Социальное управление, его принципы
В рамках учебной дисциплины тема «управление» рассматривается с позиции общих методологических подходов, что предполагает анализ управления качеством в социальной работе как науки и специфической практической деятельности. В первом разделе учебного курса мы изучили основные аспекты теории качества., категории качества, ее многоаспектность и управляемость. Еще раз отметим, что методологической основой изучения проблемы управления качеством социальных услуг являются общефилософские положения: «мотивы измерения качества определяются диалектикой «качества» и «количества»; «поскольку «качество» обладает внутренним количеством, поскольку «качество» измеряемо»; «качество» является процессом, а потому управляемо».
Управление в целом составляет одновременно и элемент, и функция организованных систем (биологической, социальной, технической), обеспечивающие сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей деятельности. Нас интересуют, прежде всего, социальные системы и, следовательно, речь идет о «социальном управлении».
В широком смысле социальное управление означает управление всеми общественными процессами в отличие от управления в биологических и технических системах, в узком смысле - как управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни. В этом качестве управление становится составной частью социальной политики. Управление в социальной работе есть разновидность социального управления.
Основные аспекты теории управления рассматриваются в курсе теории социальной работы. Однако проблема измерения и управления качеством социальных услуг в нем не находит специального рассмотрения. Социальная работа и как теория, и как практика, есть сфера человеческой деятельности и предмет познания, нуждается в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о данном виде человеческой деятельности. Тем самым определяется объект оценки и управления деятельность по социальной защите, поддержке, помощи людям, по эффективному функционированию социальной сферы в целом.
Вместе с тем, теория социальной работы затрагивает управленческие отношения как процесс по упорядочению научной деятельности в тех или иных трудовых и научных коллективах. Эти отношения проявляются как отношения координации, распорядительства и подчинения, ответственности организационных структур социальных учреждений и организаций по обеспечению качества услуг. В этой связи, важный методологический подход состоит в понимании сущности объектов и субъектов управления в социальной работе, толковании социальных процессов как постоянно развивающихся и нуждающихся в периодическом измерении, корректировке и управлении.
Специалисты отмечают, что управление в теоретическом плане находит свое выражение в объективной научной трактовке социальных процессов как развития, протекающее под воздействием внутренних и внешних факторов. Происходит взаимодействие таких структурных элементов, как субъекты и объекты, объективные и субъективные условия, потребности и интересы субъектов. Взаимодействие структурных элементов нуждается в регулировании и социальном управлении. В этой связи важный методологический концепт составляет раскрытие содержания управления - исходные принципы, формы, методы и функции социального управления.
Принципы социального управления – это основополагающие требования, которыми субъекты руководствуются в управленческой деятельности социальной структурой, духовной жизнью, политической системой, местом и ролью человека в системе общественных отношений.
В науке о теории и практике управления выделяются принципы: всеобщие, методологические и организационные.
Всеобщие принципы управления – это его научность. В науке о социальной работе этот принцип означает изучение управления в социальной работе как научного направления, а также рассмотрение института социальной работы как системы объективных знаний. С последним связан и другой принцип – конкретно-исторический подход в решении социальных проблем.
К числу методологических принципов социального управления в целом и в области социальной работы относятся: 1. объективность, 2.конкретность, 3. адресность, 4. преемственность организации управления, 5. единство социальных целей и задач.
Среди организационных принципов социального управления, затрагивающие практическую деятельность по оценке качества услуг, выделяются: 1. коллегиальность, 2. единоначалие, 3. выбор главного звена, 4.единство требований, 5. эффективность, 6. оптимальность.
С принципами управления связаны формы управления, которые составляют способ существования и взаимоотношения субъектов и объектов управления. В качестве форм социального управления рассматриваются также законы, указы, постановления, распоряжения, главным образом касающиеся практической социальной работы. Социальные службы, в частности, не могут действовать не опираясь на законодательные и нормативные акты, стандарты социальных услуг, являющиеся нормативной базой оценки качества функционирования института социальной работы.
Наряду с принципами и формами социального управления систему управления в социальной работе дополняют методы, которые выступают как способы, совокупность приемов и операций по выработке и реализации управленческих воздействий.
В социальном управлении специалисты выделяют административные, правовые, экономические, психологические, педагогические методы. Методы управления имеют непосредственное отношение к измерению качества социальных услуг и содержатся во всех компонентах социальной работы, но имеют разные области применения. Административные, правовые и экономические применяются в деятельности социальных служб, организаций и структур разного уровня, а психологические и педагогические - в специфических социальных службах. Специалисты обращают внимание на то, что в управлении качеством социальных услуг важное значение имеют методы прямого и косвенного воздействия, а также материального и морального стимулирования, конкуренции, соперничество. Эти методы взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, и их применение зависит от следующих причин: 1. уровня и характера управленческих структур, 2. морально-психологического состояния в них, 3. качеств персонала. Метод прямого воздействия применяется в управленческих отношениях между высшими и нижестоящими структурами, между руководителями и подчиненными в самих управленческих структурах.
Принципы социального управления, его формы и методы существенно дополняют функции управления, которые определяют стадии управленческого цикла. Ю.Е. Волков выделяет три группы функции социального управления:
1. функции изменения непосредственных условий жизни людей;
2. функции формирования социальных качеств людей, совершенствование их образа жизни;
3. функции формирования и развития социальных систем (социальных общностей и институтов) как целостных образовании, изменения их социальной организации и структуры [23, с. 153].
Названые две группы функций в науке ранжируются с позиции стадий протекания и управленческого воздействия:
- стадия предварительного управления – целеполагание, прогнозирование, планирование;
- стадия оперативного управления – организация, координация, руководство, мотивация;
- стадия заключительного управления – контроль, учет и последующий анализ.
Для понимания сущности управления качеством функции управления имеют решающее значение, поэтому, пусть коротко, рассмотрим некоторые из них.
I. а. Целеполагание как функция на предварительной стадии управления включает в себя определение стратегии и тактических задач социальной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов объектов социальной работы. Оно основывается на научной аргументации методов, средств и технологии, соизмеряется с основными функциями организации, а в более широком плане – и с задачами общества. В обществе всегда существуют официальные цели, представляющие собой переложение законодательства в области социальной защиты на язык программных действий. Каждая организация формулирует для себя цели, на основании которых будут оцениваться ее деятельность и выполнение поставленных тактических задач. Целеполагание сопровождается разработкой наиболее целесообразных способов и технологий, позволяющие добиваться качественных результатов.
б. Прогнозирование означает выработку научно-обоснованных суждений, предсказаний о формах, видах и масштабах, о возможных вариантах и сроках решения социальных проблем в краткосрочном, среднесрочном, долгосрочном периодах. В теории управления принципиальное значение имеет умение предвидеть возможные результаты от вложенных усилий, что весьма важно для системы социальной помощи. Предсказание путей достижения желаемого состояния социальной работы на основе заданных критериев, целей и норм – слагаемые компоненты прогнозной деятельности организации. Социальное прогнозирование всегда имеет целью достижение эффективности и качества принимаемых управленческих решений. Для этого проводится оценка таких аспектов управления, как:
1. имеющихся социальных ресурсов, способных оказать влияние на реализацию управленческих процессов;
2. состава населения, подлежащего социальному обслуживанию;
3. объема потребностей объектов социальных услуг;
4. кадрового обеспечения;
5. условий места и времени реализации управленческих процессов.
в. Прогнозирование и планирование четко взаимосвязаны. Социальное планирование - это научно обоснованное определение целей, показателей, сроков и темпов развития социальных процессов и социальной работы и основных средств их претворения в жизнь. Прогнозирование есть преддверие процесса планирования, этап выработки плана социального развития управляемого объекта. В рамках организационных мер планирование должно отвечать непременному требованию – планируемые и систематически проводимые мероприятия необходимы для создания уверенности в том, что социальные услуги удовлетворяют определенным требованиям к качеству.
II. а. Организация как функция на стадии оперативного управления существенно зависит от типа организационной структуры управления, она включает в себя элементы управления, обеспечивающие деятельность организаций и их подразделении, аппарат управления и его функции.
б. Координация как функция оперативного управления означает согласование деятельности всех элементов системы управления с одной стороны, и внешних связей организации, с другой, направленные на достижение целей. Координация – важное функциональное звено в исполнении принятых решений, организует деятельность субъектов управления, органов управления между собой, координирует работу с органами законодательной и исполнительной власти.
в. Руководство как элемент и функция управления составляет важнейшее звено в планировании стратегии развития, определении целей и путей их достижения, деятельности руководителей организаций.
г. Мотивация представляет собой функцию управления по активизации работы кадров социальных служб на всех уровнях по выполнению поставленных задач. Элементом мотивации выступают материальное и моральное стимулирование работников, меры по улучшению условий труда, мотивирования креативного потенциала работников.
III. Заключительная стадия в социальном управлении включает в себя контроль и учет с последующим анализом.
а. Контроль несет в себе аналитическую функцию управления, содержит мероприятия по отслеживанию процесса реализации управленческих решений, проверки реального состояния деятельности организации.
б. Учет и последующий анализ является важным элементом управленческого процесса, проводится в целях определения качества услуг и дальнейшей корректировки управленческих решений. Данная функция свидетельствует о непрерывном характере социального управления, его цикличности и стадиальности.
Управление качество в социальной работе предполагает обеспечение высокого качества деятельности организации по поддержанию жизни людей. Управление качеством услуг – это один из видов социального управления, где главным субъектом и объектом выступает человек.
Многогранность человеческой личности и многоаспектность потребностей обуславливают разные стороны, грани, аспекты управления и выражаются во многих значениях. Управление социальной работой определяет следующие уровни: организационно-структурный, функциональный, профессионально-деятельностный, постановка цели и задач. Рассмотрим их коротко. 1. организационно-структурный: раскрывает практические стороны управления – кто должен выполнять социальную работы, какие органы и учреждения должны этим заниматься, какова эффективность их деятельности; 2. функциональный уровень вытекает из того, что различные структуры в системе социальной защиты выполняют разные функции, как общие, так и конкретные; 3. профессионально-деятельностный уровень означает, что управление в социальной работе представляет собой особый вид профессиональной деятельности, который занимается определенной категорией людей, именуемой кадрами или персоналом управления; 4. в процессе управления социальной работой увязываются цели и задачи и принимаемые управленческие решения с ресурсами: информационными, материальными, трудовыми, финансовыми, временными.
Важно знать, что управление в социальной работе включает ряд уровней: федеральный, региональный и местный (муниципальный), на всех уровнях функционируют законодательные и исполнительные органы. Последние составляют министерства, управления, разнообразные центры и службы, которые и выступают ключевыми субъектами управления.
В заключении следует отметить, что в современной России происходит модернизация управления системой социального обслуживания на всех уровнях. Она продиктована дальнейшими изменениями в экономике, политике, социальной сфере. Новый закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (действует с 2015г.) инициировал перераспределение полномочий органов власти и упорядочение функций социальных служб в условиях рынка труда. Отдельные специалисты считают правомерным причислять социальные услуги к рыночному товару, для реализации которого вышеназванный Федеральный закон создает соответствующие структуры и стратегии. В качестве примера можно привести применяемые рыночные понятия, как услуга на платной или частично оплачиваемой основе. Данное обстоятельство обязывает социальные организации систематически оценивать возможные изменения на рынке социальных услуг, определять качество услуг, обеспечивать управление системой социального обслуживания граждан на научной основе. В процессе перехода на рыночные условия социальное управление становится своеобразным видом производства управленческих услуг, а также решающим фактором достижения эффективности и качества социального обслуживания.