Использование результатов и коррекция математической модели

Большинство полученных сначала результатов может оказаться бесполезным.

Часто анализ результатов на этапе их обработки и интерпретации, указывает на несовершенство используемой математической модели и необходимость ее коррекции.

В таком случае математическую модель модифицируют (при этом она, как правило, усложняется) и начинают новый цикл решения задачи.

Тема 1

Приближенные числа. Погрешности

1.0 Источники приближенных чисел

На практике при выполнении вычислений чаще всего приходится иметь дело не с точными, а с приближенными числами. Причин тому несколько.

Данные, значение которых в принципе может быть представлено целым числом, но точное его определение затруднительно. Например, поскольку число зрителей, пришедших на концерт, является целым, его можно было бы определить с абсолютной точностью, однако на практике это сделать довольно трудно.

Если в ходе вычислений используются экспериментальные данные, полученные из физических измерений или же наблюдений, то их значение не может быть измерено с абсолютной точностью. Даже использование весьма прецизионных (и дорогих!) измерительных приборов не позволяет достичь абсолютного результата.

В расчетах часто используются иррациональные величины (например, e, p), которые в принципе не имеют абсолютно точных значений.

Все сказанное справедливо для случая, когда имеется возможность выполнять вычисления с неограниченным числом знаков. Ситуация усугубляется при использовании вычислительной техники, поскольку всякий компьютер хранит вещественные числа с ограниченной точностью. Поясним сказанное внешне простым примером. Предположим, необходимо решить квадратное уравнение x2 + 0,4002x + 0,00008 = 0 и вычисления производятся с точностью до 4-ой значащей цифры. С использованием обычной формулы

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

получаем один из корней –0,00015. При вычислениях с 8-ю значащими цифрами правильный корень равен –0,0002. Таким образом, в первоначальном варианте ошибка составила 25 %!

Приближенные числа – один из источников погрешностей, причины возникновения которых кратко рассмотрены в следующем параграфе.

1.1 Источники и классификация погрешностей

Обычно выделяют следующие источники погрешности решения задачи.

а) Математическое описание задачи является неточным. В частности, не удалось надлежащим образом описать задачу с помощью набора уравнений, неточно заданы исходные данные описания и др. Это неустранимая погрешность.

б) Применяемый для решения метод часто не является точным: получение точного решения задачи требует неограниченного или неприемлемо большого числа арифметических операций, поэтому вместо получения точного решения приходится прибегать к приближенному. Это погрешность метода.

в) При выполнении арифметических операций на компьютере или любым другим образом, как правило, производятся округления (это же относится к вводу чисел в память компьютера и выводу полученных результатов). Это вычислительная погрешность.

1.2 Абсолютная и относительная погрешности вычисления

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru
Если a – точное значение некоторой величины, а a* – известное приближение к нему, то абсолютной погрешностью приближения a* называют величину Δ(a*), удовлетворяющую неравенству

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru
Относительной погрешностью называют величину d (a*), удовлетворяющую неравенству

Относительную погрешность часто выражают в процентах.

Рассмотрим способы нахождения погрешностей результата при выполнении арифметических операций.

Пусть X и Y – «точные» значения двух величин. В вычислительном устройстве (после округления) они представлены как x и y.

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru
Можно записать

Здесь a и b – положительные числа.

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru
Очевидно, что

Вывод: при сложении (вычитании) двух чисел максимальная погрешность суммы (разности) равна сумме максимальных погрешностей исходных двух чисел.

Рассмотрим теперь случаи произведения и деления приближенных величин.

Перепишем соотношения

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

в виде

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Пренебрегая малыми величинами (a/x)(b/y), получаем для XY

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru
Для частного находим

Вывод: при умножении (делении) двух чисел максимальная относительная погрешность произведения (частного) равна сумме максимальных относительных погрешностей исходных двух чисел.

Представим сказанное в несколько более формализованном виде.

1.3 Погрешности арифметических операций

Погрешность суммы

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru
Пусть задана функция

Для абсолютной погрешности получаем

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Относительная погрешность

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Погрешность разности

Пусть задана функция

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Для абсолютной погрешности получаем

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Относительная погрешность

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Если Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru и Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru близки, относительная погрешность Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru может оказаться много больше Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru и Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

Погрешность произведения

Пусть задана функция

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Для абсолютной погрешности получаем

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Относительная погрешность

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Погрешность частного

Пусть задана функция

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru
Для абсолютной погрешности получаем

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Относительная погрешность

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

1.4 Обратная задача теории погрешностей

Рассмотренные выше оценки относились к «Прямой задаче погрешностей» – т. е. нахождению погрешности функции по погрешностям аргументов.

Обратная задача теории погрешностей – нахождение допустимой погрешности аргументов, при которой погрешность значений функции будет не более заданной величины e.

В общем случае обратная задача математически некорректна. Возможно, однако, рассмотрение некоторых частных случаев.

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru
В рассмотрении используем неравенство

Накладывается условие Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

Рассмотрим три частных случая.

I. Если функция зависит от одной переменной, т. е. n = 1, то Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

II. При n > 1 если погрешности переменных одинаковы, D(x1 ) = … = D (xi ) = D, то Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

III. При n > 1, если вклады в погрешность результата одинаковы,

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru , то Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

Тема 2

Решение алгебраических
и трансцендентных уравнений

Необходимость решения уравнений возникает при рассмотрении большого числа разнообразных задач. При этом зачастую приходится прибегать к численным методам, поскольку даже в случае алгебраических уравнений порядка n общие решения найдены лишь для n < 5. Что касается трансцендентных уравнений, то общие решения, как правило, отсутствуют вовсе.

2.0 Постановка задачи

В общем случае задача имеет вид

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru (2.1)

где f(x) – заданная функция действительного или комплексного аргумента x.

Корнем (или решением) уравнения (2.1) называется значение c, при котором f(c) = 0.

Приближенное нахождение корней уравнения складывается из двух этапов:

отделение корней, т. е. нахождение наиболее узких интервалов [a, b], в каждом из которых содержится один и только один корень данного уравнения (количество интервалов определяется видом функции f(x));

1) уточнение приближенных корней, т. е. вычисление корней с заданной степенью точности.

Для отделения корней чаще всего применяют графический метод, основанный на том, что вещественные корни уравнения (2.1) являются точками пересечения графика функции f(x) с осью x. Следовательно, построив график, можно принять за приближенные значения корней абсциссы точек пересечения графика с осью x.

Иногда удобно функцию f(x) представить в виде f1(x) = f2(x), построить графики y = f1(x)
и y = f2(x) и найти абсциссы их точек пересечения. Эти точки и будут приближенными значениями корней.

Пример

Отделить корни уравнения x2 + x – 2 = 0.

Можно построить график функции x2 + x – 2 = 0. Точки пересечения этого графика с осью x будут являться приближенными корнями уравнения (рис. 2.1).

Кроме того, можно исходное уравнение записать в виде x2 = 2 - x и построить графики y = x2 и y = 2 - x. Абсциссы точек пересечения этих графиков можно принять за приближенные корни заданного уравнения (рис. 2.2).

x2+x - 2

x2
2-x

Рис. 2.1. График функции x2 + x – 2 Рис. 2.2. Графики функций x2 и 2 – x

Еще один способ отделения корней: исследование функции f(x) для установления интервалов, на которых происходит изменение знака функции (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Интервал [a, b], на концах которого функция принимает разные знаки

Приведенная на рис. 2.3 ситуация может показаться самоочевидной, однако на практике попадаются гораздо более сложные случаи (рис. 2.4–2.6).

Рис. 2.4. На концах всех интервалов Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru
функция имеет одинаковые знаки, однако
на интервале [a, b] имеются два корня, на интервале [c, d] – один корень, на интервале [e, f] корней нет

Рис. 2.5. «Патологическая» функция, Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru
многократно проходящая через 0 на небольшом интервале

Рис. 2.6. Разрывная функция, Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru
принимающая на концах интервала [a, b] разные знаки, однако внутри интервала корней нет!

Очень полезной оказывается следующая теорема.

Теорема: Пусть функция f(x) непрерывна на интервале [a, b] и принимает на концах данного интервала значения разных знаков, т. е. f(a)f(b) < 0.

Тогда внутри интервала [a, b] найдется такая точка c, значение функции в которой равно нулю, т. е. f(c) = 0, и которая является корнем данного уравнения.

Корень c заведомо будет единственным на [a, b], если производная Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru существует и сохраняет постоянный знак внутри данного интервала, т. е. если Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru или Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

Численные методы, используемые для уточнения приближенных корней, применяются для каждого найденного интервала заданного уравнения.

2.1 Метод половинного деления (метод «вилки», метод дихотомии)

Определяем, какие корни требуется найти, например, только положительные или только отрицательные и т. д.

Графическим методом находим интервалы, в каждом из которых находится только один корень данного уравнения.

Разделим отрезок [a, b] пополам точкой d и получим уже два интервала: [a, d] и [d, b].

Выбираем тот отрезок, на концах которого функция f(x) принимает значения разных знаков,
и опять делим его пополам.

Повторяем все эти действия до тех пор, пока длина отрезка, содержащего корень, не станет меньше погрешности, с которой ищется корень.

Легко видеть, что после N делений длина отрезка уменьшится в 2N раз. Так, после 20-ти делений длина отрезка составит 1/220 долю от первоначальной, т. е. уменьшится в 1 048 576 раз.

Пример

Методом половинного деления найти корень уравнения Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

Графически находим интервал [0,4; 0,5], в котором находится действительный корень данного уравнения.

f(0,4) = –0,136 < 0;

f(0,5) = 0,125 > 0.

Условие нахождения корня в рассматриваемом интервале выполняется,
т. е. f(0,4)f(0,5) < 0.

Интервал [0,4; 0,5] делим пополам точкой Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = 0,45. Получаем два интервала: [0,4; 0,45] и [0,45; 0,5].

Для того чтобы определить, в каком из полученных интервалов содержится искомый корень уравнения, проверим условие Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru < 0.

f(0,4) = –0,136 < 0;

f(0,5) = 0,125 > 0;

f(0,45) = –0,00888 < 0.

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru < 0, следовательно, выбираем [0,45; 0,5]. Этот интервал делим пополам:

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = 0,475.

Опять получаем два интервала: [0,45; 0,475] и [0,475; 0,5].

f(0,475) = 0,05717 > 0.

Т. к. Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru < 0, то выбираем [0,45; 0,475].

Так продолжаем до тех пор, пока не найдем корень данного уравнения.

.................................

[0,453397; 0,4534];

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = 0,453398;

f(0,453398) = 0,0000009.

Очевидно, что x = 0,453398 является искомым корнем данного уравнения с довольно высокой точностью.

2.2 Метод Ньютона (метод касательных)

Основное достоинство метода – быстрая сходимость.

Метод Ньютона универсален и пригоден для решения обширного класса уравнений.

Пусть корень с уравнения f(x) = 0 принадлежит отрезку [a, b], причем, Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru , Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru и Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru непрерывны и сохраняют определенные знаки на данном отрезке.

Метод имеет простой геометрический смысл.

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru
Если x0 – некоторое приближение к корню с уравнения, то за новое приближение x1 принимают точку пересечения касательной, проведенной в точке (x0, f(x0)) к графику функции f(x), с осью Ox (рис. 2.7).

α
Рис. 2.7. Иллюстрация выбора следующего приближения к корню уравнения
в методе Ньютона

Алгоритм поиска корня задает итерационная формула:

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru (2.2)

Каждое последующее приближение к корню вычисляется через предыдущее.

При неудачном выборе x0 может случиться, что следующее приближение x1 к корню уравнения окажется вне интервала [a, b]. При этом надо выбрать другое начальное приближение.

В противном случае метод Ньютона может сходиться очень медленно, что приведет к накоплению погрешности вычисления, или не сходиться вообще.

Применяя метод Ньютона, следует руководствоваться следующим правилом при выборе начальной точки: в качестве начального приближения x0 выбирается тот конец интервала
[a, b], которому отвечает ордината того же знака, что и знак Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru , т. е. должно выполняться условие Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru > 0 (на концах интервала).

Если Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru > 0, то принимаем x0 = a, если Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru > 0, то x0 = b.

Замечание

Недостатком метода Ньютона является необходимость вычисления производной для каждого xn. Если значение производной Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru близко к нулю, то новое приближение xn+1 может быть худшим приближением, чем xn.

Иногда целесообразно применять модифицированный метод Ньютона, в котором последовательные приближения определяются формулой

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Формула весьма полезна, если вычисление Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru сложно. С другой стороны, модифицированный метод сходится значительно медленнее, чем основной метод Ньютона.

Пример

Методом Ньютона (касательных) вычислить корни уравнения Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

Графически находим два интервала [–1,4; –1,3] и [0,5; 0,6]. Сразу найдем корень, принадлежащий [–1,4; –1,3].

f(–1,4) = 0,20660 > 0,

f(–1,3) = –0,03747 < 0.

f(–1,4) f(–1,3) < 0, следовательно, корень находится в этом интервале.

Корень будем уточнять по формуле Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

За начальное приближение x0 принимаем тот конец интервала [–1,4; –1,3], для которого выполняется условие Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru > 0.

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru , Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = 2,27253 > 0, Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = 2,24660 > 0.

Для точки x = –1,4 выполняется условие Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru > 0, поэтому положим
x0 = –1,4.

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = –1,31909;

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = –1,31598;

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = –1,31597; Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = –1,31597.

Один корень уравнения x = –1,31597.

Все в том же порядке повторим для интервала [0,5; 0,6].

f(0,5) = –0,10128 < 0,

f(0,6) = 0,18212 > 0.

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru < 0, следовательно, корень находится в этом интервале.

Для уточнения корня опять воспользуемся формулой Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

За начальное приближение принимаем тот конец интервала [0,5; 0,6], для которого выполняется условие Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru > 0.

Т.к. для точки x = 0,6 выполняется условие Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru > 0, то положим x0 = 0,6.

Проделав выкладки, аналогичные предыдущим, получим x = 0,53727.

Отметим, что при использовании метода Ньютона возможна ситуация «зацикливания», особенно, если функция f(x)получена с помощью интерполяции (рис. 2.8). Спасает дело лучший выбор начального приближения.

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Рис. 2.8. «Зацикливание» итераций в методе Ньютона, поскольку касательные
в точках 1 и 2 оказались параллельны

2.3 Метод хорд (метод пропорциональных частей)

Пусть корень с уравнения f(x)= 0 принадлежит отрезку [a, b], причем производные Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru и Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru непрерывны и сохраняют определенные знаки на данном отрезке.

Сначала изучается расположение корней и осуществляется их отделение. Затем выбирается начальное приближение x0.

Правильный выбор начального приближения x0 влияет на сходимость метода.

При неправильном выборе x0 каждое следующее приближение может все дальше удаляться от корня уравнения, т. е. метод хорд будет расходиться.

Применяют следующее правило выбора начального приближения: неподвижен тот конец интервала [a, b], для которого знак функции f(x) совпадает со знаком ее второй производной Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru , т. е. должно выполняться условие f (x) Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru > 0.

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru Если Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru > 0, то точка a является неподвижной, а в качестве начального приближения выбираем точку b, т. е. x0 = b, и формула, определяющая алгоритм вычислений, имеет вид

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru В обратном случае

Метод проиллюстрирован на рис. 2.9. После отделения корня через точки 1 и 2 проводим хорду и находим точку ее пересечения с осью абсцисс. В этой точке восстанавливаем перпендикуляр до пересечения с кривой. Тем самым находим точку 3. Через точки 2 и 3 проводим новую хорду до пересечения с осью Ox. Из точки пересечения снова восстанавливаем перпендикуляр до пересечения с кривой. Получаем точку 4. Процесс продолжается до достижения необходимой точности.

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru
Рис. 2.9. Иллюстрация к методу хорд. Точки 1 и 2 получены при отделении корня. Все последующие – в ходе применения процедуры метода хорд

Пример.

Методом хорд найти корни уравнения Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Построив график функции Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru , находим, что данное уравнение имеет один действительный корень, лежащий в интервале [1,4; 1,5].

0,0
0,5
1,0
1,5
2,0
2,5
y
x
 
y=2x*ln(x)-1

Проверим условие нахождения корня в данном интервале Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

f(1,4) = – 0,05788 < 0, f(1,5) = 0,21640 > 0.

f(1,4) f(1,5) < 0, следовательно, условие нахождения корня в найденном интервале выполняется.

Далее найдем Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = 1,42857 > 0, Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = 1,33333 > 0.

Определим неподвижную точку согласно условию Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru > 0. Так как Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru > 0, то точка Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = 1,5 является неподвижной, а в качестве начального приближения корня выбираем точку Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = 1,4.

Каждое (n+1) приближение корня вычисляем по формуле Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = 1,42152;

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = 1,42153, Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = 1,42153.

Сравнивая Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru и Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru , видим, что корнем уравнения является число Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = 1,42153.

Возможны случаи, когда метод хорд будет сходиться крайне медленно. Одна из возможных ситуаций проиллюстрирована на рис. 2.10.

Рис. 2.10. Пример функции, для которой метод хорд сходится очень медленно Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

2.4 Метод итерации (метод последовательных приближений)

Метод универсален: его можно применять для решения обширного класса как линейных, так и нелинейных уравнений.

Сущность метода в следующем.

Пусть дано уравнение f(x)= 0, где f(x) – непрерывная функция, и требуется найти его вещественные корни.

Преобразуем уравнение в эквивалентное уравнение вида

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru . (2.3)

Выберем начальное приближение x0 и, подставив его в правую часть уравнения (1.3), получим число x1 = j(x0 ). Затем вычислим x2 = j(x1 ) и т. д.

Получим последовательность чисел Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru , определяемую равенством

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru (2.4)

Для того чтобы последовательность Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru сходилась к корню с уравнения f(x) = 0, необходимо выполнение условия сходимости: если функция j(x) определена и дифференцируема на отрезке [a, b]и Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru при всех a < x < b, то процесс итерации (2.4) сходится к корню с уравнения f(x) = 0 независимо от начального значения x0Î [a, b].

Условие сходимости имеет вид

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru , (2.5)

где q – максимальное значение производной Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru на интервале, содержащем корень уравнения (если корней несколько, то условие сходимости должно выполняться для каждого интервала).

Чем ближе к нулю максимальное значение производной q, тем выше скорость сходимости метода.

Замечание

Пусть в некоторой окрестности [a, b] корня с уравнения x = j(x) производная Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru сохраняет постоянный знак и выполнено неравенство Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

Тогда, если производная Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru положительна, т. е. Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru , то последовательные приближения

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

x0Î [a, b] сходятся к корню монотонно.

Если же производная отрицательна, то последовательные приближения колеблются около корня с.

Для метода итерации большое значение имеет способ преобразования уравнения (2.1) к виду (2.3), т. е. выбор функции Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru , которая должна подчиняться условию сходимости Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

Есть достаточно общий прием приведения уравнения (2.1) к виду (2.3), для которого обеспечено выполнение неравенства (2.5).

Пусть искомый корень лежит в интервале [a, b], причем

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

для xÎ [a, b], где m – наименьшее значение, а M – наибольшее значение производной Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru на [a, b].

Если производная Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru отрицательна, то вместо уравнения f(x) = 0 рассматриваем уравнение
– f(x) = 0.

Введя множитель Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru , произведем простые преобразования:

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

В итоге заменим уравнение (2.3) эквивалентным уравнением вида

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru (2.7)

Сравнивая (2.7) и (2.3), видим, что j(x) = x – lf(x).

Поскольку метод итерации должен быть сходящимся и для функции j(x) должно выполняться условие (2.5), то будем иметь

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru . (2.8)

Можно положить:

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru (2.9)

Фактически выражения (2.7), (2.9) дают универсальный способ нахождения функции j(x), т. е. универсальный способ приведения уравнения (2.1) к виду, пригодному для запуска итерационной процедуры.

В методе итерации в качестве начального приближения x0 чаще всего принимается один из концов интервала [a, b]. Если e – точность, с которой необходимо найти корень, то выход из процедуры происходит обычно по условию

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

где x(n)и x(n-1) – приближенные значения корня, соответственно, на n-ой и (n–1)-ой итерациях.

Замечание

Преимущество метода итерации заключается в том, что сходимость процесса не зависит от выбора начального приближения x0.

Отдельная ошибка, допущенная при вычислениях, не выводящая за пределы отрезка [a, b], не повлияет на конечный результат.

Такое свойство называют свойством самоисправляемости сходящегося итерационного процесса.

На рис. 2.11 показано, как «работает» метод итераций в случае «хороших» функций j(x), т. е. когда Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

На рисунках отложены прямая y = x и кривая y = j(x). Корень уравнения отвечает абсциссе точки пересечения этих двух линий.

После выбора начального приближения x0 вычисляется значение функции j(x0)– ему соответствует точка А на рис. 2.11а.

Приравнивание x1 = j(x0)означает, что мы проводим через точку А прямую, параллельную оси абсцисс, до пересечения с прямой y = x (точка В). Получаем новую абсциссу x1. С ее использованием вычисляем новое значение функции j(x1)(точка С на рис. 2.11а).

Процедура повторяется до нахождения корня с заданной точностью.

На рис. 2.11 показаны также монотонная сходимость к корню и осцилляции вокруг него.

На рис. 2.12 проиллюстрировано поведение итерационной процедуры, когда условие (2.5) не выполняется. По аналогии с рис. 2.11 можно видеть монотонное и осциллирующее удаление приближенных решений от корня уравнения.

а
Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

б
Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Рис. 2.11. «Работа» метода итераций в случае «хороших» функций j(x): а – Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru ; б – Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru
а
Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

б
Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

Рис. 2.12. Расходимость метода итераций в случае Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru : а – Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru ; б – Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru

В заключение темы рассмотрим пример использования техники, задаваемой выражениями (2.7), (2.9).

Пример

Методом итерации решить уравнение Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

Построив график функции, находим, что уравнение имеет единственный действительный корень, принадлежащий отрезку [1,1; 1,2].

Преобразуем данное уравнение к виду (2.3) следующим образом: Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru . При таком преобразовании имеем Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

Проверим выполнение условия сходимости (2.5).

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru >1;

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru >1.

Видно, что условие сходимости (2.5) не выполняется и такое преобразование не подходит, т. к. метод будет расходиться.

Преобразуем уравнение к виду (см. (2.7))

x = x – l(x5 + x – 3).

Согласно (2.9), l= 1/M, где М – наибольшее значение производной Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru на отрезке.

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = 5x4 + 1.

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = 8,3205;

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru = 11,368.

Таким образом, l = 1/11,368 и

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru .

В качестве нулевого приближения выберем среднюю точку отрезка x0 = 1,15.

Тогда

x1 = 1,12547; x2 =1,13152; x3 = 1,13272; x4 = 1,13294;

x5 = 1,13299; x6 = 1,13300; x7 = 1,13300.

Тема 3

Решение систем
линейных и нелинейных уравнений

3.0. Постановка задачи

Рассмотрим систему линейных уравнений

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru (3.1)

Решением системы (3.1) называется совокупность таких значений неизвестных

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru (3.2)

при которых каждое из уравнений этой системы обращается в тождество.

Систему (3.1) кратко можно записать в виде матричного уравнения

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru . (3.3)

Если определитель матрицы А не равен нулю (матрица неособенная), то решение системы (3.3) существует и оно единственное.

Имеется два основных метода «не численного» решения линейных систем: метод Гаусса и метод Крамера. С вычислительной точки зрения они сильно отличаются друг от друга по числу умножений и делений, которые необходимо выполнить в процессе решения. От этого, в свою очередь, зависит время, затрачиваемое на вычисления. Зависимость числа названных операций N от порядка системы (n) для двух упомянутых методов приведена в табл. 3.1.

Таблица 3.1 Число операций умножения и деления N для некоторых порядков n системы линейных уравнений

n N по Крамеру N по Гауссу
~3,6 ∙108
~7,6 ∙1067 44 150

Если преобразовать систему (3.1) к специальному виду, ее можно решить методом итерации.

3.

3.0

3.1 Решение систем линейных уравнений методом итерации

Прежде всего, надо проверить выполнение условий сходимости метода.

Для того чтобы метод итерации сходился, необходимо, чтобы выполнялось условие сходимости для системы (3.1): метод итерации сходится, если выполнены неравенства

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru > Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru (i = 1, 2, ..., n), (3.4)

т. е. если модули диагональных коэффициентов для каждого уравнения системы больше суммы модулей всех остальных коэффициентов, не считая свободных членов.

Преобразуем систему (3.1) к специальному виду: разрешим первое уравнение системы относительно x1, второе – относительно x2 и т. д.

В результате получим эквивалентную систему

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru (3.5)

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru Введя обозначения при и , при ,

представим систему (3.5) в виде

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru (3.6)

Перепишем систему в матричной форме:

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru . (3.7)

Здесь a – матрица с нулевыми диагональными элементами. В качестве начального приближения

Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru Использование результатов и коррекция математической модели - student2.ru  

можно принять столбец свободных членов

Матрицу X(0) подставляем в правую часть системы (3.6)

Наши рекомендации