Обозначить направления графически; выполнить раскладку картинок, фигур, буквенно-цифрового материала в соответствии со словесной инструкцией
Заячьи дорожки
Педагог начинает игру с рассказа: «Зимним морозным днем спешила мама-зайчиха домой, да вот беда — по пятам гнался за ней серый волк. Вот и пришлось ей путать свои следы. Несмотря на то, что следы на свежем снегу были хорошо видны, не смог волк их распутать, и она благополучно добралась до своего жилища. Давайте теперь мы с вами попробуем распутать зайчихины следы». Детям предлагается под диктовку педагога зарисовывать (выкладывать с помощью палочек) направление движения зайчихи (вперед, назад, вправо, влево)1.
1 По предварительной договоренности прыжок может быть обозначен либо отрезком длиной в одну единицу (клетку), либо одной счетной палочкой.
Поощряется тот игрок, который наиболее точно воспроизвел, например, следующие движения зайчихи:
■ прыжок вперед,
■ два прыжка влево,
■ три прыжка назад,
■ два прыжка влево,
■ один прыжок назад,
■ пять прыжков вправо.
Стрелки
В эту игру обычно играют во дворе или на пришкольном участке. Играть можно как вдвоем (взрослый и ребенок или ребенок и ребенок), так и двумя небольшими командами. Задача первого игрока (первой команды) — как можно дольше оставаться незамеченным (незамеченной), но при этом все же оставлять своему противнику метки — стрелки на асфальте с тем, чтобы обозначить направление своего движения для второго игрока (второй команды). После того как они встретятся, роли меняются.
Улицы волшебного города
Педагог предлагает участникам игры внимательно рассмотреть план улиц волшебного города (каждая из улиц имеет свой цвет и соответствующее ему название), с помощью стрелок зафиксировать, в каком направлении шел по ним Ежик, и затем рассказать всем игрокам о его передвижениях (рис. 84).
Рис. 84
Пространственный диктант
Детям предлагается на листе бумаги в соответствии с заданиями педагога выполнить раскладку геометрических фигур. После того как диктант будет завершен, правильность раскладки контролируется с помощью образца, который готовится заранее, либо с помощью пошагового повторения текста инструкции. Например:
■ в центр листа положить красный квадрат;
■ справа от красного квадрата положить синий квадрат;
■ сверху от синего квадрата положить красный треугольник;
■ снизу от красного квадрата положить зеленый треугольник и т.д.
Что получилось?
Участники игры по очереди предлагают друг другу выполнить ряд действий по расстановке букв, например:
■ выложить букву О;
■ справа от нее положить букву К;
■ слева от буквы О положить букву С. Какое слово получилось?
Победителями являются не только те игроки, которые правильно выполняли раскладку и первыми отгадывали слова, но и те, кто смог точно, правильно сформулировать задания для других.
На третьем этапе детям могут быть предложены наиболее сложные задания, к выполнению которых они тем не менее оказываются достаточно подготовленными всем предыдущим ходом работы:
Определение пространственных отношений предметов между собой; преобразование в расположении предметов относительно друг друга; выполнить рисунок (конструктивную поделку) по словесной инструкции или наглядно представленному обращу
Перестановки
В этом игровом заданий ведущий предлагает выполнить ряд перестановок хорошо знакомых предметов, каждый раз поощряя тех детей, которые первыми правильно их произведут, например:
■ расположить на столе карандаш около тетради;
■ между тетрадью и карандашом положить ручку;
■ положить карандаш на тетрадь;
■ положить ручку и карандаш под тетрадь и т.д.
Измени по образцу
Перед игрой взрослый готовит несколько карточек, которые различаются между собой расположением на них предметов (геометрических фигур, букв, цифр), а детям раздаются наборы тех же предметных картинок (геометрических фигур, букв, цифр). Игровое задание — в условиях краткосрочного предъявления проанализировать расположение элементов на карточке и воспроизвести их с помощью индивидуальных игровых наборов, например:
Рис. 85
Рисование по словесному описанию
Детям предлагается выполнить, например, следующие изображения:
■ клумбу, на левой стороне которой растут голубые цветы, а на правой — желтые;
■ блюдо, в центре которого лежат огурцы, а вокруг них — помидоры;
■ книжную полку, на которой справа стоят книги в красном переплете, слева — в синем, а в центре — в зеленом;
■ домик лесника, справа от которого располагаются три ели, а слева — две березки и т.д.
Строители
Для игры потребуется какой-либо строительный конструктор. Игровая задача — сделать точную копию постройки, выполненной ведущим (сначала в роли ведущего выступает взрослый, затем — один из детей). После того как все «строители» закончат возведение своих построек, выявляется победитель.
Вариант игры — образец предлагается не в виде готовой конструкции, а в виде чертежа, опираясь на который дети выполняют свои постройки.
Провести ориентировку на основе предложенного плана и др.
План города
Перед началом игры рисуется (выполняется в технике аппликации) план города с указанием названий улиц и номеров домов. Далее взрослый предлагает детям следующие игровые ситуации:
■ Во всех домах города живут дети, которые ходят в школу. Занятия в школе у всех начинаются в одно и то же время. Подумайте, из какого дома дети могут выходить в школу позже, чем из других?
■ Маша живет в доме № 5 на Цветочной улице, а ее подруга Наташа — в доме № 2 на Осенней улице. Расскажите, как можно пройти Маше в гости к Наташе? А как нужно Наташе идти в гости к Маше?
■ Сережа живет в доме № 4 на Осенней улице. Он вышел из своего дома, повернул направо и зашел во второй дом на четной стороне. Куда он пришел? И т.д.
Изложенная поэтапная схема развивающе-коррекционного воздействия поможет взрослым не только создать необходимую базу для формирования у детей полноценных навыков пространственной ориентации и на их основе — навыков чтения, письма, счета, но и сделать так, чтобы в конечном итоге сами пространственные представления и понятия способствовали дальнейшему росту их познавательных способностей и были включены в учебную деятельность, стали ее частью и опорой при усвоении других школьных знаний и умений.