Тема: Упражнение «Счет и звуки». Беседа «Осень в лесу»

Цели:

  • Дать понятие о предложении, его признаках, упражнять в передаче разных интонаций предложений.
  • Познакомить детей с основными “стройматериалами” языка - предложением, словом, звуком, с их назначением в языке и речи.
  • Закреплять умение составлять простые предложения по картине и по ситуативным картинкам.
  • Развивать графо-моторные функции, слуховое внимание, воображение.
  • Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга.
  • Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным, существенным признакам.
  • Формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями.

Методы и приемы:

Наглядные – сюжетные картинки;

Словесные - вопросы - ответы, речевые упражнения, чтение художественных произведений;

Игровые – игровые ситуации, обучающие игрушки;

Практические – проблемные ситуации.

Ход занятия

Организационный момент

Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем - мальчики.

Постановка цели. Знакомство с понятием “предложение”

Дети, какое сейчас время года?

Дети: Зима/

Кот Ученый принес вам картину, а мышка-глупышка просит помочь ответить на вопросы кота после того, как вы ее внимательно рассмотрите.

Какое время года нарисовал художник?

- Какие приметы зимы можно заметить на картине?

- Кто живет в этом лесу?

- Что тебе здесь больше всего нравится? Почему?

Вспомните и повторите первый вопрос по этой картине и свой ответ. Этот вопрос и все остальные вопросы называются предложениями. Предложения используют в речи, если хотят о чем-то спросить, обрадовать, что-то посоветовать, кого-то за что-то побранить и т.д.

Знакомство с понятием “ слово”

Вы поняли, из чего состоят предложения?

Д.: Да ,предложения состоят из слов.

Всему название дано -
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету. А.Шибаев.

Каждое слово обязательно что-то обозначает, называет. Сочетания звуков, отдельные части словами не являются.

Физкультминутка

А теперь игра для вас.
В ней проверим мы сейчас
Ваше умение:
Различать слова и предложения.

- Если я скажу слово, вы вытяните руки вперед и скажите: “Слово”.

Если предложение - руки разверните в стороны и скажите: “Предложение”.

(Проводится игра с детьми).

Игра “Составь предложение”

Дети, помогите правильно составить предложения по картинкам.

Детям предлагаются ситуативные картинки, по которым они составляют предложения.

Л.: Молодцы, дети! Вы составили правильно предложения. Слова в предложении должны дружить и следовать в определенном порядке.

А теперь я хотела бы с вами побеседовать на тему «Осень в лесу»

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Не касаясь сосен
И ёлочек. Я...(осень).

Дети отгадывают загадку.

Правильно! Дети, какое сейчас время года?

Дети. Осень.

Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку.

Дети. Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Вы сказали, что сейчас осень. Почему? Назовите признаки осени. Докажите мне, что на улице сейчас осень, а то я думаю, что там лето. Я сейчас пойду купаться на пруд в Кузьминки и буду загорать.

Дети методом рассуждения, доказательства убеждают педагога этого не делать. Называют признаки осени.

Дети. На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают. Началось расцвечивание листьев.

Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Это явление природы как называется?

Дети. Листопад.

Как опадают листья? Как летят? С чем их можно сравнить?

Дети. Листья опадают тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолётики, вертолётики, парашютики.

А почему деревья сбрасывают листья?

Дети. Они так готовятся к зиме.

Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле?

Дети. На земле.

Как происходит сбрасывание деревом листа?

Дети. Ветер отрывает.

Педагог. Да, дети, тогда весной лес будет стоять голый. Не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей. Что ещё может произойти, как вы думаете? Вспомните, что выделяют зелёные листочки?

Дети. Кислород. В воздухе не будет кислорода. Людям и животным нечем будет дышать.

Какие ещё признаки осени вы знаете?

Дети. Птицы собираются стаями и улетают на юг.

Как готовятся к зиме люди? Животные?

Дети. Люди убирают урожай и заготавливают еду на зиму и для себя, и для домашних животных.

А дикие животные готовятся к зиме? Как?

Дети. Белочка сушит грибы, собирает орехи, жёлуди. Медведь много ест и накапливает жир, присматривает себе берлогу. Ёж носит на своих иголках к себе в норку яблоки, грибы, листья, мох.

Молодцы! Правильно! Ребята, осень бывает разная. Какая?

Дети. Золотая и поздняя «золушка». Поздняя «золушка», когда все деревья будут голые.

Кто из вас был в в лесу? Понравилось ли вам в лесу? Почему вам понравилось в лесу?

Высказывания детей, творческие рассказы

Молодцы! Хорошие получились рассказы. А теперь, дети, подберите родственные слова к слову «лес». Назовите «лес» ласково.

Дети. Лесок, лесочек.

Итог занятия

Из чего состоят ваши рассказы?

А из чего состоят предложения?

Из этого строится наша речь.

Г.

Наши рекомендации