Определите спряжение глаголов.
1) Вертишь головой. 3) Бежишь быстро.
2) Бреешься по утрам. 4) Хочет конфет.
А) II спряжение. Б) I спряжение. В) Разноспрягаемые.
Ключ к тесту «Глагол»: 1 – б; 2 – а; 3 – б, в; 4 – в; 5 – а; 6 – б; 7 – а; 8 – б; 9 – б; 10 – б; 11 – 1а,2б,3в; 12 – а; 13 – б; 14 – б; 15 – а, б; 16 – 1а, 2б, 3б, 4в.
Местоимение
Определите местоимения в тексте.
Я услыхал сегодня первый гром –
Он в полдень прогремел из тучки малой;
А через час цветок гвоздики алой
Уж распустился в цветнике моем
И весело кивал мне головою,
Обрызганный весь влагой дождевою.
А. Голенищев-Кутузов.
Определите падеж местоимений.
Меня еще там нет,
|
И вот он вынут из огня,
Чтоб накормить меня.
И кто-то мне газеты шлет,
И кто-то мне одежду шьет,
И кто-то учит роль
И для меня волнуется,
И где-то кто-то учится,
Как успокоить боль,
Чтоб мне ее не знать!
И потому беру тетрадь
И, что-то напевая,
Стихи пишу тому,
Кого еще не знаю.
Э. Мошковская.
3. Ответь на вопросы неопределенными местоимениями. Как они пишутся?
1) Кто поет в лесу? (Кто-то).
2) Какие птицы начинают говорить?
3) Кто принесет энциклопедию?
4) Чье пальто висит в прихожей?
5) Какое стихотворение выучишь?
6) Сколько у нас томов энциклопедий?
7) Что ты хочешь сказать?
Исправьте неверное употребление местоимений.
1) Я хочу сказать вам кой-(чего).
2) Я принес вам чего-(то).
3) Чего-(нибудь) придумаем.
4) Кто-(то) из женщин вошла сюда.
5) Я взял ихние вещи.
6) Евойный щенок очень красивый.
Игра «Редактор».
Исправьте ошибки в употреблении местоимений.
Как(то) раз во дворе из собачьей миски
Чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
«Так съедите вы у нас весь обед евонный!»
Закричала хрюша-мать: «Отойди от будки!»
Детям надо наполнять ихние желудки!
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упреки!
Детям все прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день!»
Говорю про поросят – намекаю на ребят.
То, что можно поросятам,
Непростительно ребятам!
А. Хайт.
6. «Угадай-ка!»
А) 2 личных местоимения – и помехи автомобилю на дороге. (Я - мы).
Б) 3 личных местоимения – и окна чистые. (Вы – мы - ты).
В) Переставь буквы в ай и он à местоимения (Он; я [йа]).
Г) Какие местоимения самые «глазастые»: все видят, на все указывают? (Указательные).
Д) Как сказать местоимениями, если «непонятно кто непонятно что делает»? (Некто делает нечто).
Наречие
Отгадайте загадки и найдите в них наречия.
А) Отворилась тихо дверь – И вошел усатый зверь. Сел у печки, жмурясь сладко, И умылся быстро лапкой. Берегись, мышиный род, На охоту вышел …(кот). Б) На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаете? Это …(цапля). В) Шило спереди, Клубок посреди, Ножницы сзади.(Ласточка). | Г) Спереди – шильце; Сзади – вильце; Сверху – синее суконце; Снизу – белое полотенце. (Ласточка). Д) Летит по-птичьи, Жужжит по-бычьи, Лежит – говорит, А сядет – молчит.(Овод). Е) Выпуча глаза, сидит, По-французски говорит, По-блошьи прыгает, По-человечьи плавает.(Лягушка). |
2. Образуйте от прилагательных наречия. Какие вопросы вы задавали?
Легкий – … . Мягкий – … . Нижний – … . Яркий – … . Светлый – … . | Веселый – … . Грустный – … . Темный – … . Верхний – … . Задний – … . |
Игра «Подбери пару».
В полдень Осенью Весной Вечером Утром Зимой Летом | светло жарко студено радостно слякотно солнечно темно | Бегать Прыгать Плыть Учиться Взглянуть Смотреть Улыбаться | исподлобья хорошо быстро высоко далеко смущенно искоса. |
Игра «Я редактор».
Отредактируйте текст, вставляя наречия.
...А у нас … кошка Родила … котят Котята выросли …, | Ну, конечно, не пилот. Летчик водит самолеты – Это очень ... . |
А есть из блюдца не хотят. ... И спросила Нина ...: – Разве ... быть портнихой? Кто трусы ребятам шьет? | Повар делает компоты – Это тоже ... . Дело было ..., Делать было нечего. |
Закончите пословицы.
А) Стреляет ..., но ... .
Б) Кто ест ..., тот работает ... .
В) ... стелет, да ... спать.
Г) Кончил дело – гуляй ... .
Д) Золотые руки у того, кто обучен ... .
Е) В гостях ..., а дома ... .
Ж) Называться человеком ..., а быть человеком ... .
З) ... подумай, а ... говори.
И) Береги платье ..., а честь ... .
К) ... мил не будешь.
Распределить наречия по вопросам: как? куда? каким образом?
Друзья-товарищи
День стоял веселый Раннею весной. Шли мы после школы – Я да ты со мной. Куртки нараспашку, Шапки набекрень, - Шли куда попало В первый теплый день. Шли куда попало – Прямо наугад, Прямо и направо, А потом назад, А потом обратно, А потом кругом, А потом вприпрыжку, А потом бегом. |
С. Маршак.
7. Уж замуж невтерпеж. Какое правило иллюстрирует эта фраза? Примените его в этом задании.
– В настеж (?) открытые окна вдруг заглянула весна.
– Вокруг была серо-зеленая, сплош (?) в васильках рожь.
– Враги упали навзнич (?) на мокрый песок.
– Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскач (?)?
– Поезд пришел точ(?)-в-точ (?) по расписанию.
– Мне было невтерпеж (?) открыть коробку.
Ответь одним словом».
Начинать сызнова – ...,
Смотреть надменно – ...,
Не проснувшись как следует – ...,
Обидел необдуманно – ...,
Сделал исподтишка – ...,
Смотреть исподлобья – ...,
Известно с давних пор – ... .
Собери урожай в корзины».
10. Образуйте от существительных и прилагательных наречия на -ому, ( -ему), -цки ( -ски).
А) Медведь, лиса, заяц, рысь, тигр, кот.
Б) Кавказ, матрос, царь, сын, мать.
11. Приведи примеры наречий, которые пишутся через дефис.
Например: чуть-чуть, тихо-тихо.
Определите части речи.
Три – ... . Тройка – ... . Трое – ... . Тройной – ... . Втроем – ... . Троякий – ... . Трижды – ... . | Учетверить –… . Третий – … . Четверть (литра) – … . Четверо – … . Четвертый – … . Вчетверо – … . Четвертовать – … . |