- обосновывала роль взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности;
- объясняла активность деят-ти людей и мотивов их поведения потребностями;
- вырабатывала определенные приемы управления человеческими отношениями.