Взаимосвязь качества, потребностей и удовлетворенности потребителей
Функционирование категории качества непосредственно протекает в структуре потребностей человека. Удовлетворение потребностей человека и оптимизация затрат материально-технических средств для этого – составляют основную цель управления качеством во всех сферах общества независимо от направления практической деятельности человека.
Потребность — достаточно сложная социальная категория и всегда имеет тенденцию трансформироваться в различные формы и повышаться. В Толковом словаре С.И. Ожегова потребность трактуется как необходимость, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения [17]. Л.Я. Баранова и А.И. Левин в Экономическом словаре-справочнике определяют потребность как «надобность в чем-либо, необходимом для поддержания нормальных условий жизни и функционирования» [1]. Таким образом, многообразие форм бытования потребности делает их объектом исследования не только философской и социологической науки, но и технических, психологических, медицинских и других наук.
Определенный интерес представляет подход А.В. Гличева к изучению потребностей. Он акцентирует внимание на взаимосвязи желания и потребности, поскольку о потребностях человека узнаешь через его желание. Желание возбуждается потребностью и свидетельствует о ее наличии, оно – индикатор существования потребности.
В рамках развития управленческой мысли потребность рассматривается как психологическое или физиологическое проявление недостатка в чем-либо. Ф. Котлер определяет потребность как нужду, «принявшую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека». Как видно, сущность потребности определяется как проявление индивидуальности человека, как фактор мотивации его поведения и действий.
Мотивация, в свою очередь, есть побуждение человека к выполнению определенных действий через влияние на его потребности. Специалисты установили, что мотивация способствует повышению качества труда и, как следствие, качества жизни.
Согласно теории потребностей А. Маслоу, в науке принято классифицировать потребности на следующие группы или уровни:
1. физиологические;
2. защищенность и безопасность;
3. причастность и принадлежность;
4. признание и самоутверждение;
5. самовыражение.
Рассмотрим их подробно.
1. К группе физиологических потребностей относятся потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии (в пище, воде, воздухе, убежище и т.п.). Необходимость удовлетворения потребностей этой группы часто не связывается с содержанием труда, внимание концентрируется на условиях труда, возможности избегать усталости и т.п. Для управления такими работниками требуется минимальное обеспечение оплаты труда и чтобы условия труда не слишком отягощали существование.
2. Потребность защищенности и безопасности определяется желанием работников иметь стабильное и безопасное состояние. Трудовая деятельность оценивается, в первую очередь, с точки зрения обеспечения стабильности в будущем. Для человека в рамках этих потребностей важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, гарантия медицинского обслуживания, чаще он стремится избегать риска, не всегда позитивен к качественным преобразованиям. Таких работников привлекают к принятию решений и осуществлению действий, связанных с качественным преобразованием.
3. Потребности третьей группы – причастность и принадлежность – являются доминирующими для работника, который стремится к участию в совместных действиях, налаживанию хороших отношений с коллегами и участию в коллективном труде, что не всегда сопровождается качественными преобразованиями.
4. Группа потребностей – признание и самоутверждение – отражает желание работников быть уверенными в себе, компетентными, стремиться к лидерству при принятии управленческих решений. Такие работники стремятся к различным формам признания их заслуг, но особо не отягощены стремлением к нововведениям, совершенствованию качества труда.
5. Уровень «самовыражение» объединяет потребности в стремлении работника к эффективному использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Потребность самовыражения в значительно большей степени, чем потребности других групп, характеризуется индивидуальными особенностями и носит творческий характер. Работники с данной потребностью открыты к восприятию, созидательны и независимы, при управлении ими можно поручать оригинальные задания, позволяющие реализовать свои способности, предоставлять свободу творчества и выбора средств и методов решения задач для достижения целей, а также привлекать к работе, требующей изобретательности и созидательности.
Из приведенного материала по характеристике уровней потребностей можно сделать вывод об индивидуализации потребностей и влиянии на них множества факторов, в том числе психологического состояния, личностных качеств, мотивации и т.д.
Говоря о взаимосвязи качества, потребностей и удовлетворенности, следует говорить о закономерности принципа прогрессивности и поступательности. Человеческие потребности находятся между собой во взаимодействии. Нельзя рассматривать потребности обособленно, так как все в той или иной степени присущи любому человеку. Если первичные потребности удовлетворены, то мотивом деятельности уже служит удовлетворение следующего уровня потребностей – защищенность и безопасность.
Вместе с тем, влияние потребностей на человека, и соответственно, побуждающих его к действию, сил, не одинаковы. Поэтому, если возможности для удовлетворения потребностей на каком-либо уровне отсутствуют, то активность человека, как правило, переносится на следующий, более высокий уровень, вплоть до высшего – самовыражения.
Таким образом, рассмотрев многоаспектность категорий качества и взаимосвязь качества и удовлетворения потребностей человека, приходим к выводу о том, что в современных условиях общественного развития качество социальной защиты людей и управления им становится одним и приоритетных направлений дальнейшего развития института социальной работы. В дальнейшем изучении нуждается проблема оценки качества социальных услуг и показателей качества услуг как факторов удовлетворения потребности человека.
Контрольные вопросы и задания:
1. В чем состоит многообразие категорий качества?
2. Каковы основные элементы социального качества?
3. Назовите основные элементы, определяющие качества человека, соотношение социального качества и качества человека.
4. Каковы основные факторы, определяющие качество жизни?
5. Раскройте понятие потребности и методы классификации потребностей.
6. Обоснуйте взаимосвязь категорий качества, потребностей и удовлетворенности.
7. Раскройте классификацию потребностей в теории А. Маслоу.
8. Обоснуйте закон прогрессивности и поступательной потребности.