Чтоб нам шагнуть в науках далеко
Давайте изучать их глубоко,
А не скользить по корешкам, как мухи.
Ведущий: На помощь тем, у кого беден язык и не хватает слов, кто не умеет пересказывать, есть поучительная сказка, давайте послушаем ее.
«Три друга»
Действующие лица: автор, мальчик, словарь по грамматике.
Автор: Жил-был мальчик, и были у него три замечательные книж-ки: одна – невеличка, почти с рукавичку, другая – ни большая, ни ма-ленькая, а третья – толстая, с картинками. Мальчик обращался с ними небрежно, забывал про них. Долго ли, коротко ли шло так, и вот приключилась с мальчиком беда. Сел он и пригорюнился. И вдруг слышит…
Книжка-невеличка:Отчего ты закручинился?
Мальчик: Как же мне не кручиниться? Что ни скажу, все не так да не сяк, все поправляют да еще стыдят: «Разве так говорят: «взяла, дала, магазин». Поправляют чуть ли не на каждом слове…
Книжка-невеличка: Ну, я тебе помогу, покажу, где надо и где не надо ставить ударения. Только дружи со мной, ведь я твой школьный словарь.
Книжка ни большая, ни маленькая:И в этом вся твоя беда?
Мальчик: Нет. И еще меня стыдят: «Разве так говорят: «делов», «местов», «стерегет», «пришел со школы», «берегет», «стригет»?»
Книжка ни большая, ни маленькая:Я тебе помогу, только слушай наказ: я – грамматика, изучай меня, не ленись! И тогда быть тебе гра-мотным!
Книга большая: И в этом вся твоя беда?
Мальчик: Нет. Мне часто еще слов не хватает: стану о чем-нибудь рассказывать – и не могу. И говорят мне тогда: «У тебя беден язык».
Книга большая: Я тебе помогу, я на слова торовата, язык мой богатый, ведь я книга повестей и рассказов. Дружи со мной крепче, и я поделюсь с тобой своим богатством.
Мальчик:Хорошо, буду с вами дружить.
Книжки: Но смотри: давши слово – держись!
Мальчик: Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Ведущий: В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, –
Золотых, стальных, алмазных, –
Нет священней слова «труд!»
1-й ученик:
Все, что пьем мы полной чашей, В прошлом создано трудом: Все довольство жизни нашей, Все, чем красен каждый дом. Все искусства, знанья, книги – Воплощенные труды! В каждом шаге, в каждом миге Ясно видны их следы. | И на место в жизни – право Только тем, чьи дни – в трудах. Только труженикам – слава, Только им – венок в веках! И, окончив день, усталый, Каждый щедро награжден, Если труд, хоть скромный, малый, Был с успехом завершен! В. Я. Брюсов. |
Сценка
«Петина болезнь»
Действующие лица: доктор, мальчик Петя.
Доктор:Заходи, больной.
Петя: Я не больной, у меня только горло….
Доктор: Что горло? Болит?
Петя: Хрипит.
Доктор:Что ж, посмотрим. (Дает ему градусник, берет лист бумаги и пишет).
– Как же тебя зовут, Птичкин?
Петя: Петя.
Доктор: В каком классе учитесь, молодой человек?
Петя: В шестом «бы».
Доктор (удивленно): Бы! Что это за «бы»? Не знаю я такого класса. А дружно вы живете в вашем классе?
Петя: Жутко дружно и весело…
Доктор (приподняв очки, удивленно): Жутко? И весело? А учитесь хорошо?
Петя:Порядок! Особенно девчонки жмут! Их учителя в пух и прах хвалят!
Доктор: А ты как учишься?
Петя:Клево! Вот только вчера по физ-ре «двойку» схватил…
Доктор: О, это ужасно! Такие слова: «клево, по физ-ре…» Тут явно болезнь, но только не горла, а языка и головы. Покажи, пожалуйста, язык.
(Петя открывает рот и говорит: «А–а–а»).
Доктор (смотрит в рот): Покраснение, правда, есть. Но оно скоро пройдет. Вот примите сейчас (подает пузырек и ложку).
Петя (берет пузырек, читает по слогам): «По 5 капель после прие-ма пищи». (Пьет и пищит).
Доктор: Петя, что с тобой? Почему ты пищишь?
Петя:На пузырьке написано «пищи», вот я и пищу.
Доктор: Вот чудак! Ты не только говорить, но и читать не умеешь. Написано: «после приема пищи». Мой тебе совет – лучше учиться.
2-й ученик: Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, велик.
Й ученик: Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
1-й ученик: Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет.
2-й ученик:Так более 40 лет назад появилось первые в мире рус-ские слова – «космос», «космонавт».
Космонавт. Такого слова
Не было среди многих тысяч слов.
Привезли его на землю
С неба летчики Гагарин и Титов.
3-й ученик: Новые слова продолжают рождаться. Появилась даже новая загадка:
Крыльев нет – но эта птица
Полетит и прилунится.
Й ученик: Ребята, сегодня я был на Луне,
И все, что я видел, понравилось мне.
Живут там луняне,
Народ хлебосольный,
Гостями приезжими очень довольный.
Там в тихом заливе
Есть остров лунят,
Где трудится много
Отважных ребят.
Ведущий: И наши ребята
Отважны и смелы,
Родную грамматику
Штурмуют умело.
2-й ученик: Изучайте русский язык!
В нем былинное волшебство
И надежд людских торжество,