Принципы статической и динамической организации: структуризации и процессуализации.

Ответ:

Принципы организации – это общие правила формирования упорядоченных, рациональных систем и процессов, как в природе, так и в обществе.

Принципы организации делят на 3 группы: принципы структуризации, принципы процессуализации и принципы рационализации.

Принципы структуризации – это правила построения рациональных структур.

Принципы процессуализации – это правила построения организованных, внутренне упорядоченных процессов.

Принципы рационализации – это общие правила совершенствования организаций в статике и в динамике, то есть правила совершенствования структур и процессов.

Принципы структуризации:

1. Целеполагание: рациональной является структура, ориентированная на осуществление главных целей, прежде всего, миссии организации.

2. Приоритет функций над составом звеньев: в организации необходимо обеспечить соответствие типа структуры и её конфигурации комплексу реализуемых ею функций.

3. Приоритет объекта над субъектом: рациональная структура должна обеспечивать устойчивость организации при различном состоянии субъективных факторов.

4. Адаптивность: структура должна быть способна адаптироваться (приспосабливаться) к изменениям внешней и внутренней среды, изменениям целей и стратегии организации.

5. Полная координация: в организации должен существовать общий управляющий центр или, по крайней мере, общий координирующий центр для обеспечения согласованности всех компонентов и связей, а также развёрнутая система обратных связей.

6. Минимум сложности: структура организации должна быть по возможности простой.

7. Полномасштабность: в организации не должно быть структурных блоков и отдельных работников, не включённых в единую сеть системообразующих связей.

8. Пределы автономии: каждый компонент структуры должен обладать определённой самостоятельностью, но при этом не должна нарушаться целостность структуры организации.

9. Сочетание централизации и децентрализации: в рациональной структуре должен быть оптимальный уровень централизации, позволяющий обеспечить эффективность работы организации и наиболее полное достижение её целей.

10. Масштаб управляемости (норма управляемости, диапазон контроля): в рациональной структуре должен быть установлен оптимальный масштаб управляемости.

Масштаб управляемости (норма управляемости, диапазон контроля)

11. Сочетание непрерывности и дискретности связей:в рациональной структуре соотношение между непрерывными и дискретными связями должно обеспечивать одновременно максимальную экономичность связей и полную стабильность структуры.

12. Субординация: в рациональной структуре отношения между структурными уровнями строятся на основе подчиненности, то есть звенья низшего уровня подчиняются звеньям высшего уровня.

13. Единство распорядительства: в рациональной структуре должна быть установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления за конкретным руководителем.

14. Формальная фиксация реально существующих связей: в рациональной структуре должно существовать принципиальное соответствие между формально зафиксированными и реально существующими связями.

Принципы процессуализации:

1. Направленность: организационный процесс должен осуществляться в одном чётко определённом направлении.

2. Прямоточность: при наличии нескольких вариантов протекания процесса нужно выбирать тот, где отсутствуют лишние и возвратные движения.

3. Результативность: реализация процесса должна обеспечивать получение результата, соответствующего цели этого процесса.

4. Эффективность: организационный процесс должен обеспечивать получение наилучшего результата на 1 единицу затрат соответствующих ресурсов.

5. Восприимчивость: организационный процесс должен быть способен воспринимать воздействия со стороны субъекта управления и реагировать на них желаемым для субъекта образом.

6. Информативность: целенаправленная организация возможна только по отношению к процессу, способному нести в себе информацию, необходимую для управления этим процессом.

7. Надёжность. Надёжность означает создание таких организационных условий функционирования системы или процесса производства, при которых этот процесс практически не имел бы сбоев.

8. Непрерывность: организационный процесс должен осуществляться без задержек, излишних перерывов в пределах определённых временных границ.

Для этого необходимо иметь чёткие цели, полную и своевременную информацию о процессе, согласованность между стадиями процесса, а также иметь в наличии необходимые ресурсы и осуществлять чёткий контроль.

9. Гибкость: организационный процесс должен быть способен к оперативным изменениям в ходе своего осуществления.

10. Параллельность. Параллельность предполагает одновременное осуществление отдельных частей общего процесса (фаз, операций).

11. Ритмичность. Ритмичность означает соответствие между длительностью стадии, фазы процесса и происходящими в ходе её изменениями.

12. Синхронность. Синхронность заключается в обеспечении чёткого временного соответствия между отдельными составными частями процесса: фазами, периодами, операциями.

Концепция жизненного цикла организации предполагает пять этапов существования: этап формирования организации, этап интенсивного ее роста, этап развития, этап зрелости и этап упадка.

Этапы можно объединить в две группы: статическую и динамическую.

Статическая организация включает в себя этап формирования и этап упадка, т.е. в таких организациях протекающие процессы находятся либо в состоянии зарождения, либо в состоянии исчезновения.

Динамическое состояние - состояние движения системы. Динамическая организация включает в себя этапы роста, развития и зрелости организации. Эти этапы характеризуются решением внешних и внутренних проблем компании во взаимосвязи.

К принципам статической организации относятся следующие принципы:

• Принцип приоритета цели – в системе «цель – задача – функция – структура – персонал» наивысший приоритет должна иметь цель, затем задача и далее функция, структура и персонал. Вначале разрабатывается общая цель, затем она детализируется рядом частных целей, после этого формируются задачи и соответствующие им функции, наконец, создается структура, являющаяся основанием для формирования контингента работников компании.

• Принцип приоритета функций над структурой – при создании компании в системе «функция – структура» наивысший приоритет должны иметь функции. Структура обычно создается по функциональному критерию, в противном случае в процессе формирования организации неизбежно возникнут сбои.

• Принцип приоритета субъекта управления над объектом – при создании компании или структурного подразделения приоритет дожжен отдаваться руководителю относительно будущих работников. Таким образом, при создании компании или нового подразделения вначале подбирают руководителя способного реализовать ту или иную цель, затем этот руководитель подбирает себе необходимых исполнителей и команду в целом.

Динамические организации опираются на следующие принципы:

• Принцип приоритета персонала – в системе «цель – задача – функция – структура – персонал» наивысший приоритет должен иметь персонал, затем структура, функция, задача и цели.

• Принцип приоритета структур над функциями – для действующих компаний в системе «функция – структура» наивысший приоритет должна иметь структура. Структура – это скелет организации, она значительно менее подвижна в сравнении с набором реализуемых в организации функций. Функции меняются в гораздо большем диапазоне, чем организационная структура.

• Принцип приоритета объекта управления над субъектом – в действующей компании при замене руководителя или реорганизации подразделений приоритет должен отдаваться коллективу подразделения относительно будущего руководителя.


Наши рекомендации