Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
Конституция Российской Федерации, федеральные законодательные акты, законодательные и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, гарантируя местное самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений.
1. Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, играет конституционное право местного самоуправления на судебную защиту.
В правовом государстве суд выступает в роли независимого от какого-либо влияния органа, решающего споры о нарушенном праве. Судебная власть в Российской Федерации призвана способствовать обеспечению законности в государстве, укреплению правопорядка, защите конституционного строя, одним из элементов которого является местное самоуправление, признаваемое и гарантируемое государством.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд или арбитражный суд рассматривает иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления:
а) органов государственной власти и государственных должностных лиц;
б) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
в) предприятий, учреждений и организаций;
г) общественных объединений.
С такими исками в суд или арбитражный суд вправе обращаться не только органы и должностные лица местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования.
Закон также предусматривает судебную форму защиты прав муниципального образования в случае отказа в государственной регистрации устава муниципального образования.
В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, органы местного самоуправления могут обращаться в суд за защитой нарушенных прав граждан - жителей муниципального образования. Так, в соответствии с федеральным законом «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления обращаются в суд в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) с исками о признании действий продавца противоправными и прекращении этих действий.
Гарантией судебной защиты прав местного самоуправления является порядок признания недействительными решений органов и должностных лиц местного самоуправления, предполагающий, в частности, соответствующее решение суда по этому вопросу. Кроме того, именно заключение соответствующего суда субъекта Российской Федерации может являться основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
2. Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Данные решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.
Статья 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющая эту гарантию, устанавливает, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
При этом Закон предусматривает ответственность в соответствии с действующим законодательством, которая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
3. Важным средством правовой защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должностным лицам. Эти обращения, в которых органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления поднимают вопросы защиты прав местного самоуправления, необходимости учета интересов муниципальных образований при решении социально-экономических и иных вопросов, подлежат обязательному рассмотрению. Органы и должностные лица местного самоуправления должны получить мотивированный ответ на свои обращения.
В целях организации постоянного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления Правительство Российской Федерации приняло постановление «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления» от 27 июня 1996 г. Такое взаимодействие служит, в частности, повышению качества разрабатываемых нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления. Согласно постановлению, федеральные органы исполнительной власти (перечень этих органов прилагается к постановлению) должны образовывать в пределах установленных штатной численности и фонда заработной платы структурные подразделения по вопросам местного самоуправления либо возложить эти функции на действующие подразделения.
Органы местного самоуправления обращаются по вопросам своей деятельности также к предприятиям, учреждениям и организациям, которые обязаны рассматривать эти обращения,
В целях большего учета интересов муниципальных образований при законодательном регулировании субъектами Российской федерации разнообразных вопросов регионального и местного значения Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 45) наделяет представительные органы местного самоуправления правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации.
4. Правовая защита местного самоуправления гарантируется деятельностью соответствующих государственных органов, которые в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества.
Надзор за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, права населения на местное самоуправление осуществляет прокуратура Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в области местного самоуправления, является Министерство Российской федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, в структуре которого имеется Департамент по проблемам местного самоуправления.
Значительная часть правовых актов по вопросам местного самоуправления принимается органами государственной власти субъектов Российской федерации, в которых могут содержаться положения, ущемляющие или ограничивающие, права местного самоуправления. Помимо органов прокуратуры, которые осуществляют надзор за исполнением законов органами государственной власти субъектов Российской Федерации, важную функцию в этой сфере выполняет Министерство юстиции Российской Федерации. На Министерство юстиции Российской Федерации возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и по вопросам местного самоуправления.
В случае несоответствия правового акта Конституции Российской Федерации или федеральному закону Министерство юстиции Российской Федерации представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти.
Муниципальные образования имеют возможность отстаивать свои интересы по вопросам местного самоуправления в Совете по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации. Совет является консультативным органом при Президенте Российской федерации. Его возглавляет Председатель Правительства Российской Федерации. В состав Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации входят руководители органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, представители союзов и ассоциаций местного самоуправления.
К основным задачам Совета относятся, в частности, подготовка для Президента Российской Федерации рекомендаций по осуществлению и корректировке государственной политики в области местного самоуправления, разработка для Президента Российской Федерации предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в ходе осуществления реформы местного самоуправления и т.д.
5. Правовая защита интересов и прав местного самоуправления обеспечивается федеральными и региональными программами развития местного самоуправления, принятие которых предусматривает федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 4 и 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. утверждена Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. Основными задачами Программы являются:
обеспечение разработки правовой основы для деятельности местного самоуправления, создающей условия для выполнения его функций;
создание необходимых условий для формирования развитой системы местного самоуправления;
обеспечение постепенного перехода от централизованного государственного управления к децентрализованному управлению путем передачи муниципальным образованиям полномочий и ресурсов для самостоятельного решения вопросов местного значения;
отработка форм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
обеспечение правовых, финансовых и ресурсных гарантий прав местного самоуправления. Реализация данной программы рассчитана на 1996-1998 гг.
6. Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации. Главная цель таких объединений (общероссийских, региональных, межрегиональных) - координация деятельности муниципальных образований, более эффективное осуществление своих прав и интересов. Ассоциации и союзы местного самоуправления подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Общероссийские объединения муниципальных образований участвуют в формировании делегации Российской Федерации в Конгрессе местных и региональных властей Европы, представляя интересы местного самоуправления в одной из палат Конгресса - Палате местных властей.