Найдите в стихотворениях сложные слова и объясните их.
Сегодня у каждого сердцетрясенье: Сегодня особые краски нужны. Весенняя мощь, Настроенье весеннее У нашей весенней страны! Р. Рождественский. | Не хочу держать в секрете Этот маленький секрет: Антилопы есть на свете: А без анти лопов нет. Нет без рога носорога, Носорогу нужен рог. Без него в безносорога Превратится носорог. Н. Егоров. |
5. В журнале «Пионер» было напечатано такое стихотворение:
Не откладывай на завтра, Нужно срочно дать ответ: Исполина цифрозавра Победил ты или нет? Как образовано название это-го сказочного животного? Придумайте свое сказочное животное и назовите его по такому же принципу. |
6. У зайца – зайчонок, а у козы? У льва? У гуся? У утки? У коровы? А де-теныши какого животного названы по другому признаку? А у человека?
7. Распределите сложные слова в тетрадках. Придумайте не менее 5 примеров с каждым из корней.
Приласкай словечки».
Составь новые слова с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения (-ок-, -ик-, -чик-, -щик- и др.).
– Стол, гвоздь, карандаш; – сын, голос, ветер, флаг; – карман, костюм, диван; – рыба, корзина, картина; – кисть, ваза, кофта; – свежий, алый, желтый, красный. |
Придумайте слова со значением «очень-очень».
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст нам конфету.
Кто очень такой или очень сякой –
Пре мы напишем об этом.
Игра «Кто больше?»
Придумайте слова:
– с 1 приставкой (зашел, приехал).
– с 2 приставками (преувеличить, приоткрыть).
– с 3 приставками (суперпредположение).
11. Запишите правильно слова:
12. Объясните термины, составив словарную статью.
Кровоизлияние; грязелечение; змеевидный; растениеводство; кровообращение; властолюбие; авиаконструктор; автомотовелогонки.
Составьте новые сложные слова с теми корнями, которые использованы в сложных словах из этих стихотворений.
А) Дождик, дождик – долгоножка, Хватит бегать по дорожкам! (Долгоножка - коротконожка). Б) Самокат, самокат! Самокату очень рад! | Сам качу, сам качу Самокат, куда хочу! (Самокат - снегокат). В) Трактор наш – вездеход, Утюжит землю круглый год. (Вездеход - пароход). |
VI Морфология
Различение частей речи
Поиграем в слова».
Кто какой? Что он умеет делать?
Кто? | Что делает? | Какой? |
Орел Белка Лиса Рысь Сова Дятел Лошадь Медвежонок Курица Петух | Клекочет | Гордый |
Где предмет, а где – действие?
А) Мама стала пироги печь, а сын на печь влез.
Б) Таз дал течь, и вода стала течь.
В) Наше старое давило виноград с утра давило.
Г) Малыша пугало эхо. Пугало стояло в огороде.
Определите, какой частью речи являются выделенные слова.
Веснушкам нету сноса,(сущ.) Не исчезают с носа.(сущ.) Я, не жалея мыла,(сущ.) Нос терпеливо мыла.(глагол) Зависело б от мыла,(сущ.) Веснушки я б отмыла!(глагол) Я. Козловский. |
4. Разделите все слова на 2 «столбика». По какому принципу вы их разделите?
Руки, кладут, и, а, скоро, веселый, под, мы, не.
(Разделить слова на 2 группы: самостоятельные и служебные части речи).