Направления нематериального стимулирования трудовой деятельности.
К нематериальным могут быть отнесены любые стимулы трудовой деятельности, за исключением денежного и неденежного материального вознаграждения персонала.
Нематериальное в стимулировании базируется на знании психологических основ поведения человека в труде и понимании значимости трудовой деятельности в удовлетворении высших (социальных) потребностей человека (потребность в достижении, уважении, доминировании, поддержке, понимании, автономии, агрессии, противодействии, защите, опеке, порядке, избегании ущерба, избегании позора и т.д.).
Основными направлениями нематериального стимулирования персонала являются моральное стимулирование, организационное стимулирование и стимулирование свободным временем.
Моральное стимулирование трудовой деятельности — это регулирование поведения работника на основе предметов и явлений, отражающих общественное признание, повышающих престиж работника.
Методы морального стимулирования:
1) Систематическое информирование персонала (собрание трудового коллектива, презентации успешных проектов, организованный внутренний пиар, локальные корпоративные сми и т.д.);
2) Организация корпоративных мероприятий (профессиональные конкурсы, мастер-классы, корпоративные праздники и т.д.);
3) Официальное признание заслуг (представление к государственным, профессиональным и общественным наградам, награждение заслуженных сотрудников грамотами, дипломами, корпоративными наградами, ценными подарками, путевками, денежными суммами, доска почета)
4) Регулирование взаимоотношений в коллективе (использование демократического стиля руководства, научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров, применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия и др.)
Организационное (трудовое) стимулирование — это регулирование поведения работника на основе изменения чувства удовлетворенности трудом (удовлетворенность организацией, содержанием и продуктивностью труда, достойными человека условиями труда, удовлетворенность качеством трудовой жизни, оплатой труда, отношениями в коллективе и т.п.).
Методы организационного стимулирования:
1) Повышение качества трудовой жизни (улучшение организации труда, укрупнение объема работы, расширение содержательности трупа, интеллектуализация трудовых функций, профессиональное развитие и обучение персонала, улучшение условий труда и оснащения рабочих мест, эргономика и дизайн помещений);
2) Управление карьерой (планирование, мотивация и контроль индивидуального профессионального развития и должностного роста сотрудников; организация обретения необходимого уровня профессиональной подготовки; поиск и поддержка талантов; поощрение творчества и инициативы; оценка и анализ результатов и способов деятельности, личных и профессиональных качеств сотрудников);
3) Вовлечение персонала в процесс управления (формирование самоуправляющихся автономных коллективов; поощрение добровольных объединений работников в группы по решению проблем организации; предоставление возможностей группового обсуждения готовящихся решений; совмещение профессий; делегирование полномочий; организация обратной связи; снижение регламентируемости труда; долевое участие персонала во владении предприятием (обеспечение участия в собственности) и др.);
4) Организация трудовых соревнований (профессиональные конкурсы, соревновательные мастер-классы ведущих специалистов и др.).
Стимулирование свободным временем — это регулирование поведения работника на основе изменения времени его занятости. Суть стимулирования заключается в предоставлении работнику реальных возможностей в реализации профессиональных интересов без ущерба для личной жизни, семьи, здоровья и отдыха.
Методы стимулирования свободным временем:
1) Предоставление дополнительного времени отдыха;
2) Установление гибких режимов рабочего времени (разрешение на саморегулирование обшей продолжительности рабочего дня, рабочей недели, рабочего года при обязательном соблюдении общей нормы рабочего времени; применение методов разделения работы; вахтово-экспедиционная форма работы);
3) Применение гибких форм занятости (временная и сезонная занятость, надомная работа, самозанятость и др.)