Конституции, уставы и законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении
Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Республика, являясь государством, имеет свою конституцию, а другие субъекты Российской Федерации — устав. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам, которые имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Поэтому содержащиеся в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации положения о местном самоуправлении не должны противоречить основополагающим началам и принципам организации местного самоуправления, закрепляемым Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.
1. В соответствии с Законом органы государственной власти субъектов Российской федерации осуществляют правовое регулирование местного самоуправления. Они принимают и изменяют законы субъектов Российской федерации о местном самоуправлении, о муниципальных выборах, о местном референдуме, о муниципальной службе. Федеральный закон относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской федерации решение вопросов о передаче собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность, регулировании отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. В ведении субъектов Российской Федерации находятся установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, их границ и наименований, а также установление порядка регистрации уставов муниципальных образований. Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе регулировать законами в соответствии с Федеральным законом особенности организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций. Субъекты Российской Федерации могут принимать законы об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления.
2. Важная роль принадлежит органам государственной власти субъектов Российской федерации в создании и функционировании системы гарантий местного самоуправления. Они призваны обеспечить: гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления; сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; государственные минимальные социальные стандарты; компенсацию местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; защиту прав граждан на осуществление местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают региональные программы развития местного самоуправления. Они также осуществляют контроль за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, обеспечивают соответствие законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять органы местного самоуправления законом, отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий и осуществлять контроль за их реализацией.
3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, давая оценку нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, принятым с октября 1993 г., отмечала в своем Постановлении «Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации» от 10 июня 1994 г., что данные акты сыграли известную роль в формировании правовой основы местного самоуправления. Вместе с тем в ряде конституций республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам местного самоуправления имеются несоответствия положениям Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» от 28 августа 1995 г. установил трехмесячный срок для приведения правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом. До принятия субъектами Российской Федерации законов о разграничении предметов ведения муниципальных образований, а также о территориальном общественном самоуправлении и других формах участия населения в осуществлении местного самоуправления применяются отдельные положения Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 г., регулирующие данные вопросы в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и указанному выше Федеральному закону.
Не позднее чем через четырнадцать месяцев со дня вступления данного Федерального закона в силу (Закон вступил в силу 1 сентября 1995 г.) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны принять законы, обеспечивающие права граждан на осуществление местного самоуправления, установленного Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.
Создание эффективной системы местного самоуправления в Российской Федерации — процесс длительный: субъектам Российской Федерации предстоит выполнить большой объем правотворческой и организационно-методической работы в сфере местного самоуправления.
11.4. Устав муниципального образования
Необходимый элемент правовой основы местного самоуправления — уставы муниципальных образований, в которых на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении определяются организация и формы осуществления местного самоуправления в данных муниципальных образованиях, их территориальная, финансово-экономическая основы, а также содержатся другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Признаваемые и гарантируемые Конституцией Российской Федерации организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления — все это предопределило необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований. Необходимо отметить, что прежний российский закон о местном самоуправлении (1991 г.) предусматривал принятие районным и городским Советами положения (устава) о местном самоуправления. Поселковый и сельский Совет согласно данному закону могли принимать положение (устав) о местном самоуправлении. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. исходит из того, что каждое муниципальное образование имеет свой устав. Статья 8 данного Закона определяет круг основных вопросов, регулируемых уставом муниципального образования, принципы его разработки, принятия и порядок государственной регистрации.
В соответствии с Федеральным законом устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении муниципального образования. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает два пути принятия устава муниципального образования: представительным органом местного самоуправления и населением непосредственно, т.е. местным референдумом или на сходе граждан.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок государственной регистрации уставов муниципальных образований. Так, в соответствии с Законом Вологодской области «О порядке регистрации уставов муниципальных образований в Вологодской области» от 13 декабря 1995 г. устав муниципального образования направляется для регистрации в управление юстиции Администрации Вологодской области главой соответствующего муниципального образования (если эта должность предусмотрена уставом муниципального образования) либо председателем представительного органа местного самоуправления. Заявление о регистрации рассматривается органом юстиции в месячный срок со дня его поступления. По результатам рассмотрения заявления и устава орган юстиции обязан принять одно из следующих решений: а) о регистрации устава; б) об отказе в регистрации устава. При регистрации устава главе муниципального образования или уполномоченному представителю выдается свидетельство о регистрации единого образца. Сведения о регистрации устава муниципального образования вносятся в Государственный реестр уставов муниципальных образований Вологодской области, открытый для всеобщего ознакомления. Изменения и дополнения в уставы муниципальных образований подлежат государственной регистрации в том же порядке, что и регистрация уставов. Отказ в регистрации устава, равно как и регистрация устава, содержащего противоречия федеральному или областному законодательству, могут быть обжалованы в суд.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской федерации, законам Российской федерации. При этом отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке гражданами и органами местного самоуправления.
Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Устав муниципального образования должен содержать, во-первых, наименование муниципального образования с указанием его границ и состава территории. Возможно также закрепление в уставе символики муниципального образования, отражающей исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции, так как согласно статье II федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» муниципальные образования вправе иметь собственную символику: герб, эмблемы и т.п.
Во-вторых, в уставе указываются вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования. Их перечень содержится в статье 6 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Муниципальные образования вправе расширить этот перечень за счет вопросов, отнесенных к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросов, не исключенных из их ведения и не отнесенных к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
В-третьих, устав муниципального образования определяет организационную структуру местного самоуправления, правовой статус органов и должностных лиц местного самоуправления, условия и порядок организации муниципальной службы.
В уставе закрепляются структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименование и полномочия. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. При этом следует иметь в виду, что согласно статье 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.
Органы местного самоуправления должны быть наделены уставом муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Устав муниципального образования закрепляет статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также гарантии прав должностных лиц местного самоуправления. При этом срок полномочий депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Кроме того, устав должен определять основания и порядок прекращения их полномочий.
В соответствии с законом субъекта Российской Федерации устав муниципального образования устанавливает наименование и виды правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, порядок их принятия и вступления в силу.
Уставом муниципального образования определяются выборные и иные органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами.
В-четвертых, в уставе муниципального образования должны быть закреплены формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения. Речь идет о таких институтах муниципальной демократии, как местный референдум; муниципальные выборы; собрание (сход) граждан; народная правотворческая инициатива; обращения граждан в органы местного самоуправления, а также территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
В-пятых, устав муниципального образования устанавливает основания и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления. Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
В-шестых, уставом муниципального образования определяются экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
В-седьмых, в уставе муниципального образования могут регулироваться вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций.
Устав муниципального образования может содержать и другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Кроме устава на муниципальном уровне принимаются и другие нормативные правовые акты, регламентирующие отдельные вопросы организации и деятельности местного самоуправления: регламенты представительных органов, положения о территориальном общественном самоуправлении и др.