Сложение и вычитание чисел в пределах 20
Как можно одним словом назвать числа, которые встретились в
задании? (двузначные). В каждом числе подчеркните разряд десятков красным цветом, а разряд единиц – синим. Что заметили?
Представьте данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
18=10+8 17 = 10 +7 12=10+□
10= 10+0 16 = 10+6 11=□+1
14=10+4 19 = 10+9 15=10+□
Сравнение чисел
Рассмотрите данные схемы. Прочитайте запись в схеме: 10 < ,12> ,20=
Какие из данных чисел можно вписать в «окошко» так, чтобы знак был выбран верно? (8,12, 5,20) (10 < 12 10< 20)
Итог урока:
Понравился ли вам урок? Какие задания вы выполнили с удовольствием.
А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
Кого бы вы похвалили за работу на уроке?
Закончен урок и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам!
За то что упорно и дружно трудились Что на уроке вы не ленились!
Г.
Тема:Числа и цифры от 16 до 20
Цель: создать условия для закрепления знаний нумерации чисел от11 до 20, закрепление умения сравнивать, представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых, складывать и вычитать , опираясь на знание разрядного состава числа.
уметь выполнять работу в парах, в группах; уметь выполнять взаимопроверку; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
уметь ориентироваться в информационном материале учебника, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера, стремиться к расширению своей познавательной сферы.
Ход урока:
Все зашли спокойно в класс, Тихо сели, спинки прямо.
Встали все у парт красиво, Все легонечко вздохнем
Поздоровались учтиво. И урок начнем!
Я хочу наш урок сегодня начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо:
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Ж.Ж. Руссо
У вас на партах лежат светофорчики, покажите свое настроение. Зеленый – радостное настроение, желтый – вы спокойны и уверены, красный – мне немного тревожно.
Хорошо, нашими помощниками на уроке станут смекалка, внимание, находчивость. Вот сейчас мы проверим на сколько вы внимательны.
Устный счет
В числовых выражениях найдите ошибки и исправьте их.
1+0=10 10+2=12 13-1=12 10-0=1 20-1=10 12-2=1
Назови число, в котором: 1дес.2ед., 1дес.7ед., 1дес.3ед., 2дес., 0ед. (12,17,13,20)
Назови числа по порядку
начиная с самого маленького: 13, 15, 12, 17, 14, 19, 18, 16. (12,13,14,15,16,17,18,19)
начиная с самого большого: 11, 4, 10, 3, 6, 9, 7, 5, 8. (11,10,9,8,7,6,5,4,3)
Я задумала число в котором 1 десяток и 5 единиц. Какое число я задумала? (15)
Придумайте сами загадку об этом числе (число больше 14, но меньше 16; число на 1 единицу меньше 16; число предыдущее числу 16 и др.).
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже –
Руки за спин положим. Голову поднимем выше. И легко – легко подышим.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20
Как можно одним словом назвать числа, которые встретились в
задании? (двузначные). В каждом числе подчеркните разряд десятков красным цветом, а разряд единиц – синим. Что заметили?
Представьте данные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
18=10+8 17 = 10 +7 12=10+□
10= 10+0 16 = 10+6 11=□+1
14=10+4 19 = 10+9 15=10+□
Сравнение чисел
Рассмотрите данные схемы.Прочитайте запись в схеме: 10 < ,12> ,20=
Какие из данных чисел можно вписать в «окошко» так, чтобы знак был выбран верно? (8,12, 5,20) (10 < 12 10< 20)
Итог урока:
Понравился ли вам урок? Какие задания вы выполнили с удовольствием.
А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
Кого бы вы похвалили за работу на уроке?
Закончен урок и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам!
За то что упорно и дружно трудились Что на уроке вы не ленились!
Г.
Тема:Знакомство с линейкой.
Цель: Познакомить детей с понятием «линейка», обучить её практичному применению. Учить строить на листе бумаге разные геометрические фигуры при помощи точек и прямых линий. Совершенствовать знания геометрических фигур. Учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя (влево, вправо). Формировать измерительную деятельность на базе знании числа и счета. Сравнивать числа между собой. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, умение выполнять действие и сопровождать их словами.
Ход занятия:
Воспитатель: — Добрый день, ребята. Давайте приготовимся:
Уши слушают — и всё слышат,
Глаза смотрят — и всё видят,
Ноги не мешают, руки помогают,
А голова — хорошо думает.
(Стук в дверь, заходит «Карандаш» со своей линейкой)
Карандаш: - Здравствуйте ребята! Дети: - Здравствуйте! Посмотрите, кто к нам пришел. Вы знаете, кто это? Дети: - «Карандаш». А какой предмет он держит в руках? Дети: - Линейку. Правильно! А для чего они нам нужны? (Ответы детей….)
Конечно, карандашом мы рисуем, а линейкой строим прямые линии. Слово линейка образовано от слова «линия», «линеить», проводить линии. Вы правильно угадали. Но линейки бывают по материалу разные, вот у «Карандаша» линейка деревянная, а какие ещё бывают, я прочитаю Вам сказку. ( Воспитатель читает сказку, дети рассматривают линейки, Карандаш вместе с ними).
На линейке есть коротенькие полосочки, затем длиннее, затем цифра, снова полосочки. А всё для того, что с помощью линейки можно измерять. («Карандаш» плачет)
Что случилось? (Карандаш рассматривает свою линейку и говорит, моя линейка совсем старая, она деревянная, а хуже всего на ней совсем нет цифр и измерять я ничего не смогу)
Не расстраивайся, ребята тебе помогут. Правда , ребята? Дети: - Да!
Задание. Разложить цифры от 0 до 10 в порядке возрастания.
Вот линейка готова. Ребята, а давайте посчитаем, что у нас получилось, обратный счёт.
Карандаш: - Спасибо большое ребята, что Вы помогли, но мне пора уходить, много чего надо ещё нарисовать и измерить! До свидания! Вы сказали, что с помощью линейки можно проводить линии? Ответы детей: — Да, можем.
2. Задание. Дети на листах белой бумаги проводят линии по линейке цветными карандашами.
А давайте с вами попробуем по линейке провести линии. Берём цветные карандаши и сначала красную линию проведём, красным карандашом, затем – синим, жёлтым, зелёным, чёрным. У всех получилось? А какие у вас получились линии – кривые или прямые? Посмотрите внимательно на ваши линии. Линии получились прямые. Правильно ребята. Молодцы! А теперь давайте посчитаем наши линии. Сколько же линий вы нарисовали? Мы нарисовали 5 линий.
Правильно. А теперь посмотрите повнимательней и скажите, у всех правильно проведены линии. А какая по счёту синяя линия? Синяя линия вторая.
Правильно дети. Синяя линия у нас вторая по счёту. Давайте все вместе повторим. (Дети вместе повторяют.) А зелёная у нас линия, какая по счёту? Зелёная линия четвёртая по счёту.
Правильно. Молодцы. А теперь посмотрите и скажите, синяя линия стоит по соседству с какими линиями? Синяя линия стоит с красной и жёлтой.
Нет, дети. Синяя линия стоит за красной, но перед жёлтой. Давайте все вместе скажем правильно. (Дети вместе повторяют.)
Или можно сказать, за первой, но перед третей, или между первой красной и третьей жёлтой линиями. Запомнили? Давайте все вместе повторим, чтобы запомнить. (Дети повторяют все вместе). Молодцы ребята! Мы с вами провели 5 линий.
Молодцы дети. Давайте с вами немного отдохнём
Физминутка
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
Задание. С помощью линейки соединить точки на листе бумаги.
Молодцы ребята! Я вам раздам листы бумаги, и вы при помощи линейки и простого карандаша, должны соединить точки. Дети у всех получилось? Какие у вас получились фигуры? Назовите их.
Ответы детей: - Треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник. Правильно дети. У нас с вами получились: треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник и круг. А как можно ещё назвать эти фигуры одним словом?
Ответы детей: — Это геометрически фигуры.
Задание. «Геометрические логические цепочки».
Воспитатель: - Предлагаю поиграть в игру на внимательность «Геометрические логические цепочки». У вас у каждого на столе набор геометрических фигур, ваша задача создать по образцу «цепочки». Но прежде чем начать игру, главное условие игры, что цепочки мы должны собирать слева направо. Поднимите левую руку. Условия понятны?
Какая цепочка ребята, оказалась самой длинной? (последняя.) Из скол. фигур она состоит? (5)
Задание. Задача. Измерь длину.
Однажды Лиса собралась в гости к Зайцу, но столкнулась с препятствием по дороге к зайцу протекала река, и через неё она никак не могла пройти. Как помочь Лисе, что мы можем дорисовать, чтоб лиса перебралась на другой берег? (Мост.) Давайте соединим точки с помощью линейки и получится мост. Но у каждого из Вас мост получился разной длины, давайте измерим его с помощью линейки. И скажем, какой длины мост у каждого из Вас. (Ответы детей:2, 3, 5, 8,4,3.)
Задание. Сравнение чисел.
А теперь давайте сравним, чей мост длиннее, короче или равный.
2 < 3 ; 4 = 4; 8 >5; и т.д.
Итог занятия:
Молодцы ребята. Мы с вами сегодня многое узнали. Мы теперь можем проводить прямые линии при помощи линейки, чертить геометрически фигуры, измерять длину. Пришло время заканчивать наши познания о линейке. Но мы с ней не прощаемся, а говорим – до свидания. Ведь теперь мы с линейкой и дальше будем дружить. До свидания, до новых встреч.
Г.
Тема:Деление целого. Упражнения.
Цель:Познакомить детей с делением целого на 2 и 4 равные части складыванием предмета пополам (на 2 части) и ещё раз пополам (на 4 части). Научить отражать в речи действие и результаты деления на (сложили пополам, получили) 2(4) равные части, половина целого, одна из 2 частей (одна из 4 частей). Дать представление о том, что половина – это одна из 2 равных частей целого. Организовать отработку понимания, что чем больше частей получится при делении целого, тем меньше его часть и наоборот.Контроль действия детей и рефлексивной оценки.
Чтение стихотворения « Мы делили апельсин…»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто-куда
Что делали звери? На сколько частей делили?
На прошлом занятии мы узнали с вами, какими способами можно поделить квадрат на равные части. Сегодня мы с вами будем продолжать учиться делить целое на 2 и 4 части (круги, полоски)
Вот эти полоски и круги помогут нам узнать как делить на 2 и 4 части.
Сядьте удобно, - сегодня мы узнаем много нового! Внимательно смотрите и слушайте, что я буду делать.
У меня бумажная полоска, я сложу её пополам, точно подровняю концы, проглажу линию сгиба и разрежу по линии сгиба.
На сколько частей я разделила полоску? Ответ: на две части
Верно, я сложила полоску один раз пополам и разделила на 2 равные части.Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части.
Равны ли эти части? (складываю полоску, убеждая детей в равенстве её частей) .
Получились 2 равные части. Вот одна половина полоски, а вот другая половина (показываю)
Ребята, а теперь вы попробуйте разделить одну из полосек пополам на 2 равные части. Молодцы. Что я сейчас показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной?
Половинами называют обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Каждая из частей называется одной второй или половиной, потому что разделили на две равные части.
Сколько всего таких частей в целой полоске? Как мы получила 2 равные части?
Что больше: целая полоска или одна из 2 её равных частей?
Что меньше: целая полоска или одна из ее половин? Ответ детей.
А если я сложу полоску вот так (не пополам), на сколько частей я разделила её?
Можно ли эти части назвать половинами? Почему?
Давайте и вы попробуйте поделить полоску на 4 части.
Когда мы делили полоску на две равные части, каждая часть называлась одной второй. Сейчас мы разделили на четыре части. Как называется каждая часть? Каждая из частей называется одной четвертой, потому мы целое разделили на четыре части, также эта часть называется четвертинка.
Физкультминутка.
Что мы сегодня научились делать?
-Пожалуйста, сложите круг 1 раз пополам.
- Что вы сделали?
- Что получилось?
- Что больше целый круг или одна из 2 равных частей?
- Что меньше? Одна равная часть или целый круг?
- А теперь нам нужно 2 равные части круга ещё раз сложить пополам.
- Сколько раз сложили круг пополам?
- Сколько получилось частей?
-Равны ли эти части?
- Что больше одна из четырех частей целого или целый круг?
- Что меньше?
- Сколько получилось частей, когда мы сложили круг 1 раз пополам?
- Сколько получилось частей, когда мы дважды сложили круг пополам?