Подберите к данным предложениям обращения.
А) Откройте ваши тетради.
Б) Закрой, ..., учебник по математике.
В) Будем дежурить в столовой.
Г) Ты, ... , пропускай вперед малышей.
Д) Будем играть в игру «Редактор».
2. Ответьте на вопросы:
А) Вы соверщили плохой поступок. Как назовет вас мама, папа, брат, бабушка?
Б) Как обращается к вам ваш друг? А вы к нему?
В) Вы ссоритесь с друзьями. Как вы обращаетесь к ним?
Г) Вы поздравляете маму. Как вы к ней обращаетесь?
Чем отличаются эти предложения?
А) День весенний на дворе, солнечный и яркий; маме, бабушке, сестре – всем готовь подарки! – «Мама, бабушка, сестра! Я пришел, мне есть пора!»
Б) «Оловянные солдатики! Оловянные солдатики!» - закричал мальчик и от радости захлопал в ладоши. – «Эй, ты, оловянный солдатик! – крикнул тролль. – Не заглядывайся на плясунью».
Определите правильность постановки знаков препинания при обращении.
А) Кто, волны, вас остановил?
Б) Жученька, Жучок, беленькие ножки, пусти погреться.
В) На улице – не в комнате, о том, ребята, помните.
Г) Здравствуйте, дорогие друзья!
Д) Мама, милая мама! Как я тебя люблю!
Вводные слова
Найдите вводные слова в тексте.
А) Кем я буду – сам не знаю, Но, конечно, стать мечтаю Маляром, как дядя Вася, Что на кухне стены красил; Машинистом, как мой дед, Иль врачом, как наш сосед; Безусловно, и шахтером, Дело знающим монтером, Расторопным продавцом И могучим кузнецом. Г. Ладонщиков. Б) ... Словом, жил паучок, Паучок-на-Счастье, Паучок знать не мог, Что приносит счастье. И, не зная того, – Так, к несчастью, водится, – Паучка помелом Шлепнула работница. Так, наверное, погиб Паучок несчастный. Комарам с мошкарой Привалило счастье. Д. Родари. |
2. Вставьте в предложения вводные слова так, чтобы предложения в 1-ом столбике выражали уверенность, а во 2-ом столбике - неуверенность в действии. Что вносят вводные слова в предложение? Докажите свою мысль.
Наверное, может быть, вероятно, видно, кажется, видимо. | Безусловно, конечно, без сомнения, бесспорно. |
А) Я буду заниматься гимнастикой. Б) Мы пойдем в цирк на представление. В) В квартире будет ремонт. Г) О счастье думает каждый. | А) Чтение расширяет кругозор. Б) Торопливость не всегда необходима. В) Не всякий обладает умением слушать и слышать другого. Г) Верность своему слову воспитывается с детства. |
Диалог
1. Оформите диалоги.
А) Вы откуда, калачи?
Как откуда? Из печи!
И куда же вы идете?
К тем, кто в поле на работе!
Пусть-ка вдоволь поедят,
А лентяи – поглядят!
Б) Ермил, Ермил! Чем коня кормил?
Овсом – серебром, белоярым пшеном!
Ермил, Ермил, чем коня поил?
Студеною водою, чистой, ключевою!
Ермил, Ермил, ты б коня подарил!
Я отдам коня тому, кто понравится ему.
И. Карнаухова.
Игра «Поговори».
Составьте диалог по телефону, используя «вежливые» слова.
А) Разговор со взрослым человеком.
Б) Разговор с ровесником.
У кого диалог получится интереснее, тот и победил.
3. Разыграйте по ролям веселую сказку. Старайтесь передать чувства и интонацию персонажа сказки.
Комар-комарец
Объявленье у дверей:
«Вход для птиц и для зверей».
Нарисован красный крест:
Заходи – Медведь не съест!
Прибежал Петух в аптеку:
– Здравствуй, Миша! Кукареку!
– Что вам, Петя-Петушок?
– Мне бы новый гребешок!
Гусь вошел в аптеку боком,
Покосился правым оком:
– Засорился левый глаз.
Нет ли капелек у вас?
За Гусем Козел ввалился:
– Я, Топтыгин, отравился:
Съел прегорький корешок,
Дай послаще порошок!
Прихромал Барбос кудлатый:
– Кто за чем, а я за ватой!
Застудил я левый бок,
Под дождем вчера промок.
Всем помочь Топтыгин хочет:
Он советует, хлопочет,
Кипятит из трав отвар ...
Вдруг в окно влетел Комар!
Зарычал аптекарь Мишка:
– Почему влетел в окно?
Отвечает Комаришка:
– А не все ли вам равно?
– Если б было все равно,
Все бы лазали в окно!
Видишь, надпись у дверей:
«Вход для птиц и для зверей»?
Комаришка пуще злится:
– А на что мне ваша дверь,
Если я еще не птица,
И пока еще не зверь!?
Разошелся не на шутку
Комаришка-Комарец.