У какого прилагательного есть краткая форма и степени сравнения?
А) Требовательный. Б) Московский. В) Соловьиный.
Найди в предложениях краткую форму прилагательных.
А) Хороший товар сам себя хвалит.
Б) В гостях хорошо, а дома лучше.
В) Веревка длинная хороша, а речь – короткая.
Определите падеж прилагательных.
В весенний (1) день мальчишка злой (2) пронзил ножом кору березы.
А) Им. падеж.
Б) Винительный падеж.
8. Писать ли ь в прилагательных?
Пахуч, свеж, хорош.
А) С ь; б) Без ь.
Выберите нужное окончание.
А) Быстр..м шагом, с тепл..м словом, над нужн..м вопросом.
Б) При весен..м солнце, о син..м небе.
1. Ом. 2. Ым.
10. Сколько н пишется в прилагательных?
А) Бараба..ый. Б) Кожа..ый. В) Дива..ый.
1. НН; 2. Н
С какими суффиксами образованы прилагательные?
Павел I принялся искоренять из ру..кой армии «суворов..кий дух».
А) – ск Б) – к.
Какие прилагательные пишутся через дефис?
А) Молочно (белый) цвет.
Б) Молочно (овощная) диета.
В) (Молочно) консервный завод.
13. Какие прилагательные пишутся слитно с не?
А) За одного ученого двух (не) ученых дают.
Б) Зелен виноград, (не) вкусен.
В) (Не)путевая голова ногам покою не дает.
Ключ к тесту: 1 – г; 2 – 3а; 1б; 2в; 3 – а; 4 – б; 5 – а; 6 – в; 7 – 1б; 2а; 8 – б; 9 – 1б;2а; 10 – 1а; 1в; 2б; 11 – а; 12 – а, б; 13 – а, в.
Глагол
Отгадайте загадку.
Интересная часть речи В русском языке живет: Кто что делает, расскажет: Вяжет, лижет иль поет. | Может плакать и смеяться, Или забивает гол, Начинаем удивляться – Растолкует все … (глагол). |
Замените в предложениях существительные глаголом.
Я люблю (игра). Таня хочет (рисунок). Вася любит (плавание). Наши дети хотят (пляска). | Мама любит (шитье). Папа учит детей (танец). Бабушка помогает (мытье) посуду внучке. |
Образуйте от прилагательных глаголы.
Чистый, веселый, белый, теплый, печальный, ранний, храбрый, солнечный, красный, горячий.
От каких 2-х прилагательных нельзя образовать глаголы?
Определите глаголы в предложениях.
В избе топили печь.
В воскресенье бабушка будет печь пироги.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Я коня водой пою, песню солнышку пою.
Вчера маляр белил стены, а сегодня он не красит окна – нет белил.
Нашего малыша пугало не только пугало, но внезапный резкий звук за окном.
5. Определите в стихотворении начальную форму(инфинитив).
Зачем любить и ненавидеть? Растить цветы и звезды видеть? Зачем терять, зачем искать, Зачем о прошлом вспоминать? Зачем живые все живут, В чем смысл жизни заключен? В чем заключен ее закон? И не дает покоя мне, Моей недетской голове Один-единственный вопрос: Зачем родился я и рос? |
Игра «Редактор».
Задание: отредактировать текст, раскрыв скобки и поставив глагол в нужную форму.
1) (Живем) – Родине (служим).
2) Нам песня (строил) и (жил) помогает.
3) (Ученье) – ум (точенье).
4) Братья дружною толпою выезжают (погуляли), серых уток (постреляли).
5) Петушок с высокой спицы стал (стерегут) его границы.
6) На припеке хорошо (греться) и (нежиться) спинку, (выросли) сладкий корешок, (поглодаем) осинку.
Объяснялки».
Объясните выражения, определите инфинитив и произведите морфемный разбор глаголов в этой форме.
Бить баклуши; из мухи делать слона; дрожать, как осиновый листок; ждать у моря погоды; ходить на задних лапках, выть волком, тушить ссору.
8. Определите время глагола в стихотворении:
Этот хитренький глагол Время для себя нашел. «Ухожу, – кричит, – сегодня!» «Я вчера, – кричит, – ушел!» «Завтра, – скажет, – я уйду!» Позавидуйте ему! |
9. Игра «Вырастим дерево».(Образуйте ряд однокоренных слов).
Заполните таблицу, выписав из стихотворения глаголы и образовав 3 времени.
Инфинитив | Прошедшее время | Настоящее время | Будущее время | ||||
Читать | Читал | Читаешь | Прочитаем | ||||
Глаголу нравится читать,
Шуметь, бурлить, кипеть,
Играть, работать и мечтать,