Поставьте глаголы в 3 л. мн. ч., определите спряжение глаголов

Кашлять, мылиться, клеить, обнадежить, верить, спать, скрежетать, веселиться, подбежать, реять, говорить, выспаться, осиротеть, лелеять, мучить, чадить, лелеять, барабанить, зависеть, подсмотреть, устилать, лечить, выменять.

Ты во многом завис…шь от родителей. Мать стел…т постель ребенку. Ре…т на ветру флаги. Он вылета…т рано утром. Завтра он вылет…т. Ты хорошо мысл…шь. Почему ты его ненавид…шь? Ты стро…шь дом? Мы все боле…м за нашу команду. Ты этим ее обид…шь. Скле…шь эту коробку? Расскаж…те об этом завтра. Смотри, как колыш…тся травы. Они бор…тся за свободу. Все наде…тся на успех. Они мел…т кофе. Лес дремл…т. Он гон…тся за мной. Что ты там пряч…шь? У кого леч…шься. Вода брызж…т во все стороны. Этот дом скоро постро…т. Розы кол…тся, а пчелы жал…тся. Выдел…шь в книге главное и расскаж…шь. Сыпл…шь много муки.

Правописание гласных в глагольных формах, образованных от осн. инф.: в формах, образованных от осн. инф. (кроме стр. прич. на -енн-) сохраняется гласная основы инф. Е

- к основе инф. на -а, я, е + -НН- (посеянный – посеять, увиденный – увидеть)

- к основе инф. на -ить, на согл. + ЕНН (испеченный, выращенный, развешенный)

Затеянная ссора, оклеенные стены, вырубленные сады, подрубленное дерево, вымощенная улица, высушенные грибы, выслушанные замечания, прячущийся хищник, засеянные поля, разменянная мелочь, развешанное белье, занавешенные окна, усеянное звездами небо, выстроенные коттеджи, подстреленная птица, пристрелянная тропа, замешенное тесто, замешанные в политических делах студенты, застреленный волк, перегруженная баржа, думающий студент, выкачанная из скважины нефть, выкаченная из подвала бочка, стреляный воробей, пристрелянное оружие, выкачанная из бака нефть, выкаченная из подвала бочка, вываленные на пол игрушки, вывалянная в муке рыба, выслушанные замечания, маячащий на горизонте.

Правописание суффиксов причастий н. вр.

  Действительное причастие Страдательное причастие
I спр. -УЩ-, -ЮЩ- -ОМ-, -ЕМ-
II спр. -АЩ-, -ЯЩ- -ИМ-

Кол…щая боль, колебл…щийся тростник, развева…щееся знамя, та…щий снег, се…щий дождь, бор…щийся народ, ль…щаяся мелодия, завис…щее от меня решение, клее…щая аппликацию девочка, колебл…мые ветром ветви, хлопоч…щая хозяйка, щебеч…щие птицы, стел…щийся туман, стро…щиеся здания, держ…щиеся за руки дети, вер…щий в свою удачу спортсмен, приобрета…мые в рассрочку вещи, невид…мые миру слезы, надвига…щаяся гроза, шепч…щиеся подружки, дремл…щий кот, рокоч…щий шум, движ…щиеся корабли, виднее…щиеся очертания.

Различай ф. инф. (ться) и ф. 3 л. ед., мн. ч. (тся).

Она очень старается, на улице смеркается, пришлось долго скитаться, не надо смеяться, хочется веселиться, придется смириться, он здесь не остановится, нам не остановиться.

Различай форму повелит. накл. (-и- + -те)

и личн. форму 2 л. мн. ч. (I спр. – ете,II спр. – ите)

Расскажете об этом завтра. Если вы выйдете, то я открою окно. Выпишите незнакомые слова в тетрадь. Вытрите руки. Стукните в дверь два раза. Вышлите мне деньги до понедельника. Расскажите, как вы провели отпуск. Выйдите из комнаты. Вы выпишете эту газету? Выручите меня, прошу! Когда вышлете, сообщите об этом. Когда вытрете посуду, можете идти. Если стукнете по окну, я не открою. Если вы выручите меня, я буду благодарен.

Категория вида

Вид (различаются значением предельности/непредельности действия):

- несовершенный (что делать?) – значение незавершенности действия, оно не достигло результата, предела – в форме н., пр., буд. сложного.

- совершенный (что сделать?) – значение завершенности действия, оно достигло результата, предела – в форме пр., буд. прост.

Способы образования глаголов совершенного / несовершенного вида

Перфективация – образование гл. сов. в. от непроизводной основы глагола путем присоединения приставки (лететь – при + лететь);

- а также образование гл. сов. в. с помощью суф. –НУ со значением однократности (колоть – кольнуть, бодать - боднуть).

Глаголы несов. вида с приставками заимствованы из ст/сл яз.: предвидеть, принадлежать, сочувствовать.

Имперфективация – образование гл. несов. вида от гл. сов. вида с помощью суффиксов -ыва, -ива, -ва, -ева, -а, -я(дать – давать, решить – решать, прочитать - прочитывать).

Определите вид глагола, способ образования вида (от какого глагола образовался) и показатель вида.

кивнуть подписывать развеять задевать рождаться подсыпать подстраивать завянуть запирать устраивать уберечь нарушить перестраивать выпрашивать

Видовая пара

Гл. по возможности образовать видовую пару делятся на:

- соотносимые по виду - одновидовые - двувидовые

Соотносимыми по виду глаголы могут образовывать видовую пару.

Видовую пару образуют глаголы противопоставленных видов с тождественным лексическим значением, различающимся только семой «предельность/непредельность действия»

- обычно значение не меняется при имперфективации

- при перфективации приставка часто вносит дополнительный оттенок

Большинство ученых выделяют чисто-видовые приставки (на-писать, у-топить, с-делать). Если глагол образован с помощью чисто-видовой приставки, то в словаре при толковании его значения будет отсылка к глаголу несов. вида.

Многие глаголы являются не соотносимыми по виду, т.е. одновидовыми.

Одновид. гл. несов. вида выражают абсолютную непредельность действия, оно не может быть завершено:

- глаголы, указывающие на связь, отношения (числиться, походить)

- модальные гл. (хотеть, надеется, стремиться)

- интеллектуальное состояние (знать, полагать)

- глаголы обладания

- гл., обозначающие положение в пространстве

- гл. движения

Двувидовые глаголы – это такие глаголы, которые с помощью одной и той же основы могут выражать значение и сов. и несов. вида (женить, бежать, велеть, венчать, даровать, использовать…, гл. на –ировать/изова).

Наши рекомендации