Определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния

Основное назначение линий влияния — определение такого положения подвижной нагрузки, при котором исследуемое усилие приобретает максимальное или минимальное значение. Рассмотрим решение этой задачи в общем случае действия на сооружение движущейся связанной системы грузов.

Предположим, что для некоторого усилия построена линия влияния, показанная на рис.12.1, и по сооружению движется поезд, с колес которого на сооружение передаются силы определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru Рассмотрим несколько положений поезда.

определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru

Рис12.1. Линия влияния S

Пусть в положении I ни один из грузов не находится над вершиной линии влияния. Ординаты линий влияния под грузами в этом положении равны определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru Переместим поезд из положения I в положение II на бесконечно малое расстояние определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru . Из рис.12.1 видно, что ордината определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru под грузом определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru изменится на величину определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru . Усилие S при этом получит приращение определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru , равное

определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru (12.1)

При перемещении грузов из положения II в положение III на такое же расстояние (на рис.12.1 положение III не показано) приращение усилия S будет определяься той же формулой (12.1). Если в положении поезда II усилие S имеет максимальное значение, т.е. это положение поезда является опасным для усилия S, то при переходе грузов из состояния I в состояние II приращение усилия определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru будет положительным, а при переходе из состояния II в состояние III—отрицательным.Так как знак приращения усилия определяется знаком суммы определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru , то из приведенных выше рассуждений вытекает, что когда грузы находятся в положении I, знак суммы определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru должен быть положительным, а когда грузы находятся в положении III, знак суммы определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru должен быть отрицательным. Но это возможно только тогда, когда при переходе из положения I в положение III тангенс угла наклона линии влияния под одним (или несколькими) из грузов уменьшится. Следовательно, в положении II как минимум один из грузов должен находиться над вершиной линии влияния. Этот груз принято называть критическим, а соответствующую вершину линии влияния —критической вершиной. При исследовании на максимум критическая вершина должны быть выпуклой, т.е. для нее должно соблюдаться соотношение определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru , или определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru . Примеры выпуклой и невыпуклой вершин показан на рис.12.2.

Аналогичные рассуждения можно провести при исследовании усилия на минимум. Придем к выводу, что одна и та же вершина при исследовании на максимум может быть выпуклой, а при исследовании на минимум — невыпуклой. Для линии влияния, изображенной на рис.12.1, вершины b, c и e являются выпуклыми, а вершины a,d, иf— невыпуклыми при определении максимума; при определении минимума, наоборот, вершины b, c и e являются невыпуклыми, а вершины a,d, и f— выпуклыми.

определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru

Рис.12.2. Вершина определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru : а) выпуклая, б) невыпуклая

Таким образом, при нагружении на максимум сумма определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru должна быть положительной, когда грузы находятся левее опасного положения, и отрицательной, когда правее. При нагружении на минимум сумма определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru должна быть отрицательной, когда грузы находятся левее опасного положения, и положительной, когда правее. В опасном положении один из грузов должен находиться над вершиной линии влияния.

Эти обстоятельства упрощают отыскание опасного положения нагрузки. Рассмотрим пример.

Пусть для некоторого усилия мостовой фермы построена линия влияния, показанная на рис.12.3. Требуется определить максимальное значения этого усилия при движении поезда, нагрузка от которого показана на этом же рисунке, слева направо. При этом:

определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru

Решение. Находим тангенсы углов наклона для различных участков линии влияния:

определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru

Ищем опасное положение нагрузки, перемещая нагрузку слева направо и помня, что в опасном положении один из грузов должен находиться над выпуклой вершиной линии влияния b или c. При положении всей нагрузки левее точки c определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru не может стать отрицательной при смещении нагрузки вправо на бесконечно малую величину, поэтому перебор различных вариантов начнем со случая, когда груз определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru встанет над вершинойc, как показано на рис.12.4, а затем весь поезд сдвинется на бесконечно малое расстояние вправо (очевидно, что если нагрузка сдвинется на бесконечно малое расстояние влево, то сумма определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru останется положительной) .

определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru

Рис.12.3.Линия влияния N

определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru

Рис.12.4.Груз Р9 в вершине c линии влияния

Находим:

определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru

Сумма остается больше нуля, следовательно, груз определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru не является критическим.

Перемещаем поезд вправо таким образом, чтобы груз №8 встал над вершиной с (рис.12.5), затем сдвигаем все грузы на бесконечно малое расстояние вправо и находим:

определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru

определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru

Рис.12.5.Груз Р8 в вершине c линии влияния

Сумма и в этом случае остается больше нуля, следовательно, груз определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru также не является критическим.

Ставим над вершиной с груз №7 (рис.12.6) и сдвигаем всю нагрузку вправо. Находим:

определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru

И этот груз не является критическим.

определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru

Рис.12.6.Груз Р7 в вершине c линии влияния

определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru

Рис.12.7.Груз Р6 в вершине c линии влияния

Ставим над вершиной с груз № 6. Сдвигаем все грузы вправо и находим:

определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru

Значение стало отрицательным, следовательно, мы прошли точку экстремума, и груз № 6 является критическим. Положение нагрузки, показанное на рис.12.7, для усилия N является невыгоднейшим (или опасным).

Найдем максимальное значение этого усилия. Для этого из подобия треугольников вычислим ординаты линии влияния под грузами определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru (см.рис. 12.7):

определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru

Окончательно получаем:

определение опасного положения нагрузки на сооружении по линиям влияния - student2.ru


Наши рекомендации