Подберите к данным существительным как можно больше определений.

Волосы, лицо, глаза, веки, лоб, нос, губы, щеки, ухо, виски, подбородок, брови, ресницы, кожа, скулы, рот, зубы, шея, плечи, рост, вес, походка, фигура, одежда.

Глаза – карие, синие, блестящие, впалые, мутные, узкие, …

Брови – густые, редкие, тонкие, сросшиеся, кустистые, …

Веки – верхние, нижние, впалые, складчатые, припухлые, …

Походка – шатающаяся, прямая, патрицианская, плебейская, согбенная, утиная, …

Волосы – черные, седые, густые, редкие, каштановые, русые, …

Кожа – бледная, красная, сухая, шероховатая, холодная, влажная, сморщенная, бронзовая, шелушащаяся, угреватая, …

Скулы – прозрачные, острые, квадратные, …

Рот – напряженный, открытый, закрытый, …

Губы – (верхняя и нижняя губа) морщинистые, припухшие, крашеные, сухие, …

Нос – бугристый, красный, в прожилках, в картошку, в пуговку, крючковидный, с горбинкой, …

Ухо – бледное, пунцовое, красное, маленькое, чебурашье (знать, большое), …

Виски – пластичные, впалые, …

Лоб – широкий, узкий, открытый, с залысиной, морщинистый, …

Щеки – розовые, полные, впалые, надутые, …

Зубы – желтые, коричневые, белоснежные, кариозные, цвета слоновой кости, …

2.Составьте план к тексту и подготовьте пересказ.

Задание 4. Прочитайте. Какова основная мысль данного текста.Разделите текст на смысловые части. Определите ключевые слова каждой части. Составьте к тексту сложный тезисный план и запишите его. Выполните послетекстовые задания.

Пациент скорее жив … или мертв?

В Семее используется уникальная практика обучения будущих врачей. Некий «симулянт» из студентов изображает ту или иную болезнь, в то время как другой студент угадывает, ставит диагноз и назначает соответствующее лечение.

Для этого в учебном центре при медакадемии открыли специальную симуляционную комнату. Здесь студенты, побывав в шкуре своих будущих клиентов, могут в полной мере проявить свой актерский талант. В ходе образовательной программы, обучающиеся должны отобразить целый букет болезней, причем каждый день разных. А в это время преподаватели проверяют, насколько студенты знают симптомы того или иного недуга. Для самих симулянтов такая практика также весьма полезна. Их поощряют не только хорошими оценками, но и денежными средствами. Кстати, на то, чтобы оборудовать симуляционную комнату, потрачено тоже немало. Ведь здесь есть не только живые пациенты, но и манекены. Их используют при обучении реаниматологов и анестезиологов. Обычно бывают очень большие нагрузки. Искусственный пациент способен издавать различные звуки. А при врачебной ошибке может и вовсе «умереть». Однако за это уже поощрения не жди. Студентов, которые довели своих псевдобольных до такого состояния, вполне могут отчислить из учебного заведения.

Нужно сказать, что подобная симуляционная комната уникальна в нашей стране и пока не имеет аналогов. По словам специалистов, новый метод обучения пойдет на пользу будущим врачам. Ведь в медицинской практике очень важно правильно определить диагноз. А в этом случае даже нерадивые студенты, изображая из себя больных, уже будут знать предмет назубок. Те, кому приходится угадывать, тоже относятся к данной задаче со всей ответственностью. С каждым днем число желающих потренироваться таким образом растет. Но кандидатов в симулянты ждет весьма критический отбор. От них требуется наиболее правдоподобно показать жизненную ситуацию. Ну а в будущем им уже придется столкнуться со всеми реалиями в своей непростой, очень нужной профессии.

(Газета «Известия Казахстана»).

Смысловой анализ текста.

?Используя содержание текста, дайте полные ответы на следующие вопросы:

1. Что представляет собой симуляционная комната в медакадемии?

2. Как вы думаете, какая польза для студентов от такой практики, о которой говорится в тексте?

3. Хотели бы вы потренироваться таким образом?

Ø На основе текста проведите ролевую игру «Больной и врач». Для этого группа должна разделиться на подгруппы по 3 человека. Каждая подгруппа должна подумать, какую болезнь будут представлять и как ее проиграть. А другие группы должны не просто угадать болезнь, но и описать признаки (симптомы) разыгранной болезни.

Ø Выпишите из текста терминологическую лексику. Определите, к какой области знания они относятся?

VI. Раздаточный материал:схемы, иллюстрации к лексической теме.

VII. Литература:

1. Мухамадиев Х.С. Профессионально-ориентированный русский язык: научный стиль речи. – Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2013. – 203 с.

2. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

3. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

4. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи. Учебное пособие. – Алматы, 2015. – 220 с.

VIII. Контроль:

Вопросы для самоконтроля

5. Что такое план?

6. Какие виды плана знаете?

7. Что такое назывной план?

8. Что такое вопросный план?

9. Что такое тезисный план?

10.Что такое сложный план?

ЗАНЯТИЯ №18

І. Тема: Составление конспектов к научным текстам.

II. Цель: закрепить сформированные компетенции определения конспекта; обобщить знания о композиционно-смысловой структуре научного текста.

III. Задачи:

· Когнитивно-языковая компетенция: закрепить сформированные умения составления конспектов.

· Операционально-речевая компетенция: сформировать и развить навыки переработки первичного текста во вторичный с целью построения текстов нового жанра.

IV. Форма проведения:самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

V. Задания по теме.

Задание 1.Прочитайте высказывание. Объясните его смысл.

Не всегда во власти врача исцелить больного. Подчас болезнь оказывается сильнее медицины. Противодействуй болезни вначале; поздно думать о лекарствах, когда болезнь укоренилась от долгого промедления (Овидий).

Задание 2. Прочитайте текст. Определите его основную мысль.

Первокурсники

Студенческая пора – веселая и трудная, до краев заполненная радостью бытия, познания, напряженной учебой. Как все успеть, угнаться за убегающей стрелкой часов?

Изучая здоровье студентов, врачи медицинских пунктов при университетах ежегодно наблюдают одну и ту же картину: в середине декабря-января и в мае-июне заметно возрастает заболеваемость студентов первых курсов. Всё ясно: пора зачетов и экзаменов, авралы и срывы. Но разве на старших курсах сессия легче? Почему же там не наблюдается волны недугов? Потому что, не имея навыков планомерной самостоятельной работы в течение всего семестра, студенты безудержно штурмуют науку в период сессии. Получив студенческий билет, освободившись от повседневного контроля школы и опеки семьи, юноша или девушка не умеют ещё распоряжаться временем, ограничивать себя в развлечениях, которые впервые стали доступны. А требования в вузе большие, и за вольный стиль жизни приходится расплачиваться умственным и физическим перенапряжением, плохой успеваемостью. Молодой организм вынослив, но не беспредельно. Забывая об этом, некоторые первокурсники сами себя доводят до болезненного состояния. В первую очередь, это астения. Жалобы на плохой сон, головную боль, снижение памяти, умственной работоспособности.

Судьба соединяет в одной комнате общежития людей разного темперамента, жизненного уклада и здоровья. Один может спать при свете, заниматься под звуки радио, другой от этого по-настоящему страдает. Истинная интеллигентность начинается с уважения друг к другу в повседневном общении. Соблюдая единый режим, в одно время ложась спать, мы оберегаем нервную систему.

В рационе питания студентов должно быть достаточно белка. Хороший его источник — творог. Увлекаться сладостями, сдобой не следует. Овощи намного полезней. Очень важно придерживаться определённого режима питания, ни в коем случае не уходить на занятия натощак.

Надо воспитать в себе также потребность ежедневно принимать душ или обтираться холодной водой, мыть ноги.

Отдых пусть преобладает активный, на воздухе — физкультура, спорт, туристские походы. Обладая крепким здоровьем, можно добиться отличных успехов в учебе, стать высококвалифицированным специалистом. Не будьте же расточительны, берегите здоровье смолоду.

? Смысловой анализ текста.

1) Когда возрастает заболеваемость студентов?

2) Почему у студентов младших курсов заболеваемость выше?

3) Какая болезнь чаще всего наблюдается у студентов?

4) Какие обязательные требования должны соблюдать студенты, проживая в общежитии?

5) Как должны питаться студенты?

6) Какие качества должны воспитывать в себе студенты?

7) Как вы понимаете выражение: "Отдых должен быть активным"?

Ø Разделите текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Ø Перескажите текст по плану.

Ø Перечислите принципы сохранения здоровья, затронутые в тексте.

Ø Внимательно прочитайте вопросы и подготовьте сообщение на тему: "Мой образ жизни".

1) Легко ли вам удалось перестроиться от школьной к студенческой жизни?

2) Имеете ли вы представление о гигиене труда студента?

3) Удается ли вам придерживаться основных правил режима питания? Питаетесь ли вы четыре раза в день, всегда в одно и то же время, или как придется? Едите, по крайней мере, два раза в день горячее или преимущественно всухомятку? Есть в вашей столовой овощные и диетические блюда, молоко, кефир, творог? Если вы питаетесь неправильно, то по собственной небрежности или по не зависящим от вас причинам? Какие это причины?

4) Используете выходной день полностью для отдыха или вам приходится заниматься? Сколько у васостается ежедневно свободного времени?

5) Занимаетесь ли вы в спортивной секции? Как вы предпочитаете отдыхать и как отдыхаете в действительности?

6)Ухудшается ли ваше самочувствие к концу семестра (учебного года)? Часто ли вы обращаетесь к врачу?

Задание 3. Прочитайте и определите основную мысль текста. Что нового узнали? Составьте план текста и его конспект.

А может вам лечиться?

Труднее всего человеку распознать и признать, что у него психологическая зависимость. Между тем объектом одержимости может быть что угодно. Дошло до того, что посетителям психологических сайтов в последнее время стали предлагать пройти тест на зависимость от тестов… Впрочем, эту вредную привычку можно отнести к одной из самых распространенных зависимостей – виртуальной. Чтобы узнать, не переросло ли ваше пристрастие в зависимость, попробуйте взглянуть на себя со стороны. Итак, у вас:

Зависимость от еды, если вы привыкли «заедать» проблемы, не в состоянии ограничить себя в пище. Со временем обжоры, как и при других формах зависимости: переживают – едят – толстеют – переживают еще больше из-за полноты и, как следствие, едят еще больше.

Зависимость от диеты – неудержимое стремление к голоданию или потере веса. Подобная форма более характерна для женщин. Вам стоит обратиться к специалисту, если внешность и фигура стали для вас гораздо важнее здоровья, семьи, отношений и прочих сторон жизни.

Игромания. Зависимость от азартных игр сопоставима с химическими зависимостями, поскольку игрок со временем проходит те же стадии социального падения. Так же как наркоманы и алкоголики, игроман ради денег на очередную ставку способен пойти на преступление.

Трудоголизм, если вы живете только работой, не уделяя достаточно времени для восстановления сил и своей личной жизни. Трудоголики, как правило, хорошо зарабатывают, но не удовлетворены даже самыми большими заработками. Зависимость от работы не оставляет времени на удовольствия от траты денег. Поэтому трудоголиков часто раздражают «лишние» расходы других членов семьи.

Сексоголизм характеризуют множественными неразборчивыми сексуальными связями. Такой образ жизни – это способ избежать внутреннего конфликта, повысить свою самооценку.

Зависимость от интенсивных ощущений. Люди, склонные к постоянному поиску приключений, испытывают недостаток ярких эмоций. Если вы намеренно с завидной регулярностью попадаете в стрессовые, опасные для жизни и здоровья ситуации, лучше проконсультироваться со специалистом.

«Шопоголизм», если вам присуще ради сиюминутного улучшения эмоционального состояния совершать непродуманные, ненужные покупки. На самом деле такое изредка случается с очень многими людьми. Но шопоголиков отличает то, что они, потратив деньги на ненужные покупки, испытывают сильный стресс и вновь отравляются в магазин.

Фанатизм – это тоже зависимость. Потребность иметь объект поклонения может привести к тем же негативным последствиям, что и все остальные виды зависимого поведения. От пагубной привычки преследовать любимых артистов стоит лечиться немедля.

Интернет-зависимость может даже вызывать что-то вроде наркотической «ломки». Зависимый от виртуальной жизни человек теряет интерес к реальной жизни, в том числе и к самому себе – своему здоровью, внешнему виду и взаимоотношениям с близкими.

(Газета «Известия Казахстана»).

А-Я

Легионер –воин, солдат легиона

Аэрозоль –вещество, состоящее из твердых или жидких частиц, взвешенных в газообразной среде

Челноки –алыпсатар

Задание 4. Прочитайте и определите, как построен текст. Объясните название текста.

Жизнь в эпицентре

Всемирный День здоровья традиционно посвящается актуальной проблеме, тревожащей всех медиков земли. Обращение ВОЗ звучит как плакат времён гражданской войны: "Инфекционные болезни наступают – все на борьбу с глобальной опасностью!" Действительно, сегодня нам часто приходится читать о вспышках эпидемий старых и новых болезней: малярии, чумы, туберкулёза, СПИДа, лихорадки Эбола и слышать о снижении эффективности проверенных опытом и практикой препаратов.

Современная медицинская наука и практика порой оказываются бессильными перед простейшими, одноклеточными организмами.

Можно создать ядерное и химической оружие, и можно его уничтожить – по принципу "я тебя породил, я тебя и убью". Но микромир создавал не человек, и его нельзя стереть с лица Земли. Это значило бы уничтожить саму жизнь. И в то же время опасность иных эпидемий, например СПИДа, сравнима с разрушительной силой ядерной бомбы. Значит, надо научиться "ладить" с невидимым микромиром и вести себя так, чтобы не произошёл глобальный взрыв инфекций. Мы этому не только не научились, но как бы специально создаём идеальные условия для того, чтобы старые и, казалось, побеждённые инфекции "воспряли духом".

Кроме того, каждый новый виток цивилизации порождает новые болезни. Это закономерность, с которой приходится считаться.

Возьмите болезнь легионеров – летопеллез. Тысячи лет человек мирно жил с её возбудителем - летопеллой, пока… не изобрёл системы кондиционирования. Именно в этих системах бактерия обрела для себя идеальную среду обитания. Плоды цивилизации пошли ей на пользу, и она стала размножаться. Затем, попадая вместе с мелкодисперсным аэрозолем в воздух помещений, бактерия стала "бросаться" на людей, вызывая тяжёлые заболевания. Но заметьте, не она это всё придумала – мы… – создали ей условия для этого.

И вывели на тропу войны. А недавно потрясшее Европу коровье бешенство? Кто, как не человек, счёл за лучшее кормить домашних животных не луговой травой и сеном, а кормами с животным белком? И вновь современные технологии позволили вирусу проявить себя и заставить человека платить за отбивную или бифштекс так называемой медленной инфекцией.

Ежегодно по осени к нам "прилетает" грипп. Медики его ждут и всегда готовы встретить его во всеоружии. Загодя учёные определяют тип "пришельца", вычисляют, чем может быть опасен данный штамм вируса, намечают профилактические меры. Но, тем не менее, каждый раз вирус гриппа оказывается более "изобретательным", и избежать его не удается. Эпидемия охватывает практически все крупные города; порой протекает с осложнениями. А сколько экзотических инфекционных болезней умудряются "импортировать" из дальних и не очень стран челноки и бизнесмены? Достижения прогресса позволили не только им пересекать на быстроходных лайнерах страны и континенты, но и возбудителям болезней "повидать мир", переносясь с какого-нибудь маленького шумного восточного базара в цивилизованные столицы.

И всё же борьба с инфекционными болезнями - дело не безнадёжное. Ведь помимо глобальных и объективных причин: войны, прогресс, издержки цивилизации, влиять на которые чрезвычайно сложно, существуют причины субъективные и, казалось бы, мелкие. Но от этого не менее значимые.

Скажите, чем можно объяснить резкое увеличение вирусоносителей СПИДа в некоторых городах? Только элементарным пренебрежением к себе, забвением и попранием прописных истин морали, гигиены, санитарии. Пожалуй, только плакат типа: "Мойте руки!", который, если следовать нехитрому наставлению, спасёт от желудочно-кишечных инфекций, гепатита и других напастей, именуемых "болезнями грязных рук".

Думается, не случайно Всемирная организация здравоохранения всех призывает на борьбу с инфекционной опасностью. Чтобы противостояние человек – микромир не завершилось победой простейших и одноклеточных, вклад в неё может и должен внести каждый.

Возбудители болезней не оставят нас в покое, они будут непрестанно атаковать, приспосабливаясь к лекарствам, нашим условиям жизни и деятельности, выращивая в своих рядах "самых стойких и вредных", пока они делают первый ход, ставя нас перед свершившимся фактом и заставляя лихорадочно искать решение проблемы.

Только тогда, когда мы научимся просчитывать несколько ходов вперед и предугадывать, чем может обернуться самоуверенная поступь прогресса, станут возможными взаимопонимание и мирное сосуществование.

Смысловой анализ текста.

1. Определите тип текста.

2. Составьте 2-3 вопроса по содержанию текста, чтобы они начинались со слов почему, отчего и подготовьте ответы на них.

3. Назовите основные проблемы, затронутые в тексте.

4. Найдите и выпишите ключевые слова, при помощи которых реализуются основные проблемы текста.

Лексико-грамматические задания:

1. Выпишите из текста терминологическую лексику.

2. Найдите из текста сложносокращенные слова и расшифруйте их.

3. Отметьте границы смысловых частей текста.

4. Озаглавьте каждую смысловую часть фразами из текста, которые станут основными пунктами плана.

5. Составьте план и конспект к тексту.

Задание 5. Прочитайте микротекст и переведите его на русский язык. По тексту подготовьте вопросы и запишите их вместе с ответами.

ЖИТС – СПИД – AIDS

Подберите к данным существительным как можно больше определений. - student2.ru ЖИТС – Жүре пайда болатын Иммунды Тапшылық Синдромы – адамның жасына, жынысына қарамай жұғатын дерт. Адамзат техника мен технологияны ұршықша иіріп, Айға қонса да, аспан әлеміндегі алып денелер мен заттардың құрамындағы көзге көрінбестей бөлшектерді зерттеп, пайдаға асырса да бұл дерттен құлан-таза айықтырып жіберетіндей дәрі-дәрмекті тапқан жоқ.

ЖИТС індетінің алғашқы белгілері аурудың қоздырғышы адам ағзасына енгеннен соң 5-10 жылдан кейін бір-ақ байқалады. Бұл жылдар ішінде ол адамның ауруы бірнеше ондаған, жүздеген адамға жұғуы ықтимал. ЖИТС кеселін ауру адаммен жыныстық қатынас жасаған кезде, тазаланбаған инемен егу кезінде, науқас адамға қан құйған сәтте жұқтыру мүмкіндіктері басым болады.

Задание 6. Расположите в логической последовательности «рассыпавшиеся» абзацы, чтобы получился связный текст и запишите его.

Кто был «спасителем детей»?

Накануне Рождества 1891 года ее ввели больной девочке. Через несколько дней ребенок выздоровел, а Эмиля фон Беринга чествовали как «спасителя детей». Впоследствии он разработал и вакцину для предохранения от заражения возбудителем дифтерии.

«Самая тяжелая из 903 видов смерти» - так названа дифтерия в Талмуде, главной книге иудаизма. Эта инфекционная болезнь поражала раньше в основном детей: они умирали от удушья.

Сегодня эта болезнь почти забыта.

В 1884 году врач Фридрих Леффлер (1852-1915), сотрудник Роберта Коха, обнаружил под микроскопом мельчайших возбудителей смертельного заболевания: неподвижные палочкообразные бактерии. Они продуцировали один из сильнейших биологических ядов.

В 1890 году бактериолог Эмиль фон Беринг (1854-1917) разработал лечебную сыворотку против дифтерии.

(Из книги «История медицины»).

Задание 7. Используя содержание 2-3 текстов, составьте сообщение "Искусство быть здоровым".

VI. Раздаточный материал:схемы, иллюстрации к лексической теме.

VII. Литература:

5. Мухамадиев Х.С. Профессионально-ориентированный русский язык: научный стиль речи. – Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2013. – 203 с.

6. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

7. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

8. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи. Учебное пособие. – Алматы, 2015. С.97-102.

VIII. Вопросы для самоконтроля

1. Что такое конспект и конспектирование?

2. Какими способами осуществляется конспектирование?

3. Назовите основные этапы конспектирования.

4. На что необходимо обратить внимание при конспектировании?

5. Что такое инверсия?

6. Что рекомендуется использовать при конспектировании?

ЗАНЯТИЯ №19

І. Тема: Оформление цитат в медицинском тексте.

II. Цель: закрепить сформированные компетенции использования цитат в научных текстах; обобщить знания о цитатах.

III. Задачи:

· Когнитивно-языковая компетенция: закрепить сформированные умения использования цитат при подготовке научных работ.

· Операционально-речевая компетенция: сформировать и развить навыки переработки первичного текста во вторичный с целью построения текстов нового жанра.

IV. Форма проведения:самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

V. Задания по теме.

Задание 1.Прочитайте цитаты. Передайте мысли авторов своими словами.

Гиппократ:

1. Врач не должен быть малодушным. Больные не поверят человеку слабому духом.

2. Неудачная операция приносит двойной вред. Больному – напрасную боль, врачу – бесславие.

Александр Дюма-отец:

Надежда – лучший врач из всех, какие мне известны.

Задание 2. Прочитайте. Проведите беседу на тему исходного текста.

Как мы можем помочь людям с ограниченными возможностями?

Хотя ученые постоянно узнают все больше о причинах появления болезней, вылечить можно еще не всех. Сюда относятся некоторые болезни или последствия несчастных случаев, в результате которых люди становятся ограниченными в своих возможностях. Некоторые из инвалидов не могут ходить или ходят с трудом, другие не видят или не слышат. Многие врожденные нарушения, которые вызывают инвалидность, как, например, синдром Дауна, тоже неизлечимы. Поэтому очень важно создать такую окружающую среду, в которой люди с ограничениями могли бы жить свободно. Это начинается с пандусов в поездах для кресел-каталок и не заканчивается надписями при помощи шрифта для слепых.

(Из книги «Большая энциклопедия знаний»)

Задание 3. Прочитайте текст и выполните послетекстовые задания.

Учитесь учиться!

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т.д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужны будут общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно.

Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть не просто человеком, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создавать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого молодого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развивать в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться!

(Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном).

Лексико-грамматические задания:

Ø Прочитав текст, проанализируйте каждый абзац текста.

Ø Определите основные части текста, выделите главную мысль, приведите аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство).

Ø Выпишите в виде цитат советы, которые дает молодым Д.С.Лихачев.

Задание 4. Прочитайте и озаглавьте текст. Составьте план и проведите беседу на тему исходного текста.

С точки зрения изучения языков люди распадаются на четыре типа. Первый тип – это те, кто, любит языки. Для них занятие языками – не труд, а радость. Люди второго типа понимают, что без знания иностранного языка им не добиться своей цели, поэтому регулярно его изучают. Третий тип – это те, кто могут позаниматься языком, если будет результат. И, наконец, четвертая группа – необозримое море людей, которые к языкам равнодушны и не желают чего-нибудь добиться.

Так вот: люди первого типа добьются успеха в изучении языков при любых обстоятельствах. Люди четвертого типа ничего не добьются ни при каких условиях. Поэтому деловые советы адресуются людям второго и третьего типов.

Во–первых, не существует единого, универсального, «лучшего» метода изучения других языков. Метод всегда индивидуален, конкретен, и достоинства его зависят от конкретных условий – кто, какой изучает язык, какова цель.

Изучить язык можно только одним способом – трудом. Этот метод сравнивают с игрой на музыкальном инструменте, когда мало понять нотную грамоту, а нужно настойчиво и много лет упражняться.

И еще одно. Часто говорят: «Я очень хочу изучить такой-то язык, но не хватает времени». Дело в нехватке времени, а в нехватке дисциплины и силы воли. Для успешного изучения языка достаточно затрачивать по полчаса в день, что доступно каждому, чтобы иметь силу воли выдержать этот режим.

Задание 5. Прочитайте. Законспектируйте 32 и 38 «Слова назидания» Абая, используя приведенные из них цитаты о науке.

Слово 32. «Известно, что наукой овладевает тот, кто испытывает жажду познания. Но одного стремления мало. Даже сам процесс приобретения знаний должен быть подчинен определенной системе. В противном случае поиски и весь огромный труд человека, затраченный на овладение наукой, могут оказаться напрасными».

«Сначала ты должен уяснить, для чего тебе необходима наука. Если ты страстно увлечен ею, то богатством для тебя явится каждое твое открытие, устранение самого незначительного пробела в твоих знаниях. Что может быть ценнее такого приобретения?». «У тебя родилась любовь к науке, а она – жажда познания, помогает тебе запомнить увиденное и услышанное, усвоить их и закрепить в своей в памяти в ясных, образных художественных формах». «Науку надо любить, как мать любит родного сына. Тогда и наука ответит тебе взаимностью, будет доступнее».

«Человек, сбивший в споре с верного пути сотню людей, не стоит мизинца того, кто вывел на путь истины хотя бы одного заблудшего».

Слово 38. «Человек овладевает науками и знаниями тогда, когда всем своим существом стремится к истине и правде, пытается понять самую суть явлений. Разум и вера двигают им, ибо истина от земли, и он идет к ней разумом, а правда от Аллаха, и он принимает ее на веру».

«Издревле существует понятие «наука». Наука представляется людям не как что-то сверхъестественное и отвлеченное, а существующее для блага человечества. Поэтому наука оборачивается для каждого человека неповторимостью каждой отдельной науки и увлекает его. Где-то здесь рождается чистота отношений человека к науке…»

«Наука идет к людям через слово, слово становится понятным через звуки или знаки. На этом основаны следующие три свойства Аллаха: Речь, Зоркость и Чуткость. И если человеку даны язык, чтобы он имел возможность общаться с окружающими, глаза, чтобы он видел мир, уши, чтобы слышал звуки, то это тоже не означает тождества их с Речью, Зоркостью и Чуткостью».

VI. Раздаточный материал: иллюстрации к лексической теме.

VII. Литература:

9. Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат)/ под ред. К.К.Ахмедьярова, К.К.Жаркынбековой. – Алматы: Қазақ университеті, 2008.

10. Мухамадиев Х.С. Пособие по научному стилю речи. Русский язык. – Алматы: Қазақ университеті, 2009. – 225 с.

11. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

12. Из книги А.Я.Варламова. Методические указания по выполнению письменных работ в виде конспектов, рефератов, курсовых работ. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - 28 стр.

13. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи. Учебное пособие. – Алматы, 2013. 139 с.

VIII. Контроль.

Подготовьте устно сообщение по следующему плану:

1. Что такое цитата?

2. С какой целью вводится цитата в научную работу?

3. Какими способами можно ввести цитату в контекст?

4. Какие существуют общие требования к цитируемому материалу?

5. Назовите основные правила оформления цитат.

ЗАНЯТИЯ №20

І.Тема: Составление аннотаций к медицинским текстам.

II. Цель: закрепить сформированные компетенции аннотирования, определения видов аннотации.

III. Задачи:

· Когнитивно-языковая компетенция: закрепить сформированные умения аннотировать тексты по специальности.

· Операционально-речевая компетенция: сформировать, развить и закрепить навыки переработки первичного текста во вторичный с целью построения текстов нового жанра.

IV. Форма проведения:самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя

V. Задания по теме:

Задание 1. Назовите, какие виды предложений используются при написании аннотации.

Задание 2. Прочитайте высказывания Гиппократа. Передайте мысли автора своими словами.

1. Если больной сохраняет присутствие духа и аппетит – это самый лучший признак возможного выздоровления.

2. Если организм не очищен, то любое питание приносит ему вред.

3. Нужно очищать все, что может быть очищено.

4. Человек живет благодаря питанию. Питанием является пища, питье и воздух.

Задание 3.Прочитайте тексты. Какой общей темой они объединены? Разделите на смысловые части.

Наши рекомендации