Муниципально-правовая норма.
Правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, называются муниципально-правовыми нормами. В совокупности эти нормы образуют муниципальное право как отрасль права.
По своей сути муниципально-правовая норма - это официально установленное уполномоченным на то субъектом муниципально-правовых отношений предписание, дозволение или запрет, которое рассчитано на многократное применение и обеспеченное юридической санкцией.
Нормы муниципального права:
- устанавливают правовые положения и компетенцию субъектов муниципально-правовых отношений;
- определят формы и методы взаимоотношений межу собой субъектов муниципально-правовых отношений;
- регламентируют формы и методы осуществления местного самоуправления.
Муниципально-правовая норма, так же как и нормы других отраслей права, имеют свою структуру (внутреннее строение). Составляющими частями муниципально-правовой нормы являются:
Гипотеза - условия действия муниципально-правовой нормы;
Диспозиция - предписание, запреты, дозволения;
Санкция - мера ответственности.
По объекту правового регулирования муниципально-правовые нормы можно условно подразделить на нормы:
- закрепляющие местное самоуправление как одну из основ конституционного строя Российской Федерации;
- гарантирующие права и свободы гражданина, местное самоуправление как механизм осуществления народовластия.
К первой группе относятся конституционные положения об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2); о праве народа осуществлять свою власть через органы местного самоуправления (часть 2 статьи 3); о запрете кому бы то ни было присваивать власть в Российской Федерации (часть 4 статьи 3); о праве граждан Российской Федерации участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1 статьи 32); о праве граждан избирать и быть избранным в органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32).
Ко второй группе относятся самостоятельность местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий (статья 12); самостоятельное решение населением вопросов местного значения путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные органы местного самоуправления (статья 130); осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (статья 131); запрет на ограничение прав местного самоуправления (статья 133).
По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений нормы муниципального права делятся на:
- общие (нормы, регулирующие общественные отношения общего характера);
- особенные (нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере).
По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:
- управомочивающие нормы (нормы-разрешения);
- обязывающие нормы (нормы-предписания);
- запрещающие нормы (нормы-запреты).
По предмету регулирования различают:
- материальные (нормы, которые юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность т.е. фактически статус субъектов муниципально-правовых отношений). Материальные нормы, например, закрепляют предметы ведения местного самоуправления или полномочия органов и должностных местного самоуправления;
-процессуальные (нормы, определяющие методы (способ, порядок, процедуры) деятельности по осуществлению местного самоуправления. Процессуальные нормы, например, закрепляют порядок подготовки и проведения муниципальных выборов и местного референдума или порядок привлечения выборного лица местного самоуправления к уголовной ответственности.
По предмету воздействия на субъектов муниципального права выделяют:
- обязывающие (нормы, предписывающие совершать определенные действия);
- запрещающие (нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий);
- уполномочивающие (нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению);
- стимулирующие (нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств должное поведение участников регулируемого правоотношения);
- рекомендательные (нормы, которые носят рекомендательный характер).
В зависимости от предела действия муниципально-правовые нормы бывают:
а) соответственно территориального масштабу:
- международные (действующие на территориях государств-участников международного соглашения);
- общегосударственные (действуют на всей территории Российской Федерации);
- территориальные (действующие только в пределах территорий субъекта Российской Федерации);
- межтерриториальные (действующие в границах нескольких государственно-территориальных, административно-территориальных образований);
- местные (действуют в пределах территории конкретного муниципального образования).
б) по действию во времени:
- срочные;
- бессрочные.
в) по кругу лиц:
- нормы, действие которых распространяется на юридических лиц;
- нормы, действие которых распространяется на граждан;
По степени определенности (категоричности) содержащихся в них предписаний муниципально-правовые нормы делятся на:
- императивные;
- диспозитивные.
Наибольше распространение, как показывает практика, получили диспозитивные правовые нормы, которые устанавливают какое-либо общее правило и дают муниципальным образованиям право отступать от него в случаях, предусмотренных правовым актами органов и должностных лиц местного самоуправления. Такие нормы можно встретить как в законах субъектов Российской Федерации, так и в федеральных законах.
По источникам муниципально-правовые нормы могут быть подразделены на нормы, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.