Полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь - конституционное право гражданина Российской Федерации. Гарантией его реализации является развитие в Российской Федерации государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение и поддержка деятельности, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Государство гарантирует гражданам бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ст. 41 Конституции Российской Федерации).

На органы местного самоуправления возлагаются задачи организации, содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения муниципальных образований.

Кроме того, органы местного самоуправления осуществляют деятельность, направленную на создание условий, способствующих укреплению здоровья человека: осуществляют развитие физической культуры и спорта, участвуют в охране окружающей среды и т.д.

В своей деятельности в области здравоохранения, физической культуры и спорта органы местного самоуправления руководствуются Конституцией Российской Федерации, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской федерации» от 28 июня 1991 г., Основами законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте от 27 апреля 1993 г. Законом Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г., другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами по вопросам охраны здоровья населения.

Основными принципами деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения являются: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья, приоритет профилактических мер в области охраны здоровья, доступность медико-социальной помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья. К компетенции органов местного самоуправления в области охраны здоровья относятся: развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения; определение характера и объема их деятельности; организация первичной медико-санитарной помощи, других видов медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности.

В муниципальной собственности, согласно Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, могут находиться лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 13).

Финансирование муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет расходной части местных бюджетов. Здравоохранение относится к числу объектов государственной социальной стандартизации. Государственные минимальные социальные стандарты в этой области, которые должны устанавливаться федеральными органами государственной власти, предназначены для определения обязательного минимума бюджетных расходов на указанные цели. Органы местного самоуправления вправе формировать целевые фонды для охраны здоровья населения, а также принимать меры по обязательному медицинскому страхованию граждан.

Дополнительно к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи лечебно-профилактические учреждения, независимо от форм собственности, предоставляют населению платные медицинские услуги при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности. Согласно Правилам предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г., муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранения. При этом муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие населению платные медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.

Для осуществления своих функций в области охраны здоровья населения, управления муниципальной системой здравоохранения органы местного самоуправления формируют соответствующие органы управления (отделы, управления здравоохранения).

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории.

Гигиеническое воспитание и образование граждан осуществляется в процессе воспитания, обучения в образовательных учреждениях путем включения в программы общения и воспитания разделов о гигиенических знаниях, а также в процессе профессиональной гигиенической подготовки и аттестации руководителей, специалистов предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и т.д. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Органы местного самоуправления обязаны регулярно информировать население, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 19) закрепляют, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам. Эта информация должна представляться органами местного самоуправления через средства массовой информации, а также непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления осуществляют контрольные функции в сфере охраны здоровья населения, в частности, за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, обеспечением граждан лекарственными средствами и изданиями медицинского назначения на территории муниципального образования. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления координируют и контролируют деятельность предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, контролируют качество оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения.

Согласно Основам законодательства Российской федерации об охране здоровья граждан (ст. 16), в учреждениях и организациях муниципальной системы здравоохранения могут создаваться комитеты (комиссии) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан в целях защиты прав человека и отдельных групп населения в этой области.

Органы местного самоуправления призваны создавать условия на территории муниципального образования для утверждения здорового образа жизни, занятий различными видами физической культуры и спорта.

Граждане имеют право на занятия физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединение в организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. В целях обеспечения этих прав органы местного самоуправления осуществляют финансирование мероприятий, связанных с созданием условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.

По решению органов местного самоуправления создаются местные органы управления физической культурой и спортом (комитеты по физической культуре и спорту), которые координируют и объединяют усилия и используют возможности учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования, для проведения спортивной, физкультурно-оздоровительной работы (проведение олимпиад, соревнований, конкурсов и т.д.).

Наши рекомендации