Под водой постоянно встречаешь
Разных ребят– рыбьих ребят.
А как их назвать – не знаешь.
У нас, на земле, просто.
У волка – волчонок, у лося – лесенок,
У зайца – зайчонок, у глухаря – глухаренок,
У дрозда – дрозденок,у гуся – гусенок.
Лисенок, утенок, ежонок, галчонок.
– А попробуй–ка под водой!
– Ну, у щуки – щуренок. Это известно.
А дальше?
Н. Сладков.
4. У старика и старухи Был котеночек черноухий, Черноухий и белощекий, Белобрюхий и чернобокий. С. Маршак. 6. Сидел рыбак веселый На берегу реки И перед ним по ветру Качались тростники. М. Лермонтов. | 5. Ни листочка, ни травинки! Тихим стал наш сад. И березы, и осинки Скучные стоят. О.Высотская. 7. Деревенский старожил Сад старинный сторожил. А кругом леса, леса. Видит он: бежит лиса. В. Кондрашов. |
Загадки для работы со словообразовательными моделями
1. Ответ: | Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. |
2. Растет в траве Аленка В красной рубашонке. Кто ни пройдет, Всяк поклон отдает. | Ответ: |
3. Ответ: | Белая звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла – И пропала… |
4. Это что за огород? Огород с секретом. Во дворе у нас мороз – В огороде – лето! | Ответ: |
5. Ответ: | Зубов много, а ничего не ест. |
6.Сверху дыра, А посредине – Снизу дыра, Огонь да вода. | Ответ: |
7. Ответ: | У меня который год Ежик в комнате живет. Если пол намазать воском, Он натрет его до лоска. |
8. Он с хвостом резиновым, С желудком парусиновым, Как загудит его мотор, Глотает он и пыль, и сор. | Ответ: |
9. Ответ: | Он охотно пыль глотает. Не болеет, не чихает |
10. В маленьком оконце Голубое солнце. У окошка я сижу, На весь мир в него гляжу. | Ответ: |
11. Ответ: | Дом – стеклянный пузырек, А живет в нем огонек. |
12. Уж очень вид у них чудной: У папы – локоны волной, А мама ходит стриженой, На что она обижена? | Ответ: |
13. Ответ: | Закипит – исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит. – Эй, сними меня! – кричит. |
14. Один человек На двух лошадях разом едет. | Ответ: |
15. Ответ: | Я под мышкой посижу – И что делать укажу: Или разрешу гулять, Или уложу в кровать. |
Шарады для работы по словообразованию существительных
1. Первый слог метут метлой, Глазом назовут второй, Третьим резать хлеб годится, А четвертый – лишь частица. Целое – насекомое. | Ответ: | |
2. Ответ: | Слог первый мой ищите не на карте, А в вашей комнате. Обрыв – мой слог второй. Могу я сделать этажерку, парту, Диван, шкаф, стул. Кто я такой? | |
3. Начало деревом зовется, Конец – читатели мои. Здесь, в книге, целое найдется, И в каждой строчке есть они. (Бук – вы). | 4. Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда. (Кар – тина). | |
Первое – нота,
Второе – игра,
Целое встретится у столяра.
(До – лото).
А теперь – самостоятельно…
Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Например: «верх – ушки», «вол – окно», «град – ус».
1. Предлог стоит в моем начале, В конце же – загородный дом. А целое мы все решали И у доски, и за столом. (За – дача). | 5. Мой первый слог тягуч и сладок, Второй – частица, вместе – зверь, Живет в лесу, на ульи падок. Ну, угадал его теперь? (Мед–ведь). |
2. Мое начало – буква алфавита, Она всегда шипит сердито, Второго корабли боятся И обойти его стремятся. А целое весной летает и жужжит То сядет на цветок, то снова полетит. (Ш–мель). | 6. На первом стоит часовой, Второе в лесу зеленеет. На целое, только стемнеет, Ты ляжешь, и кончен Твой день трудовой. (Пост – ель). |
3. Только два предлога, А волос в них много. (У–с). 4. Первый – предлог, за ним – другой, Вот первый слог перед тобой… Второй же очень нужен мне: Он над диваном на стене Не для одной красы висит – В нем лампа яркая горит. Сложить два слога можно, Но… будьте осторожны. (К–о–бра). | 7. Начало – нота, Потом – оленя украшение, А вместе – место Оживленного движения. (До–рога). 8. Первый слог мой – предлог, Второй достоин порицанья, А вместе все – Животного названье. (О–лень). |
9. Первый слог – инструмент, делающий отверстие, второй – жидкость, которая образует пленку, застывая на предмете, а целое – речной рабочий в старину. (Бур–лак).
Мой первый слог – предлог,
Второй – на лбу быка.