Что предполагают классы опорных точек?

Опорные точки q служат для очерчивания логической части обмена информацией между блоками функций. Сфера информационной модели для опорных точек q охватывает аспекты Рекомендации М.3100 и при желании может включать в себя специфические технические характеристики. Опорные точки q3 и qХ могут быть различимы с помощью знаний, требующихся для передачи между блоками функций.

Через опорные точки f организуется информационный обмен между функциональными блоками WSF и OSF и между WSF и MF. Этот обмен определен рекомендацией М.3300. Благодаря этой точке стыкуются две функции: "человек – машина" и функция представления данных.

Опорные точки х размещаются между блоками функций OSF в различных сетях TMN. Объекты, расположенные за опорной точкой х, могут быть частью реальной сети TMN или частью среды не сети TMN. Достаточно четкого описания опорной точки х пока не сформулировано.

Опорная точка g размещается вне сети TMN между пользователем – человеком и рабочей станцией. Эта точка не считается частью сети TMN. Определение этой точки можно найти в рекомендации Z.300.

Опорная точка m размещается вне сети TMN между функциями OAF и управляемым объектом вне сети TMN. В концепции TMN упоминание этой точки обусловлено потребностью очертить границы TMN.

Для передачи данных между блоками функций используется функция передачи данных. Основная роль этой функции заключается в обеспечении механизмов транспортировки информации.

Функция передачи данных (Data Communication Function, DCF) может обеспечить функции маршрутизации, переприема и взаимодействия. Функция DCF обеспечивает уровни 1 – 3 эталонной модели взаимодействия открытых систем или их эквиваленты. Функция DCF может обеспечиваться пропускной способностью подсетей различных типов (Х.25, Ethernet, ОКС 7, встроенные каналы связи в сетях синхронной цифровой иерархии и другие).

ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ.

Информационная модель описывает объектно ориентированный подход для диалогового обмена информацией. В этой модели вводится принцип "менеджер - агент", который разработан для управления системами. Кроме того, вводятся принципы доменов (областей) управления и знаний для разделенного управления.

Информационная модель определяет область информации, которая может обмениваться стандартными способами. Обмен происходит на прикладном уровне и охватывает различные прикладные функции управления, такие, как хранение, поиск и обработку информации. Для обмена информацией управления используются функции DCF и MCF (Message Communication Function – функции передачи сообщений). Они позволяют подсоединить по конкретным физическим компонентам сетей электросвязи агента к менеджеру.

Менеджер - агент (согласно рекомендации Х.701).

Менеджер – часть распределенной системы управления, которая выдает указания по работе управления и получает извещения.

Агент – часть прикладного процесса, которая управляет взаимосвязанными с ней управляемыми объектами. Агент отвечает на команды менеджера. При этом он представляет менеджеру вид объектов и извещения, которые отражают поведение объектов. Система "Агент-Менеджер" в реализации представляет собой программный продукт, размещаемый на физическом носителе ( на сервере, на гибком или жёстком диске, в микросхеме памяти).

Взаимодействие между менеджером, агентом и объектами показано на рисунке .

Что предполагают классы опорных точек? - student2.ru
Рисунок Схема взаимодействия между менеджером, агентом и управляемыми объектами

В системе менеджер - агент может быть реализован обмен "точка – точка" и "точка – много точек", что значит – один менеджер связан с одним агентом или один менеджер связан со многими агентами и наоборот, один агент взаимодействует с несколькими менеджерами. Агент может по определенным причинам (например, безопасность информации, согласованность информационной модели и т.д.) отвергнуть указания администратора. Менеджер должен быть подготовлен к обработке отрицательной реакции от агента.

Весь обмен между агентом и менеджером состоит из набора операций управления и извещения (уведомления). Все эти операции реализуются путем использования услуг общей информации управления CMIS (Common Management Information Service Element) и протокола управления CMIP (Common Management Information Protocol), которые определены в рекомендациях Х.710, Х.711.

Управляемые объекты в системе "агент – менеджер" представляются в виде описания абстрактных управляемых ресурсов, отражающих состояния реальных ресурсов. На рисунке 2.4 показана взаимосвязь между объектами и управляемыми ресурсами отдельного сетевого элемента. Управляемые объекты классифицируются по функциональным признакам, например: запись аварий; профиль присвоения серьёзности аварии; соединения; оконечная точка соединения – приёмник; оконечная точка соединения – передатчик; кроссовые соединения; управление сводкой текущих аварий; регистрация; управляемый элемент; запись о создании объекта; запись об удалении объекта и т.д. Таким образом классификация объектов обеспечивает определение набора свойств, которые могут быть обязательными или условными. Согласно стандартов ISO 10165-4 классы управляемых объектов должны определяться по правилам GDMO(Guidelines for the Definition of Managed Objects), в которых предусматривается несколько шаблонов (templates) – пустых форм, заполняемых для описания класса управляемых объектов.

Что предполагают классы опорных точек? - student2.ru
Рисунок Схема взаимосвязи между объектами и управляемыми ресурсами сетевого элемента

Пример последовательной взаимосвязи между блоками прикладных функций (процессов) сети TMN, осуществляемой системой агент – менеджер, происходит по информационной модели, изображенной на рисунке .

Что предполагают классы опорных точек? - student2.ru

Из рисунка видно, что система В представляет информационную модель в системе А. При осуществлении этого она использует информацию из информационной модели С.

Для реализации рассмотренного выше взаимодействия связывающиеся системы управления должны "знать" следующее:

· способности используемых протоколов;

· функции управления;

· классы управляемых объектов;

· потребности управляемого объекта.

Эта информация определяется как знание для раздельного управления. Знание может существовать независимо от физического интерфейса (взаимодействия), что позволяет реализовывать многоуровневую логическую структуру управления.

Принцип доменов (областей) управления предполагает объединение управляемых объектов в группы. Управляемая группа объектов вместе с менеджером составляет домен (область) управления Что предполагают классы опорных точек? - student2.ru
Рисунок Пример домена управления

Учитывая множественность доменов, между ними можно осуществлять взаимоотношения следующих типов:

· раздельные домены;

· взаимодействующие домены;

· автономные домены;

· перекрывающиеся домены управления.

Все взаимодействия управления внутри домена производятся в типовых опорных точках q. Для взаимодействия между доменами могут быть использованы опорные точки х и q, т.е. в зависимости от стратегии сети управления TMN.

ФИЗИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Z

Функция сети управления TMN могут быть реализованы с помощью различных физических конфигураций. Пример упрощенной физической конфигурации сети TMN приведен на рисунке. OS – операционная система сети управления TMN; DCN – сети каналов передачи данных; MD – медиаторы;
NE – сетевые элементы; QA – Q-адаптеры; WS – рабочие станции;
Х, F,Q3,QХ – интерфейсы сети управления, используемые в опорных точках.

Интерфейсы TMN являются многофункциональными, т.е. представляют собой формально определенный набор протоколов, процедур, форматов сообщений, ориентированных на поддержание диалога. При этом интерфейсы отличаются друг от друга сферой деятельности управления, которую должна обеспечить связь на этом интерфейсе. Стандартные интерфейсы сети TMN определяются как соответствующие опорным точкам. Они используются в этих точках, если для них требуются внешние физические соединения.

Интерфейс Q используется в опорных точках q. Для обеспечения гибкой реализации класс интерфейсов Q подразделяется на подклассы:

· интерфейс QХ используется в опорных точках qХ;

· интерфейс Q3 используется в точке q3.

Интерфейс Q3 характеризуется частью информационной модели, которая разделяется в знаниях между операционной системой (OS) и теми элементами TMN, с которыми она имеет прямую связь.

В настоящее время определены информационные модели а Q3 для следующих приложений TMN:

· наблюдение за тревожными сообщениями (Q.821);

· управление качеством работы (Q.822);

· управление маршрутизацией и трафиком (Q.823);

· администрирование (Q.824х).

Для семейства протоколов Q3 рекомендуется, чтобы каждое множество функций приложения TMN поддерживалось единственными протоколами уровней 4 – 7, как это определено в базовой модели взаимодействия открытых систем (Х.200).

Интерфейс QХ характеризуется частью информационной модели, которая разделяется между медиаторами и теми сетевыми элементами и Q – адаптерами, которые он поддерживает.

Информационная модель для интерфейса QХ потенциально должна быть такой же, как и для интерфейса Q3 . Однако, на интерфейсе QХ реализуется меньше функций, чем могут поддерживать протоколы, и в меньшей степени используется общая информационная модель (М.3100). Протоколы для интерфейсов QХ могут быть выбраны из любых протоколов связи, рекомендованных МСЭ -Т, например G.773 .

Для определения интерфейсов Q3 и Qx и их соответствия друг другу существуют требования, которые подробно изложены в.

Интерфейс F соединяет рабочие станции с операционными системами OS и MD. Интерфейс F может использовать протоколы поддержки, которые отличаются от семейства протоколов для интерфейсов Q3 и Х. В настоящее время интерфейс F определен рекомендацией М.3300. Данные, передаваемые через интерфейс F, описаны в.

Интерфейс Х применяется для обмена информацией между различными TMN. Рекомендация М.3320 определяет порядок разработки интерфейса Х. Этот интерфейс должен применять семейства протоколов, определенных в рекомендациях Q.811, Q.812. Кроме того, к интерфейсу предъявляются требования повышенной безопасности в условиях различных географических и юридических границ, обусловленных пределами сети оператора, пределами национальной сети и между национальными сетями и операторами. В настоящее время интерфейс Х находится в разработке.

КОНЦЕПЦИЯ TMN

Организационная структура TMN обеспечивает реализацию задач управления, эксплуатации и технического обслуживания разнородного телекоммуникационного оборудования, оперативного контроля и администрирования сетевых устройств, а так же согласованного взаимодействия между различными типами систем управления в целях предоставления услуг связи с заданным качеством.

Объектами управления TMN являются: телекоммуникационные ресурсы, физически представляющие собой реальное оборудование связи, на которое возможно осуществление целенаправленного управляющего воздействия. При этом физические компоненты управляемой сети электросвязи (оборудование систем коммутации, систем передачи) в терминологии TMN определяются как сетевые элементы (NE). При этом сетевой элемент может быть централизованным или распределенным, в том числе и географическим (например, АТС и её выносы).

С учетом характеристик управления открытыми системами TMN функционально должна обеспечивать:

− обмен управляющей информацией между сетью электросвязи и сетью TMN;

− преобразование информации управления в единый формат с целью обеспечения информационной совместимости в TMN;

− обмен управляющей информацией между различными компонентами TMN;

− анализ и соответствующую реакцию на информацию управления;

− преобразование информации управления в форму, которая понятна пользователю системы управления;

− защиту информации управления от несанкционированного доступа.

.Функциональные области управления TMN

TMN предоставляет оператору услуги по управлению сетями электросвязи. Услуги управления TMN определяются набором функциональных частей, представляющих собой совместное взаимодействие прикладных процессов в операционных системах. Наименьшей функциональной частью услуги управления TMN является функция управления TMN.

С целью информационного моделирования, функции управления TMN, которые относятся к одному контексту, сгруппированы в наборы функций управления TMN. Наборы функций управления описаны с позиции пользователей TMN и не зависят от конкретных протоколов, применяемых в коммуникационной модели управления. Наборы функций TMN объединены в группы наборов функций, и разделяются в соответствии с принадлежностью к функциональным областям управления (MFA). Определены следующие функциональные области управления:

− управление рабочими характеристиками (PM);

− управление устранением неисправностей (FM);

− управление конфигурацией (CM);

− управление расчетами за услуги (AM);

− управление безопасностью (SM).

Управление рабочими характеристикамипредоставляет функции управления, необходимые для определения технического состояния сетевых элементов и эффективности функционирования сети электросвязи в целом. Совокупная информация об эффективности работы сети поступает периодически, обеспечивая тем самым статистику работы сети и позволяя планировать различные управляющие воздействия.

Управление устранением неисправностейпредоставляет функции управления, которые обеспечивает определение, локализацию и устранение неисправностей в работе сетевых элементов и сети электросвязи в целом.

Управление конфигурациейпредоставляет функции для осуществления идентификации и управления функционированием оборудования связи, а так же изменять его конфигурацию.

Управление расчетами за услугиобеспечивает учет информации об объёме оказанных телекоммуникационных услуг и обработки зафиксированных данных в целях подготовки счетов с начислениями за предоставленные услуги.

Управление безопасностьюпредоставляет функции по организации управления безопасностью, которые обеспечивают способность управления средствами защиты и своевременного сообщения о нарушениях безопасности сетей и средств связи, а так же функции по организации безопасности управления, которые обеспечивают возможность опознавания пользователей системы управления и соответствующих прикладных программ. Это гарантирует конфиденциальность и целостность обмена управляющей информацией и предотвращает несанкционированный доступ к информации управления.

Физическая архитектура TMN

Физическая архитектура TMN показывает, как функции TMN, определенные в функциональной архитектуре, могут быть реализованы с помощью информационных технологий, вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования. При этом, функциональные блоки реализуются с помощью физических блоков, а опорные точки реализуются с помощью интерфейсов.

Физическим блокам соответствуют оборудование сетей электросвязи, ЭВМ, системное и прикладное программное обеспечение. Физическая архитектура TMN состоит из следующих физических блоков:

- сетевой элемент (NE);

- устройство медиации (MD);

- устройство адаптации (AD);

- операционная система (OS);

- рабочая станция (WS);

- сеть передачи данных (DCN).

Физические блоки являются реализацией одноименных функциональных блоков. Функции трансформации в данном случае разделяются на две составляющие: функции адаптации, которую реализуют устройства адаптации, и функции медиации, которую выполняют устройства медиации.

Функции адаптации и реализующие данную функцию устройства адаптации обеспечивают информационный обмен между физическими элементами или управляющими системами, не поддерживающими стандарты TMN, и операционной системой TMN. Адаптер поддерживает интерфейсы TMN, интерфейс к «не-TMN» системе, а также при необходимости внешние интерфейсы для вывода информации (например, аварийной).

Q-адаптер обеспечивает подключение сетевого элемента с несовместимым с TMN интерфейсом к Q-интерфейсу TMN. Х-адаптер позволяет организовать обмен информацией между операционной системой TMN и несовместимой с TMN системой управления, которая не поддерживает стандартный коммуникационный механизм TMN.

Наши рекомендации