Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской федерации.

Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.

Наименование главы муниципального образования и сроки его полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Так, в Законе Московской области «О местном самоуправлении в Московской области» от 13 июня 1996 г. предусмотрены следующие варианты структуры и полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления: а) если не предусмотрена должность главы муниципального образования, то Советом избирается председатель Совета и назначается глава администрации; б) если предусмотрена должность главы муниципального образования, избираемого Советом из своего состава, то председатель Совета не избирается, глава администрации не назначается, а полномочия председателя Совета выполняет глава муниципального образования; в) если предусмотрена должность главы муниципального образования, избираемого населением, и согласно уставу муниципального образования глава муниципального образования входит в состав Совета с правом решающего голоса, то председатель Совета не избирается, глава администрации не назначается, а полномочия председателя Совета выполняет глава муниципального образования; г) если предусмотрена должность главы муниципального образования, избираемого населением, а согласно уставу муниципального образования глава муниципального образования не входит в Совет, то Советом избирается председатель Совета, а глава администрации не назначается.

Глава местного самоуправления имеет полномочия главы местной администрации в полном объеме. Если же Устав о местном самоуправлении не предусматривает должность главы местного самоуправления, то граждане избирают главу администрации сроком на 4 года, а представительный орган местного самоуправления избирает своего председателя.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно, а также представительному органу местного самоуправления.

Надо сказать, что до недавнего времени главы местного самоуправления (местной администрации), как правило, назначались вышестоящим главой администрации. Однако в соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. (с учетом изменений, внесенных в Закон 22 апреля 1996 г. главы местных администраций (главы местного самоуправления), назначенные на должность государственными должностными лицами, органами государственной власти, а также в ином порядке, чем это предусмотрено Федеральным законом, сохраняют свои полномочия до избрания (назначения) соответствующего органа, должностного лица с учетом положений данного Федерального закона, но не более шестнадцати месяцев со дня вступления в силу федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. (данный Закон вступил в силу 1 сентября 1995 г. — со дня своего официального опубликования).

В уставе муниципального образования помимо представительных органов и глав муниципальных образований могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления, а также иные должностные лица местного самоуправления как выборные, так и назначаемые. Наименование такого рода органов местного самоуправления, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Образование этих органов местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не допускается.

Выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Этим правом определяется также наименование выборных должностных лиц и сроки их полномочий. Выборные должностные лица в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

Наименование назначаемых должностных лиц местного самоуправления, порядок их назначения, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА 10 АССОЦИАЦИИ И СОЮЗЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

10.1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет право муниципальных образований в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов создавать объединения в форме ассоциаций и союзов.

Впервые право на объединение местных властей было уставлено в статье 2 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г., которая предусматривала возможность объединения городов, поселков, сельских населенных пунктов в ассоциации в целях более эффективного осуществления своих прав и интересов. Однако порядок регистрации, правовой статус таких ассоциаций и союзов законодательство Российской Федерации не определяло.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в определенной мере восполняет этот пробел в правовом регулировании статуса ассоциаций и союзов муниципальных образований.

Согласно Закону ассоциации и союзы муниципальных образований подлежат регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций.

Муниципальные образования объединяются в ассоциации и союзы в лице своих органов местного самоуправления. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с Законом ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. Таким образом, ассоциации и союзы муниципальных образований не осуществляют непосредственно функций местного самоуправления. Но вместе с тем их деятельность способствует более эффективному осуществлению задач и функций местного самоуправления.

Ассоциации и союзы муниципальных образований тесно взаимодействуют с органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отстаивая и защищая права местного самоуправления, добиваясь учета интересов муниципальных образований, местного самоуправления при проведении государственной политики в различных сферах общественной жизни. Представители ассоциаций и союзов муниципальных образований входят в состав Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации. Общероссийские ассоциации и союзы муниципальных образований участвуют в формировании состава делегации Российской Федерации в Конгрессе местных и региональных властей Европы.

Ассоциации и союзы муниципальных образований участвуют в разработке и реализации государственных программ. Так, Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления, утвержденная постановлением Правительства Российской федерации от 27 декабря 1995 г., предусматривает ее исполнение с участием союзов и ассоциаций органов местного самоуправления. Указ Президента Российской Федерации «О Федеральной комплексной программе развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы» от 24 мая 1996 г. отмечает большую роль Союза малых городов России в разработке проекта данной Программы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 1996 г. Министерству строительства Российской Федерации поручено решить вопрос о передаче на договорной основе Союзу малых городов России части функций государственного заказчика Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы.

Объединения муниципальных образований принимают участие в разработке и обсуждении проектов законов, затрагивающих интересы местного самоуправления, участвуют в парламентских слушаниях. Они также обобщают и пропагандируют лучший опыт организации и деятельности местного самоуправления, оказывают методическую, организационно-техническую помощь муниципальным образованиям при решении вопросов местного значения, осуществления внешнеэкономической деятельности. Одним из направлений деятельности ассоциаций и союзов муниципальных образований является международное сотрудничество в сфере местного самоуправления (участие в международных форумах по проблемам местного самоуправления, взаимодействие с зарубежными ассоциациями и союзами местных властей и т.д.).

10.2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований

В Российской Федерации действуют различные ассоциации и союзы муниципальных образований: общероссийские (например, Союз малых городов России, Союз российских городов, объединяющий крупные города — региональные центры и др.); межрегиональные ассоциации и союзы (например, ассоциация городов Крайнего Севера и Заполярья, ассоциация городов Юга России и др.); региональные ассоциации и союзы, объединяющие муниципальные образования, расположенные в границах субъекта Российской Федерации.

Объединения муниципальных образований имеют свои уставы, органы управления (президенты, председатели союзов и ассоциаций, правления, советы и т.п.).

Ассоциации и союзы муниципальных образований следует отличать от таких общественных объединений, как, например, Российское земское движение и других объединений, которые образуются гражданами, а не муниципальными образованиями в лице их органов местного самоуправления.

Следует также учитывать, что возможно образование ассоциаций экономического взаимодействия органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации своим постановлением от 16 сентября 1993 г. утвердило «Временное положение о порядке формирования, регистрации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления».

Согласно этому Положению объединения (ассоциации) экономического взаимодействия образуются органами местного самоуправления для решения местных экономических и социальных задач в рамках совместно принятых соглашений, программ и проектов.

Основными задачами и функциями объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия являются координация деятельности органов местного самоуправления в целях более эффективного осуществления своих прав и интересов, исходя из исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития, демографической ситуации и иных местных особенностей; проведение согласованных мероприятий по стабилизации экономического положения и социальной защите населения; принятие совместных решений по разработке и реализации местных программ и проектов по проблемам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления, и создание необходимых для этого финансовых источников и материальных ресурсов за счет использования возможностей учредителей объединений (ассоциаций), а также предпринимательской деятельности структур, создаваемых объединениями, ассоциациями в этих целях; подготовка предложений по реализации государственной политики в области самоуправления; подготовка рекомендаций и осуществление органами местного самоуправления организационных мероприятий по реализации федеральных программ и проектов, а также местных соглашений и программ. Объединения (ассоциации) в соответствии с принятыми на себя задачами предлагают оптимальные варианты учета местных интересов; содействуют центральным органам федеральной исполнительной власти в случае возникновения конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях совместно с органами местного самоуправления в реализации мер по стабилизации обстановки; оказывают содействие этническим общностям, находящимся на территории учредителей объединения (ассоциации), в создании культурных центров, обществ, землячеств, других общественных объединений.

Учредителями объединений (ассоциаций) являются органы местного самоуправления. Права объединений (ассоциаций) определяются в пределах полномочий, делегированных им учредителями. Объединения (ассоциации) обладают правами юридического лица. Руководство объединений от имени учредителей правомочно представлять их интересы в государственных и иных органах управления в пределах делегированных полномочий. Вид деятельности, долевое участие и право пользования конечными результатами в рамках объединения (ассоциации) устанавливаются учредительными договорами, в которых также определяются порядок и процедура принятия решений по всем вопросам работы объединения (ассоциации).

Организационные формы управления объединением (ассоциацией) определяются собранием учредителей. Высшим органом управления объединения (ассоциации) является совет, в который входят руководители органов местного самоуправления или их уполномоченные представители. Полномочия совета определяются учредительным договором.

Объединение (ассоциация) имеет право координировать в пределах своей компетенции работы по реализации социально-экономических программ и проектов; создавать в установленном порядке в городах и других населенных пунктах Российской Федерации координационные центры и представительства; привлекать на договорной основе научные учреждения и специалистов, создавать временные творческие и научные коллективы в целях разработки программ и проектов социально-экономического, производственного, культурно-просветительного и иного характера в пределах своей компетенции; получать в установленном порядке от органов государственной власти и управления, государственных научно-исследовательских учреждений и организаций информацию (включая статистические данные), необходимую для выполнения своих функций.

Наши рекомендации