Физкультминутка «Три медведя».
Три медведя шли домой (Дети шагают на месте
вперевалочку.)
Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой,
потянуть вверх.)
Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди.)
А сынок — малютка просто. (Присесть.)
Очень маленький он был, (Присев, качаться по-
медвежьи.)
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью
сжаты в кулаки.) Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. ' (Дети имитируют игру с
погремушками.)
4. Игра «На какую фигуру похожи предметы?»(лист 7,
рис. 3).
Вопросы и задания детям.
-ф- Назвать предметы на рисунке. (Елка, лодка, флажок.)
■ф- На какие геометрические фигуры похожи предметы? (Треугольник.)
-Ф- Закрасить все треугольники.
Дополнительный материал.
Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:
Красный свет —
Проезда нет.
Желтый —
Будь готов к пути,
А зеленый свет — кати!
С. Маршак
ТРОЕ
На заснеженной полянке —
Я,
Зима
И санки.
Только землю
Снег покроет —
Собираемся мы трое.
Веселимся на полянке
Я,
Зима
И санки.
А. Босев
Занятие 8
Тема
Число 3. Слева, справа, наверху. Большой, поменьше, маленький. Цель:
— продолжать знакомить с числом 3;
— учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;
— продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький);
— продолжать учить различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине);
2Ъ
— учить отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
1. Игра «Соедини правильно»(лист 8, рис. 1).
Загадайте детям загадку.
Возле леса на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки: Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Вопросы и задания детям. ■ф Сколько медведей на картинке? (Три.) -Ф- Сколько кроватей? (Три.)
-Ф- Что можно сказать о количестве кроватей и медведей? (Их поровну, медведей столько же,сколько кроватей.)
-♦- Какого размера медведи? (Большой, поменьше, маленький.) "Ф- Какого размера кровати? (Большая, поменьше, маленькая.)
-ф- Предложите детям провести дорожки от медведей к их кроватям. (Уточните, что большой медведь будет спать на большой кроватке, медведь поменьше — на кроватке поменьше, а самый маленький медведь — на маленькой.)
Физкультминутка «Три медведя».
Повторить физкультминутку «Три медведя». См. занятие 7.
3. Игра «Посмотри и сравни»(лист 8, рис. 2).
Предложите детям рассмотреть рисунки слева и справа.
Спросите, чем они отличаются. (На рисунке слева — березка слева, а на рисунке справа — она справа; на рисунке слева — лестница справа, а на рисунке справа — лестница слева; на рисунке слева — мальчик внизу, а на рисунке справа — наверху.)
Занятие 9
Тема
Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький. Логическая задача. Цель:
— учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи;
— учить отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
— продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький;
— учить изображать предметы разной величины;
— развивать зрительное внимание.
1. Игра «Хватит ли белочкам шишек?»(лист 9, рис. 1).
Загадайте детям загадку.
Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Спросите, сколько белочек на картинке? (Две.)
Прочитайте стихотворение.
Белки с веток в свой домишко Перетаскивали шишки.
Спросите, сколько шишек? (Три.)
Спросите, больше белок или шишек? (Шишек больше, чем белок, а белок меньше, чем шишек.)
2. Игровое упражнение «Нарисуй правильно»(лист 9, рис. 2).
Спросите детей, какого размера шарики? (Слева — большой, посередине — поменьше, справа — самый маленький.)
Предложите детям нарисовать справа шарики разного размера.
Физкультминутка «Пальчики».
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать. Этот пальчик чуть вздремнул. Этот пальчик уж уснул. Этот крепко, крепко спит. Тише, тише, не шумите! Солнце красное взойдет, Утро красное придет, Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать.
Дети поочередно загибают одной рукой пальчики противоположной руки и держат их в кулачке. На слова «будут пальчики вставать» дети поднимают руку вверх и распрямляют пальчики.
4. Игра «Узнай, кто спрятался»(лист 9, рис. 3).
Предложите детям назвать животных в домике слева. (Лиса, заяц, волк, медведь.)
Дайте задание закрасить столько кружков, сколько животных в домике справа (три).
Спросите, кто из животных спрятался. (Волк.)
Дополнительный материал.
Снежок порхает, кружится, На улице тепло. И превратились лужицы В холодное стекло.
3. Александрова
Шишки-мышки Жили-были на сосне Две серьезных шишки.
Жили-были под сосной Две веселых мышки. 3. Александрова
Занятие 10
Тема
Число 4. Квадрат. Зима. Цель:
— познакомить с числом 4;
— учить называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;
— познакомить с геометрической фигурой квадрат;
— учить обследовать квадрат осязательно-зрительным путем, рисовать квадраты по точкам;
— различать и называть время года — зима;
— учить отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
1. Игра «Хватит ли слону туфелек?»(лист 10, рис. 1). Прочитайте детям стихотворение С. Маршака.
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну.
И сказал: «Нужны пошире,
И не две, а все четыре!» Предложите детям посчитать, сколько туфелек дали слону. (Четыре.)
^^Д^Лv^ww^r |
Дайте задание провести дорожки от каждой туфельки к ногам слона.
Вопросы детям.
-Ф" Сколько ног у слона? (Четыре.)
■ф- Хватит ли слону туфелек? (Да.)
-у- Почему? (Туфелек 4, и ног у слона тоже 4.)
2. Игровое упражнение «Рисуем квадраты»(лист 10, рис. 2).
Скажите детям, что нарисованная фигура называется квадрат.
Спросите, какие геометрические фигуры они знают? (Круг,
треугольник.)
Дайте задание обвести квадрат пальчиком по стрелочкам, как показано на рисунке.
Предложите обвести по точкам большой квадрат — красным фломастером, а маленький — зеленым.
Уточните, что квадраты могут быть разного размера.
Физкультминутка «Зайка».
Скок-поскок, скок-поскок, Зайка прыгнул на пенек. Зайцу холодно сидеть, Нужно лапочки погреть, Лапки вверх, лапки вниз, На носочках подтянись, Лапки ставим на бочок, На носочках скок-поскок. А затем вприсядку, Чтоб не мерзли лапки.
Движения по тексту стихотворения.
4. Игра «Когда это бывает?»(лист 10, рис. 3).
Загадайте детям загадку. Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?
(Зимой)
Скажите детям, что сейчас зима, на улице холодно, земля покрыта снегом, деревья стоят без листьев, люди ходят в теплой одежде, можно кататься на санках.
Дополнительный материал.
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница-зима!
А.С. Пушкин
Опали с березы последние листья, Мороз незаметно подкрался к окну, И за ночь своею волшебной кистью Волшебную нарисовал он страну.
П. Киричанский
И слоненку, И мышонку, и щенку, И лягушонку Покупать в подарок тапки Нужно на четыре лапки. М. Мышковская
Занятие 11
Тема
Число 4. Квадрат. Логическая задача. Цель:
— продолжать знакомить с числом 4;
— учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи;
— учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;
— учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур;
— учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
1. Игра «Сколько?»(лист 11, рис. 1).
Прочитайте детям стихотворение С. Маршака.
Четыре в комнате угла, Четыре ножки у стола, И по четыре ножки У мышки и у кошки.
Вопросы детям.
-у- Сколько ножек у стола? (Четыре.) -Ф- Сколько в комнате углов? (Четыре.) ■у- Сколько лапок у кошки? (Четыре.) ■Ф- Сколько лапок у мышки? (Четыре.)
2. Игра «На какую фигуру похожи часы?»(лист 11, рис. 2).
Загадайте детям загадку.
Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу, Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать.
(Часы)
Предложите детям сказать, на какие геометрические фигуры похожи часы? (Круг, треугольник, квадрат.)
Дайте задание детям закрасить столько квадратов, сколько часов, похожих на эту геометрическую фигуру (два).
3. Физкультминутка.
См. занятие 10.
4. Игра «Слушай, смотри, считай»(лист 11, рис. 3).
Загадайте детям загадку.
Заяц на рынке Купил ботинки. В лесу примерял, Все потерял. Плачет косой: — Зима на носу, Замерзну в лесу.
Сколько ботинок потерял заяц? (Четыре.) Предложите детям помочь отыскать ботинки в лесу и провести линии от зайца к ботинкам.
Занятие 12
Тема
Сравнение чисел 3 и 4. Прямоугольник. Цель:
— учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи;
— учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;
— учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;
— познакомить с геометрической фигурой прямоугольник;
— учить обследовать форму осязательно-двигательным и зрительным путем.
1. Игра «Хватит ли снеговикам шапок?»(лист 12, рис. 1).
Вопросы и задания детям. -ф- Сколько снеговиков? (Три.) -ф- Сколько ведерок для снеговиков? (Четыре.) -Ф Хватит ли ведерок снеговикам? (Да.) -Ф Провести линии от ведерок к снеговикам. Уточните, что снеговиков меньше, чем ведерок, а ведерок большее, чем снеговиков.
2. Игровое упражнение: «Рисуем прямоугольники»(лист 12,
рис. 2).
Спросите детей, какие геометрические фигуры они знают. (Круг, квадрат, треугольник.)
Скажите, что нарисованная фигура называется прямоугольник. Предложите обвести ее по стрелочкам пальчиком, как показано на рисунке.
Дайте задание обвести зеленым фломастером — большой прямоугольник, желтым — маленький.
Уточните, что прямоугольники могут быть разного размера.
Физкультминутка.
См. занятие 1.
4. Игра «Считай, закрашивай»(лист 12, рис. 3).
Вопросы и задания детям.
■ф- Сколько мячей? (Три.)
-Ф Сколько пирамидок? (Четыре.)
-ф/ Сколько кубиков? (Четыре.)
-ф- Чего больше, мячей или пирамидок? (Пирамидок больше, чем мячей, а мячей меньше, чем пирамидок.)
-ф- Что можно сказать о количестве пирамидок и кубиков? (Пирамидок и кубиков поровну, пирамидок столько же, сколько кубиков.)
■Ф Предложите детям под каждой карточкой закрасить столько кружков, сколько предметов на карточке.
Занятие 13
Тема
Число 5. Большой, поменьше, самый маленький. Весна. Цель:
— познакомить с числом 5;
— продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы;
— продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;,
— различать и называть время года — весна;
— продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров.
1. Игра «Считай, закрашивай»(лист 13, рис. 1). Прочитайте детям стихотворение С. Михалкова.
Хороши у нас котята. Раз, два, три, четыре, пять. Приходите к нам ребята Посмотреть и посчитать.
Вопросы и задания детям.
-ф Посчитать и сказать, сколько котят нарисовано. (Пять.)
-Ф- Обвести кружков по точкам столько, сколько котят на
картинке.
-Ф Сколько кружков обвели? (Пять.)
-Ф Почему? (Потому что на картинке пять котят.)
2. Игра «Когда это бывает?»(лист 13, рис. 2).
Прочитайте детям отрывок из стихотворения Л. Аграчевой.
Весело аукнула
Из лесу весна.
Ей медведь откликнулся,
Проурчав от сна.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, —
Дождалась, пушистая,
Света и тепла. Спросите детей, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне.)
Какие времена года они знают еще? (Осень, зима.)
3. Физкультминутка «Пальчики».
Пальчики уснули,
В кулачок свернулись.
Один!
Два!
Три!
Четыре!
Пять!
Захотели поиграть!
На счет 1, 2, 3, 4, 5 пальцы поочередно разжимать из кулачка. На слова «захотели поиграть» пальцы свободно двигаются.
4. Игра «Соедини правильно»(лист 13, рис. 3).
Вопросы и задания детям.
-♦■ Какого размера вазы? (Большая, поменьше, маленькая.) <- Какого размера цветы? (Большой, поменьше, маленький.) "v- Предложите детям соединить линией цветы с вазами соответственно их размеру — большой цветок с большой вазой, цветок поменьше с вазой поменьше, маленький цветок с маленькой вазой.
Дополнительный материал.
Идет матушка-весна, Открывай ворота. Первым март пришел, Белый снег сошел.
Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою.
А. Плещеев
Весенний воздух свеж и чист... Вот зеленеет первый лист. Видна в проталинах земля. Вокруг ручьи бегут, звеня. Ватага вольных воробьев Ворону гонит из кустов... Весна готовит свой парад, — Весь мир весне веселой рад.
В. Викторов
ВЕСЕННИЕ РАДОСТИ
Первые сосульки! Первые лужи! А первый дождик! А первая радуга! Весенние первоцветы: желтые мать-и-мачеха, розовое волчье лыко, голубые перелески. А вестники весны птицы! Грачи прилетели, запели первые жаворонки, скворцы чистят скворечники.
И конечно же, веселые весенние ручейки! Хочешь смотри, как вода играет, хочешь слушай, как вода журчит, а хочешь брось в ручей щепку, и она сразу превратится в корабль. И начнется увлекательное путешествие по неизведанной реке.
Н. Сладкое
Занятие 14
Тема
Число 5. Утро, день, вечер, ночь. Логическая задача. Цель:
— закреплять навыки счета в пределах пяти;
— продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе;
— закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
— учить отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
— закрепить умение выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку.
1. Игра«Слушай, считай,делай» (лист 14, рис. 1).
Прочитайте детям стихотворение. Один, два, три, четыре, пять. Начинаем мы считать! Сколько пальцев на руке?
••
Сколько зайцев на катке?
Сколько в домике окошек?
А в окошке сколько кошек?
Один, два, три, четыре, пять.
Все мы можем сосчитать! Вопросы и задания детям.
■ф Посчитать и сказать, сколько пальцев на руке? (Пять.) -у- Сколько в домике окошек? (Пять.) ■Ф- В окошках сколько кошек? (Три.)
-Ф Обвести по точкам кружков столько, сколько кошек в окошках.
Игра «Закончи предложение».
Предложите детям закончить предложения. Завтракаем мы утром, а ужинаем ... (вечером). Спим мы ночью, а делаем зарядку ... (утром). Делаем зарядку мы утром, а обедаем ... (днем). Солнышко светит днем, а луна ... (ночью).
3. Игра «Посмотри и назови»(лист 14, рис. 2).
Предложите детям рассмотреть рисунки и сказать, какие
части суток на них изображены. (Утро, день, вечер, ночь.)
4. Физкультминутка.См. занятие 13.
5. Игра «Подбери пару»(лист 14, рис. 3). Загадайте детям загадку.
Две плетенки,
Две сестренки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять — так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки) Задания и вопросы детям, -ф Соединить линией одинаковые варежки, ■ф- Спросите, сколько детей могут надеть эти варежки? (Трое.)
Занятие 15
Тема
Сравнение чисел 4 и 5. Овал. Логическая задача. Цель:
— учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи;
— учить отгадывать загадку на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
— познакомить с геометрической фигурой — овал;
— учить обследовать овал осязательно-двигательным путем, рисовать овал по точкам;
— продолжать учить сравнивать предметы по величине.
1. Игра «Хватит ли медведям бочонков с медом»(лист 15,
рис. 1).
Загадайте детям загадку.
Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной, А когда придет весна, Просыпается от сна.
(Медведь)
Вопросы и задания детям. -Ф Сколько медведей на рисунке? (Четыре.) -Ф Сколько бочонков с медом? (Пять.) -Ф Провести линии от медведей к бочонкам, •ф- Хватит ли медведям бочонков? (Да.)
■ф- Почему? (Медведей меньше, чем бочонков, а бочонков больше, чем медведей.)
2. Игровое упражнение «Рисуем овалы»(лист 15, рис. 2).
Спросите детей, какие геометрические фигуры они знают? (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.)
Скажите, что нарисованная фигура называется овал.
Дайте задание обвести ее пальцем по стрелочкам, как показано на рисунке.
Большой овал обвести по точкам красным фломастером, амаленький — синим.
Уточните, что овалы могут быть разного размера.