Теория подобия в гидромеханике
Для изучения сложных гидродинамических явлений прибегают к модельному эксперименту. Результаты таких экспериментов могут быть перенесены на натуру лишь тогда, когда явления при моделировании и в натурных условиях подобны. Различают три вида подобия: геометрическое, кинематическое и динамическое.
Для геометрического подобия требуется, чтобы отношение сходственных линейных размеров натуры L1 и модели L2 было равно постоянной величине
L1/ L2 = S11/2/ S21/2 = V11/3/ V21/3 = Cl,
где S1, S2 - сходственные площади натуры и модели; V1 ,V2 -сходственные объемы натуры и модели; Cl - постоянная геометрического подобия.
Кинематическое подобие возможно, если отношение промежутков времени, в течение которых сходственные точки описывают геометрически подобные отрезки траекторий, равно постоянной величине и, кроме того, выполняется геометрическое подобие натуры и
модели. Кинематическое подобие характеризуется двумя постоянными подобия - геометрической Cl и времени Ct = t1/ t2; все остальные его постоянные являются производными от указанных двух. Например, для отношения скоростей и ускорений можно записать:
υ1/ υ 2 = Cυ = Cl / Ct ; α1/ α 2 = C α = C υ / Ct = Cl / Ct2 = Cυ2/ Cl
При динамическом подобии требуется, чтобы отношение сходственных сил и натуры и модели было равно постоянной величине. Для выполнения этого условия достаточно, чтобы при наличии кинематического подобия отношение сходственных масс натуры и модели было равно постоянной величине Сm:
Сm = m1 / m2 = ρ1V1/ ρ2V2 = Cρ Cl3
где ρ1, ρ2 - плотности сходственных объемов натуры и модели;
Сm, Cρ, Cl - постоянные подобия.
Для отношения сходственных сил можно записать:
F1/F2 = m1 α1 / m2 α2 = Cρ Cl3 Cυ 2 / Cl = Cρ Cl2 Cυ 2,
Откуда следует общий закон механического подобия:
F1/ ρ1 υ12 S1 = F2 / ρ2 υ22 S2 .
Поэтому любое механическое усилие в жидкости можно представить в виде:
F = 0,5 ζ ρ υ2 S,
где ζ - безразмерный коэффициент силы, который одинаков для динамически подобных явлений.
Кроме общих условий динамического подобия для сил, обусловленных вязкостью жидкости, должно соблюдаться равенство чисел Рейнольдса (подобие по Рейнольдсу)
υ1 L1/ ν1 = υ2 L2/ ν2 = Re
(ν1,ν2 - кинематические вязкости жидкостей, в которых испытываются натура и модель), а для сил обусловленных весомостью жидкости - равенством чисел Фруда (подобие по Фруду)
υ1 / = υ2 /
= Fr.
Основы теории крыла
Гребные винты, рули, и другие судовые устройства имеют общий принцип действия, рассматриваемый в теории крыла. Для изучения работы этих устройств необходимо иметь представление о силах, действующих на крыло при движении.
Геометрические характеристики крыла определяются (рис.5.):
- площадью крыла F и формой проекции крыла в плане;
- длиной (размахом) крыла l - размером крыла в направлении,
перпендикулярном набегающему потоку;
- профилем крыла - сечением крыла плоскостью, перпендикулярной его размаху;
- хордой крыла b (шириной крыла) – отрезком прямой, соединяющей крайние точки профиля; при переменной по размаху крыла хорде вводится понятие средней хорды:
bср = F / l;
- максимальной толщиной профиля t – расстоянием между крайними точками профиля перпендикулярно хорде.
Часто пользуются безразмерными геометрическими характеристиками крыла:
- удлинением (относительным размахом) крыла λ = l /bср = l2 /F или (для прямоугольного крыла) λ = l / b;
- относительной толщиной = 100 t / b - отношением наибольшей толщины профиля к длине хорды.
![]() | ![]() | ||
Рис.5. Геометрические характеристики крыла
Гидродинамические характеристики крыла (рис.6.) определяются его геометрией и углом α между хордой профиля крыла и направлением скорости движения его, называемым углом атаки. Поток, набегающий на крыло со скоростью υ под углом атаки α, на верхней поверхности крыла ускоряется, а на нижней - замедляется. Согласно уравнению Бернулли, на нижней поверхности создается повышенное давление, а на верхней - пониженное. Кроме сил давления, на движущееся в вязкой жидкости крыло действуют касательные силы трения. Силы гидродинамического давления и касательные силы трения приводятся к главному вектору гидродинамических сил Р.
Рис.6. Схема действия потока жидкости на крыло
Спроектировав главный вектор на направление движения и перпендикулярное ему направление, получим силу профильного Рx и подъемную силу крыла Ру:
Рx = Р cos(Р, x); Ру= Р cos(Р, y).
Также можно определить составляющие силы Р направленных по нормали и по касательной к крылу. Нормальная составляющая силы Р:
Рn = Рy cos α + Рх sin α;
Тангенциальная составляющая силы Р:
Рt = Рx cos α - Рy sin α;
Точка приложения силы Р называется центром давления. Центр давления отстоит от передней кромки крыла на расстоянии хр. Момент относительно передней кромки крыла М = Рn хр.
Отношение подъемной силы крыла к его сопротивлению называется коэффициентом гидродинамического качества крыла
К = Рy / Рх = С y / Сх.
Коэффициент обратного качества ε = Рх/ Рy.
В соответствии с общей формулой для гидродинамических сил определяется силы и моменты, действующих на крыло при движении:
Рy = 0,5 С y ρ υ2 F; Рx = 0,5 С x ρ υ2 F;
Рn = 0,5 С n ρ υ2 F; Рt = 0,5 С t ρ υ2 F;
M = 0,5 С m ρ υ2 F b,
где Сy , Сx , Сn , Сt , Сm - безразмерные коэффициенты подъемной силы, сопротивления, нормальной силы, касательной силы и момента. Отношение абсциссы центра давления крыла к длине хорды хр / b = С р, называется коэффициентом центра давления крыла, тогда
С m = С n С р.
Безразмерные коэффициенты определяют гидродинамические характеристики крыла. Обычно задают независимые коэффициенты: Сy, Сx , Сm (Ср), так как остальные коэффициенты являются зависимыми.
Для данного крыла коэффициенты Сy ,Сx , Сn ,Сt , Ср ,Сm , К(ε) зависят от угла атаки α, чисел Рейнольдса Re, Фруда Fr, а также от условий движения крыла (в безграничной жидкости, вблизи свободной поверхности жидкости, кавитации и т.п.). Они определяются теоретическим или чаще экспериментальным путем, поэтому для геометрически подобных крыльев они задаются в функции от угла атаки при установившемся обтекании потоком жидкости с некоторым числом Re. Значения гидродинамических коэффициентов крыла, в общем случае завися от числа Re, однако, при обтекании крыла без кавитации безграничным потоком несжимаемой жидкости с числом Re > (1,31,5) 106 коэффициенты оказываются в автомодельной области и их можно считать независимыми от Re.
На рис.7. приведены кривые зависимости гидродинамических характеристик крыла от углов атаки. Из рисунка видно, что коэффициент подъемной силы с увеличением угла атаки вначале возрастает, а затем, достигнув максимума при так называемом критическом угле атаки αкр, начинает резко падать. Для симметричного профиля подъемная сила становится равной нулю при нулевом угле атаки, для несимметричного -при значениях α, отличных от нуля. Угол атаки, при котором Сy обращается в нуль, называют углом нулевой подъемной силы α0, а угол αi = α + α0 - гидродинамическим углом атаки. Направление потока, соответствующее углу α0, называется направлением нулевой подъемной силы.
Рис.7. Кривые зависимости гидроди-намических характеристик крыла от углов атаки
Из рис.7. следует, что существует такое значение угла атаки, при котором коэффициент обратного качества минимальный. Этот угол называют наивыгоднейшим углом атаки αорt.
![]() |
На гидродинамические характеристики крыла сильно влияют границы потока (рис.8). Влияние твердой стенки под крылом приводит к увеличению коэффициента его подъемной силы, а по мере уменьшения погружения крыла к заметному снижению величины С y.
Рис.8. Графики влияния твердой стенки и свободной поверхности жидкости на С y прямоугольных крыльев.
Глава 3
Геометрия корпуса судна
Теоретический чертеж
Ввиду сложности формы обводы корпуса задаются графически в виде теоретического чертежа. На теоретическом чертеже изображены проекции на главные взаимно перпендикулярные плоскости линии пересечения теоретической поверхности корпуса с плоскостями, параллельными главным плоскостям. Под теоретической поверхностью понимают внутреннюю поверхность обшивки корпуса (без учета толщины обшивки и выступающих частей). Исключения составляют суда с деревянными и пластмассовыми корпусами, для которых на теоретическом чертеже изображают наружную поверхность корпуса.
В качестве главных плоскостей принимают:
- диаметральную плоскость (ДП) - вертикальную продольную плоскость, делящую корпус судна на две симметричные части - правую (правый борт) и левую (левый борт);
- плоскость мидель шпангоута ( ) - вертикальную поперечную плоскость, проходящую по середине длины судна и делящую корпус на носовую и кормовую части;
- основную плоскость (ОП) - горизонтальную плоскость, проходящую через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса судна в плоскости мидель-шпангоута.
Линии пересечения теоретической поверхности корпуса с плоскостями параллельным ДП называют батоксами, с плоскостями параллельными ОП - теоретическими ватерлиниями (ВЛ), с плоскостями, параллельными плоскости мидель–шпангоута - теоретическими шпангоутами.
Линии пересечения ОП с ДП и ОП с плоскостью мидель-шпангоута дают продольную и поперечную основные линии.
Пересечение ДП с корпусом образуют линию киля, форштевня, ахтерштевня и верхней палубы.
Совокупность проекций батоксов, теоретических ватерлиний и шпангоутов на ДП называется боком, на ОП - полуширотой, на плоскость мидель - шпангоута - корпусом. Эти три вида и составляют теоретический чертеж судна (рис. 9).
Рис.9. Теоретический чертеж судна
Каждое сечение проектируется на одну из плоскостей в своем истинном виде, а на две другие в виде прямых линий. Например, на виде «бок» в истинном виде представлены батоксы, а теоретические шпангоуты и ватерлинии в виде прямых. Из последних выделяют
конструктивную ватерлинию (КВЛ), по которую судно плавает с полной нагрузкой по проектную осадку. Любая другая ватерлиния, соответствующая конкретному случаю нагрузки называется действующей (расчетной) и обозначается (WL).
Число теоретических шпангоутов, как правило, принимается равными 11 или 21, которые образуют соответственно 10 или 20 теоретических шпаций.
![]() |
Линии пересечения диаметральной плоскости с вертикальными поперечными плоскостями, проходящими через крайнюю носовую точку КВЛ и точку ее пересечения с осью баллера, называется соответственно носовым (НП) и кормовым (КП) перпендикулярами. При отсутствии баллера кормовой перпендикуляр получают, проводя вертикальную поперечную плоскость на расстоянии 97% длины судна по КВЛ от носового перпендикуляра.
Рис.10. Главные плоскости теоретического чертежа
Для расчета статики судна используют прямоугольную систему координат oxyz (рис. 10). Координатные плоскости системы oxyz совпадают с диаметральной плоскостью (ДП) xoz, плоскостью мидель - шпангоута yoz и основной плоскостью xoy. Начало координат располагают в точке 0, а оси направляют соответственно в нос, на правый борт и вертикально вверх.
Теоретический чертеж предназначен для наглядного изображения обводов корпуса, расчетного определения характеристик эксплуатационных качеств судна, разработки проектных чертежей.
Расчеты мореходных качеств судна в условиях его эксплуатации проводятся по документации, в которой используются данные, полученные из теоретического чертежа. Теоретический чертеж применяется при проведении ремонтных работ по корпусу, при доковании судна.