Тема: «Назови первый звук» «Фигуры вокруг нас»
Г.
Тема: «Назови первый звук» «Фигуры вокруг нас»
Цели:
- Образовательные: познакомить с новыми буквами и звуками, учить читать с изученными буквами, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов в предложении, учит давать характеристику звукам, узнавать буквы.
· Формировать у учащихся понятие и представления о пространственных геометрических фигурах – геометрических телах.
· Развивать умение сравнивать.
- развивать фонетический слух, умение вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ слова;
- Развивающие: развивать речь, внимание, мышление, память, фонематический слух.
- Воспитательные: воспитывать интерес к чтению.
Организационный момент
Прозвенел звонок и вот Начинается урок.
Ну-ка, дети вы готовы? Начинаем наш урок.
Загадка
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
С. Маршак (пила)
Сколько слогов в этом слове ПИЛА? (два)
Как вы это определили? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)
Назовите ударный слог. (Второй)
2. Звукобуквенный анализ слова ПИЛА. (слайд 3; один ученик работает у доски, остальные выкладывают фишки на парте)
С помощью фишек сделаем звуковой анализ слова
Как можно проверить, что звук [з]- звонкий? (положить ладошку на горлышко и почувствовать, как оно дрожит, это значит, что согласный звук произносится с голосом).
Дайте полную характеристику звуку [д]. (Согласный, твёрдый, звонкий.)
4. Работа над образованием нового слова.
Рассмотрите модель, которая находится справа от слова ДОМ.
Что нужно сделать, чтобы прочитать новое слово?(Заменить звук Д звуком Т).
Какое новое слово получилось? (Том)
Объясните значение слова ТОМ. (Том - это книга, Том - имя мальчика или кличка животного).
Дайте характеристику звуку [т]. (Согласный, твёрдый, глухой)
- Что обозначает красный колокольчик над буквой Д в слове ПЛОДЫ? (Звук Д – звонкий).
Какому слову соответствует схема справа от слова ПЛОДЫ? (Плоты).
Что изменилось в слове? (Буква Д заменилась буквой Т).
Как вы понимаете слово ПЛОТЫ?
ФИЗМИНУТКА
Поднимите руки, класс, - это раз, Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
2. Записать слова на нужной строке в зависимости от того, какая из букв – Д или Т – есть в слове.
3. Игра “Читай слова по стрелкам”
А теперь мы с вами поговорим о фигурах вокруг нас.
Чтобы начать работу, нам необходимо разделиться на две группы. Я предлагаю вам геометрические фигуры, вырезанные из бумаги двух цветов – красные и синие. Вы выбираете понравившуюся фигуру. Дети, у кого оказались синие фигуры – объединяются в одну команду, а у кого красные – в другую.
Задание №2 Игра “Ромашка”.
А сейчас мы проведём игру, название которой вы узнаете, отгадав загадку.
Золотая серединка и лучи идут кругом.
Это, может быть, картинка солнца в небе голубом?
Нет, ни солнце на бумажке – это расцвели ромашки!
Ученику вручается “Ромашка”. Цветок вырезан из бумаги.
В каждом “лепестке” спряталось какое-то геометрическое тело.
Условия игры: выходите по одному, отрываете лепесток, прочитываете вслух задание и пытаетесь определить, что же это за геометрическое тело.
Осталась одна “серединка” от ромашки. А “серединке” такое задание:
Задумай какое-нибудь геометрическое тело. А вы, ребята постарайтесь задать такие вопросы, которые помогут вам отгадать, какое геометрическое тело задумано. “Серединка” (ученик) может отвечать на вопрос только “да”, “нет”.
Итог урока
-Что нового вы узнали на уроке?
-Я вас всех благодарю за хорошую работу. Умнички.
Г.
Ход занятия
Здесь на столе лежат геометрические фигуры, пусть каждый подойдёт и возьмёт по фигуре.
А теперь встаньте в круг и расскажите кто, что взял.
(У меня красный треугольник).
Сколько углов у треугольника? (3)
(У меня синий квадрат)
Сколько углов у квадрата? (4)
У квадрата всегда какие углы? (прямые)
А ещё у какой фигуры всегда прямые углы? (у прямоугольника)
(Дети называют цвет и геометрические фигуры: )
У каких фигур нет углов? (у )
Молодцы дети, вы так хорошо знаете геометрические фигуры и цвета, что наверное без труда назовёте какой фигурой является телеэкран? (прямоугольником) Из каких линий он состоит? (из прямых)
А теперь проведите пальчиком по контуру своей фигуры и скажите, контур вашей фигуры замкнутая или разорванная линия? (Замкнутая) Почему? (Концы этих фигур соединены).
Физминутка
Подвижная игра с мячом.“Наоборот”
Игра проходит в кругу. Учитель-дефектолог стоит в центре круга, бросает мяч кому-либо из детей и произносит слово. Ребенок должен сказать слово противоположное по смыслу. Учитель-дефектолог говорит: “Вперед”. Ребенок отвечает: “Назад”. (Направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, внутри – снаружи и т.д.)
Усложнение игры. Можно называть не только наречия, но и прилагательные: далекий – близкий, верхний – нижний, правый – левый, глубокий – мелкий, дешевый – дорогой и т.д.
Следующий игра называется “Сообрази-ка!”.
Капитаны по очереди подходят к столу и, не читая, берут карточки с задачами на сообразительность. Время на обдумывание – 30 секунд.
Задачи
- Поле пахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7)
- Шли три козленка. Один впереди двух, один – между двумя, а один – позади двух. Как шли козлята? (Друг за другом.)
- Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)
- Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец, вытянули репку. Сколько глаз увидело репку? (12)
Итог урока.
Вот и закончилось наше занятие.
Какое задание вам понравилось больше всего?
Ребята теперь мы знаем, что такое геометрические фигуры.
Наше занятие закончено. Вы все сегодня молодцы.
Г.
Физминутка.
А теперь немного отдохнем.
Дети ходят по кругу и изображают, как передвигаются звери: лиса, заяц, волк, медведь, олень.
Итог.
Вам понравилось в зоопарке?
А что вам больше всего понравилось?
Г.
Ход занятия
Сейчас у нас с вами занятие по основам счета. Сегодня мы с вами вспомним, чем мы с вами занимались в этом учебном году, и заодно совершим путешествие в сказку. Но сначала мы с вами посчитаем. Считать мы будем вот эти елочки на доске (на доске 10 елочек) (дети хором считают от 1 до 10).
А теперь посчитаем елочки от 10 до 1. А теперь на нашей доске вы увидите цифры. Мы будем считать также обратно, но не от 10 до 1, а от того числа, какую цифру вы увидите на доске (дети считают обратно от числа 6, 8, 4, 9).
На доске появляется картинка с героями сказки “Колобок”. Педагог: “Из какой сказки к нам пришли эти животные (ответ). Сколько всего животных на доске? Кого Колобок встретил первым в лесу? Кого вторым? Какая по счету была лиса (волк)? Назови героя, который стоит слева от лисы (ответ), справа от зайца (ответ).
Герои приготовили для вас математические задания. Давайте мы их выполним. Если мы выполним их правильно, то в конце вас ждет сюрприз.
1-ое задание для вас приготовил зайчик.
На доске появляется картинка, на которой изображены 9 коров и 8 поросят. “Зайчик просит вас посчитать животных и обвести внизу ту цифру, которая показывает количество животных на доске” (педагог вызывает к доске 2-х детей для выполнения задания).
2-ое задание от медведя
(на доске в 3ряда расположены цифры от 1 до 10. В каждом ряду одна цифра пропущена). “Медведь хочет проверить, какие вы внимательные. Нужно внимательно посмотреть на цифры и сказать, какая цифра пропущена (дети называют пропущенную цифру и называют между какими цифрами она должна стоять. Педагог пишет цифры на доске).
3-е задание – волк.
На доске появляются прямоугольники, над каждым из которых написана цифра. Педагог вызывает к доске детей и просит нарисовать в каждом прямоугольнике столько кружков, сколько показывает цифра сверху.
4-ое задание– лиса.
Лиса предлагает вам решить примеры. На доске геометрическими фигурами (кругами) записаны примеры на сложение и вычитание. Педагог вызывает к доске детей и предлагает им решить эти примеры (рисуют нужное количество кружков). “А еще лиса хочет узнать, знаете ли вы названия геометрических фигур. На доске появляется изображение кота из геометрических фигур. Педагог просит назвать фигуры, из которых составлен кот, и ответить на вопросы: Сколько у кота лап? Сколько глаз? Сколько ушей? Голов? И т.д.
Физкультминутка.
Тому, кто справа, улыбнись.
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, руку дай.
Тому, кто слева, руку дай.
Теперь по кругу ты шагай,
и друзьями вместе ты шагай.
Тому, кто справа, подмигни.
Тому, кто слева, подмигни.
Того, кто справа, обними.
Того, кто слева, обними.
Ну, вот закончилась игра,
На математику пора!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
Итог урока.
Вот и закончилось наше занятие.
Какое задание вам понравилось больше всего?
Г.
Ход занятия
Организационный момент
Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем - мальчики.
Постановка цели. Знакомство с понятием “предложение”
Дети, какое сейчас время года?
Дети: Зима/
Кот Ученый принес вам картину, а мышка-глупышка просит помочь ответить на вопросы кота после того, как вы ее внимательно рассмотрите.
Какое время года нарисовал художник?
- Какие приметы зимы можно заметить на картине?
- Кто живет в этом лесу?
- Что тебе здесь больше всего нравится? Почему?
Вспомните и повторите первый вопрос по этой картине и свой ответ. Этот вопрос и все остальные вопросы называются предложениями. Предложения используют в речи, если хотят о чем-то спросить, обрадовать, что-то посоветовать, кого-то за что-то побранить и т.д.
Знакомство с понятием “ слово”
Вы поняли, из чего состоят предложения?
Д.: Да ,предложения состоят из слов.
Всему название дано -
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету. А.Шибаев.
Каждое слово обязательно что-то обозначает, называет. Сочетания звуков, отдельные части словами не являются.
Физкультминутка
А теперь игра для вас.
В ней проверим мы сейчас
Ваше умение:
Различать слова и предложения.
- Если я скажу слово, вы вытяните руки вперед и скажите: “Слово”.
Если предложение - руки разверните в стороны и скажите: “Предложение”.
(Проводится игра с детьми).
Игра “Составь предложение”
Дети, помогите правильно составить предложения по картинкам.
Детям предлагаются ситуативные картинки, по которым они составляют предложения.
Л.: Молодцы, дети! Вы составили правильно предложения. Слова в предложении должны дружить и следовать в определенном порядке.
А теперь я хотела бы с вами побеседовать на тему «Осень в лесу»
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Не касаясь сосен
И ёлочек. Я...(осень).
Дети отгадывают загадку.
Правильно! Дети, какое сейчас время года?
Дети. Осень.
Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку.
Дети. Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Вы сказали, что сейчас осень. Почему? Назовите признаки осени. Докажите мне, что на улице сейчас осень, а то я думаю, что там лето. Я сейчас пойду купаться на пруд в Кузьминки и буду загорать.
Дети методом рассуждения, доказательства убеждают педагога этого не делать. Называют признаки осени.
Дети. На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают. Началось расцвечивание листьев.
Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Это явление природы как называется?
Дети. Листопад.
Как опадают листья? Как летят? С чем их можно сравнить?
Дети. Листья опадают тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолётики, вертолётики, парашютики.
А почему деревья сбрасывают листья?
Дети. Они так готовятся к зиме.
Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле?
Дети. На земле.
Как происходит сбрасывание деревом листа?
Дети. Ветер отрывает.
Педагог. Да, дети, тогда весной лес будет стоять голый. Не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей. Что ещё может произойти, как вы думаете? Вспомните, что выделяют зелёные листочки?
Дети. Кислород. В воздухе не будет кислорода. Людям и животным нечем будет дышать.
Какие ещё признаки осени вы знаете?
Дети. Птицы собираются стаями и улетают на юг.
Как готовятся к зиме люди? Животные?
Дети. Люди убирают урожай и заготавливают еду на зиму и для себя, и для домашних животных.
А дикие животные готовятся к зиме? Как?
Дети. Белочка сушит грибы, собирает орехи, жёлуди. Медведь много ест и накапливает жир, присматривает себе берлогу. Ёж носит на своих иголках к себе в норку яблоки, грибы, листья, мох.
Молодцы! Правильно! Ребята, осень бывает разная. Какая?
Дети. Золотая и поздняя «золушка». Поздняя «золушка», когда все деревья будут голые.
Кто из вас был в в лесу? Понравилось ли вам в лесу? Почему вам понравилось в лесу?
Высказывания детей, творческие рассказы
Молодцы! Хорошие получились рассказы. А теперь, дети, подберите родственные слова к слову «лес». Назовите «лес» ласково.
Дети. Лесок, лесочек.
Итог занятия
Из чего состоят ваши рассказы?
А из чего состоят предложения?
Из этого строится наша речь.
Г.
Ход урока
Звуковой анализ слова Март.
- Какой первый весенний праздник мы отмечаем в марте?
- Сегодня мы поговорим о мамином дне – 8 марта и звуках т т
- 8 марта- женский праздник. Женщины кто?
- Как поздравляют с этим праздником?
- А сейчас мы отправимся в магазин за подарками. Мы пройдём по разным отделам магазина и выберем подарки, в названии которых есть звук т т и для этого научимся их слышать и различать.
А) та, то, тя, ту, ти, те, ат, ать. Ут, уть
В)туфли, тигр, топать, тикать, теленок, стол…
- Придумаем чистоговорку
Та, та, та
Вот такая … (красота)
Ить, ить, ить
Чай мы будем …(пить)
Орт, орт, орт, орт, орт.
Будем есть …(торт)
Ты, ты, тЫ. Ты
Будем мы дарить …(цветы)
Вот и в магазине.
- Что продаётся в первом отделе?
- Как он называется?
- Как называется второй отдел?
- Что продают здесь?
- Как называется следующий отдел?
- Назовите что здесь продают?
- Как можно ещё назвать эти продукты?
- Выберите в каждом отделе подарки со звуками т т и соедините с соответствующими квадратиками.
- Что мы купили?
Физминутка
Осенью, весною, Летом и зимой
Мы во двор выходим Дружною семьёй
Встаем в круг И по порядку
Каждый делает зарядку
Мама руки поднимает, Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево. Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой. И качаю головой.
- Мы выбрали подарки и отправляемся домой. Вспомним о наших близких (маме, бабушке, сестренке, тете, воспитательнице)
- Какие они?
Кого мы поздравляем в этот день?
Мам, бабушкек, сестренок, тёти, учительницу, воспитательниц.
Что можно подарить?
Дарят цветы, подарки, говорят приятные слова.
Ответы детей:
Телефоны, утюги, бытовая техника, украшения, туфли, цветы, тапочки, торты, конфеты, пирожные, посуда, косметику.
Выполняют мимики, движении:
Добрые, заботливые, ласковые, заботливые, смелые
Итог занятия
- О чём мы говорили на занятии?
Г.
Тема: Урок «Буквы и звуки»
Цели: Обучать чтению слогов, развивать навыки чтения, закрепить пройденные
буквы, признаки гласных и согласных звуков, развивать фонематический
слух, воспитывать интерес к чтению, доброжелательное отношение друг
к другу, пополнять словарный запас.
Ход урока:
-Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какая сегодня хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, тепла, счастья и здоровья. Солнышко нам улыбается. Давайте и мы улыбнемся друг к другу и поделимся с каждым хорошим настроением.
-Сегодня мы продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, учиться соединять звуки и читать слоги.Давайте сначала повторим чем отличается буква от звука?
Буквы Звуки (видим пишем читаем слышим произносим)
-Кто расскажет стихотворение о звуке?
Мы не можем звук увидеть . И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать. А еще его сказать.)
-С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.(А, О, У, М, С.)
-Какие бывают звуки речи? (Гласные и согласные.)
-Как мы можем определить гласный это звук или согласный? Назовите признаки гласных звуков.
(Гласными можно петь, тянуть, кричать, воздух проходит свободно, без преград.)(А, У, О.)
-А теперь назовите признаки согласных звуков.
(Согласные мы произносим с преградой. Нам мешают губы, зубы или язык.)
-Расскажите стихотворение о согласных звуках.
-Мы с вами говорили о звуке. Мы их слышали, произносили, а что нужно чтобы их увидеть? Что нам для этого нужно? (Нам нужна буква.)
-Правильно, ребята, звук на письме обозначается буквами. А кто скажет, как образуется слог? (От слияния гласных звуков с согласными образуется слог)
-Как определить количество слогов слове?
(По количеству гласных в слове. Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
-Давайте разделим слова на слоги. Сейчас какое время года? (Зима.)
-Давайте подберем слова, относящиеся к этому времени года и разделим их на слоги.
(Хо-лод, го-ло-лед, снег, мо-роз, сне-го-вик, сне-жин-ка, сне-гу-роч-ка.)
-Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Давайте немного поиграем. У нас есть домики и в них живут буквы. Назовите их. А У О С М
-А теперь послушайте задание. Животные в лесу заблудились. Каждый из них должен найти свой домик. Давайте поможем им. С какого звука начинается название животного, в домик с такой же буквой заселяется. И т. д. Ослик, медведь, аист, мышь, сова, антилопа, утка.
-Молодцы, ребята. Вы правильно расселили животных.
-Читаем слоги на доске.
Итог занятия
-Что вам понравилось на уроке? -Что было интересным для вас?
-Ну все, ребята на этом ребята наш урок закончился. Вы большие молодцы.
-Спасибо за хорошую работу
Г.
Тема:Беседа. «Ранняя весна», игра «Бросаемся слогами».
Цели: Обучать чтению слогов, развивать навыки чтения, закрепить пройденные
буквы, признаки гласных и согласных звуков, развивать фонематический
слух, воспитывать интерес к чтению, доброжелательное отношение друг
к другу, пополнять словарный запас. Понятия о временах года, беседа анализ.
Ход урока.
О каких художниках говорится в стихотворении.
Четверо художников, столько же картин,
Белой краской выкрасил всё подряд один.
Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветки, как рога. Зима.
У второго – синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки – кружева.
Первые проталинки, первая трава. Весна.
На картине третьего красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть.
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака. Это лето.
А четвёртый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды…
Всюду бусы – ягоды зреют по лесам.
Кто же тот художник? Догадайся сам. Это осень.
Дети находят соответствующие картинки.
1. Весна.
-Как начинается весна?
Солнце светит ярче. С крыш капают сосульки. Прилетают первые птицы. Появляются первые проталинки.
Найди ошибку! Весной луга затопили реку.
-Произнесём слово весна. Выделим первый звук. Вывод : звук в – согласный.
-На что похожа буква «в»?. Словно букву в. Алёна держит трубку телефона.
-какие весенние месяцы вы знаете? - есть ли в этих словах звук «в»?
Игра «Знаешь ли месяцы весны? Какие?
2. Лето. За весной непременно приходит лето. Какие летние месяцы вы знаете?
- летом всё радуется жизни. У животных появляются детёныши.
У лисы – У волчицы –
У зайчихи – У воробьихи –
Игра: «Угощение»- проводится с использованием резинового мяча.
Цель:/Совершенствование грамматического строя( образование относительных прилагательных от существительных совершенствование навыка слогового и звукового анализа слов )/.
(дети садятся на «пеньки» – за парты и логопед угощает их соком из фруктов и овощей в импровизированных стаканчиках).
- сок из моркови какой? (морковный);
- сок из персика какой? (персиковый);
- сок из яблок какой? (яблочный);
- сок из помидор какой? (томатный);
- сок из винограда какой? (виноградный);
- сок из груши какой? (грушевый);
- сок из мандарин какой? (мандариновый).
- Сколько звуков в слове СОК?
- Какой первый звук? Какой второй звук? Какой третий звук?
- Выложите схему слова сок цветовыми символами.
Итог занятия:
Д.з. придумать загадки про весну.
Г.
Тема:Игра «А ну ка отгадай ка», развивающая игра «Оринтир»
Цели: Развитие речи, пространственная ориентировка.
Ход занятия.
-Про какого животного можно сказать так: серый, хищный, жадный….
-Большой, косолапый… -Рыжая, хитрая, ловкая…
-Болтливая, белобокая… -Косой, слабый, трусливый…
2. Пространственная ориентировка.
-Какое животное находится первым?
-Какое животное находится между лисой и зайцем?
-какое животное третье по счёту?
-Справа от зайца?
-Слева от лисы?
3. Игра на внимание.
Учитель называет животных; если это дикие животные, дети хлопают, если домашние –
приседают.
-овца, рысь, медведь, коза, лиса, корова, заяц, петух, волк, собака.
4. Обучение грамоте: слово – звук – буква.
-давайте произнесём слово «волк»
- назовите первый звук, второй, третий, четвёртый.
Вывод: когда говорим слово, то произносим звуки. Звуки бывают гласные и согласные.
-давайте запишем слово при помощи букв.
Физкультминутка.
Танец «Буги-вуги»
Руку правую вперёд,
А потом её назад,
А потом её вперёд
И немножко потрясём.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваем в круге
Ив ладоши хлопаем
Вот так.
Ногу левую вперёд…
Ухо правое вперёд…
Плечо левое вперёд…
Итог занятия.
-О каких животных мы говорили?
Домашнее задание: рассказать о любом животном.
Г.
Тема:Знакомство с понятием «Быстро », «Медлено»
Цели: Воспитание у детей чувства времени развивается и совершенствуется в процессе практической деятельности. Только на этой основе можно научить дошкольников ценить и беречь время.
Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.
Применяя разные виды занятий, дидактические игры и упражнения способствуют формированию временных представлений.
Значение слов «быстро – медленно» целесообразно раскрывать на конкретных примерах: «Поезд идет медленно, а затем все быстрее и быстрее», «Карусель вертится медленно, а потом все быстрее».
На прогулке можно сравнивать скорость движения пешехода и велосипедиста, гусеницы и жука, и т.д.
В игре «Воробушки и автомобиль» надо указать, что все дети «воробушки» в одно время (одновременно) вылетают из гнезда, а «автомобиль» может гудеть только после того, как воробушки быстро разлетятся в разные стороны. В игре «Чей домик?» дети должны подавать голос по очереди, а не в одно время. Постепенно дети усвоят слова и выражения: в одно время, одновременно, по очереди.
Полезны игры на развитие ориентировки во времени: «кто быстрее соберет игрушки», «Кто быстрее добежит до флажка», «Кто правильно назовет по порядку части суток», «Угадай, какое время года?» и т.д.
Занятия и игры проводятся в соревновательно-игровой форме.
Ход занятия
«Придумай рассказ»
Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.
— Закончи фразу:
1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая).
Пластилин мягкий, а камень... (твердый).
2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая).
Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).
3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).
Лес густой, а иногда... (редкий).
4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).
Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).
5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).
Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые).
Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).
«Картина — корзина»
Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.
Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.
— Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)
— Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).
— Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?
Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.
«Найди точное слово»
Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.
— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
— Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная).
— Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.
— Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит).
— Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:
«Это правда или нет?»
Цель: находить неточности в стихотворном тексте.
— Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
— Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?
— Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно:
«Тетя, посмотри: у лошадки два хвостика — один на голове, другой на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю».
Итог занятия:
Воспитатель детям: О каих понятиях мы с вами сегодня говорили на занятии? Что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось больше всего?
Г.
Тема:Знакомство с понятием «Время», «Пространственный ориентир»
Цели:Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «под» и т.д.; упражнять в счете в пределах десяти; помочь научится называть «соседей» чисел.
Ход занятия
1. Загадка
-Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять – Выплывает белый месяц. Кто до месяца дойдет тот и прятаться пойдет. Выложите в этом порядке числа.
- Девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один! В прятки мы играть хотим. Надо только нам узнать, кто из нас пойдет искать. Выложите карточки в порядке убывания.
Назови соседей числа»
Дети образуют круг. С помощью считалки выбирают ведущего. Он бросает мяч и говорит: «Назови число между числами пять и семь». Ребенок отвечает, теперь он будет задавать вопрос. Игра проходит в быстром темпе.
Игра «Что, где?»
Игра проводится в кругу с мячом. с помощью жеребьевки избирается ведущий. он бросает мяч и спрашивает: «Что справа от тебя?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает на поставленный вопрос и т.д.
Вопросы детям: - что над головой? - кто за тобой? - кто слева от тебя? И т. д.
следите за тем, чтобы дети правильно отвечали на вопросы «кто» или «что».
игра проходит в быстром темпе.
Найди спрятанную игрушку»
Ребенок выходит за дверь, дети прячут игрушку. Чтобы ее найти, ребенку указывают направление: «Иди от стола до ковра, от него поверни направо, сделай семь шагов и там ищи».
6. Задание «Дорисуй картинку», используя предлоги под, над, справа, на, слева, перед. Для основы картинки берется любая тема: «Посуда», «Мебель», «Животные» и т.д.
Итог занятия. Рефлексия.
Г.
Тема:Ориентир во времени «Незнайка»
Цель: 1) познакомить с числом и цифрой 9, составом числа 9;
2) закреплять навыки счёта в пределах 9;
3) закреплять умения сравнивать числа, выражения;
4) закреплять умение находить взаимосвязь между целым и частью.
Ход урока.
-Сегодня на уроке мы отправляемся к героям различных сказок. Они хотят посмотреть, чему вы научились – умеете ли вы хорошо считать, решать примеры, грамотно отвечать. Вместе с ними мы познакомимся с новым числом, научимся писать цифру, которой обозначается это число.
- Отгадайте, к кому первому мы пойдём в гости. Кто однажды сочинил про своего друга стихотворение:
Торопыжка был голодный:
Проглотил утюг холодный. ( Незнайка.) Правильно! Молодцы! А теперь закройте глаза и представьте, что мы переносимся в Солнечный город. На доске рисунок Незнайки.
Устный счёт.
- Незнайка не может выполнить задание. Давайте ему поможем.
Игра «Весёлый счёт».
- Назвать числа по порядку, начиная с наименьшего, потом с наибольшего, показывая указкой.
- Посчитайте от 11 до 6, от 7 до 15.IV.
Математический диктант. А кто это за герой На доске рисунок Знайки.
Знайка приготовил вам следующее задание: внимательно прослушать, решить и показать только результат с помощью числового веера. Учитель выставляет карточки с соответствующими цифрами на наборное полотно.
- Уменьшаемое 7, вычитаемое 3. Найдите разность.
- Первое слагаемое 1, второе слагаемое – 6. Чему равна сумма?
- Покажите последующее число 1. На сколько последующее число больше предыдущего?
- Увеличьте 4 на 1.
- На сколько 5 меньше 6? 4 7 2 5 1 – карточки на наборном полотне.
- Расставьте числа в порядке возрастания. 1 2 4 5 7
- Установите закономерность и продолжите ряд на 3 числа. 8 10 11
- Найдите пару чисел сумма которых равна 7. 2 и 5
- Разность которых равна 3. 4 и 1, 5 и 1
.
Итог урока:
- С каким числом мы сегодня познакомились?
- Как получить число 9? «Горка» - подбираем карточки по цвету.
Г.
Тема:Беседа «Полевые цветы», знакомство с понятием «Клетка»
Цель: формирование обобщенных знаний о полевых цветах, составление букета из полевых цветов посредством объемной аппликации.
Задачи:
обучающая: - расширить и закрепить знания детей о полевых цветах; познакомить с техникой изготовления цветов и составления букета;
развивающая: - развивать память, внимание, мелкую моторику рук;
воспитательная: - воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы, относиться к цветам с любовью и нежностью, беречь и заботиться о них; воспитывать навыки коллективной творческой деятельности.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы.
Ход занятия.
- Ребята представьте себе что мы с вами попали на полянку. Ребята, как здесь красиво – деревья, трава, птички поют.
II. Релаксация.
Давайте с вами внимательно послушаем эти звуки.
- Какое настроение, эмоции, вы испытываете? (Ответ: радость, веселое настроение). Давайте улыбнемся друг другу и поделимся веселым и радостным настроением.
- Ой, смотрите какие красивые цветы. А вы знаете, как они называются?
- Ребята, эти красивые цветы относятся к полевым цветам. И тема нашего занятия «Полевые цветы. Составление букета из полевых цветов».
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми полевыми цветами, а также составим букет из полевых цветов.
- Скажите, почему они называются именно так «полевые цветы»? (Потому, что растут в поле).
Цветы полевые просты
Но мёд в них запрятан душистый.
Мы любим простые цветы
Что выросли в зелени чистой.
- Ребята я вам прочитаю стихи, послушаем что нам цветы расскажут о себе.
Одуванчик
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастёт, нарядиться
В беленькое платьице.
Ромашка
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке
Такие веселые эти ромашки
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
Колокольчик
Колокольчик луговой
На тоненькой былинке
Качаясь, гнется над травой
У солнечной тропинки.
Незабудка
Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их
И кто их только выдумал – веселых, голубых
Должно быть, оторвали от неба лоскуток
Чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.
Василек
Как чиста в колхозе рожь
Василек едва найдешь
Всем бы ты цветок хорош
Да зачем ты портишь рожь?
Приходи к нам лучше в сад.
Вот обрадуешь ребят.
Мак
Вот какие маки,
Вот какие маки,
Красные большие
В поле расцвели!
Тучка в небе тает
Ветер пролетает –
Тоненькие стебельки
Гнутся до земли.
- Ребята, скажите, к