Переменная часть зарплаты для незарабатывающих подразделений торговой компании
Переменная часть составляет от 10% от общей суммы денежного вознаграждения у секретаря до 50% у высшего управленческого персонала. В качестве экономического показателя, от изменения которого зависит переменная часть зарплаты, берется объем ежемесячной выручки компании от продажи товаров.
Причем при достижении плановых показателей по объему выручки коэффициент переменной части равен 1. При увеличении выручки этот коэффициент пропорционально растет, при уменьшении ¾ уменьшается. Таким образом денежное вознаграждение обслуживающего персонала компании поставлено в зависимость от эффективности работы компании, причем те сотрудники, которые по должности имеют большее влияние на конечный экономический эффект, сильнее зависят в свой зарплате от результативности деятельности всей компании. Таким образом, ключевые работники компании получают реальную возможность экономически разделять как успехи компании, так и ее неудачи.
Пример комплексного построения постоянной и переменной частей денежного вознаграждения приведен в таблице 3.
В данном примере:
· Применена 16-разрядная тарифная сетка.
· Для каждой должности имеется разрядная вилка, которая дает возможность сотрудникам расти в пределах одной должности.
· В качестве базовой выбрана ставка шестого тарифного разряда.
· Базовый оклад равен произведению базовой тарифной ставки на разрядный коэффициент.
· Базовая зарплата равна сумме базового оклада, надбавки за стаж работы и общую эффективность работы.
· Переменная часть заработной платы рассчитывается в процентах от базовой зарплаты.
· Для разных категорий персонала определен различный процент переменной части.
· Коэффициент переменной части взят за 1,0, потому что предприятие выполнило план по объему полученной выручки.
· В таблице вычисляется размер переменной части, которая равна произведению базовой зарплаты на процент переменной части и на коэффициент переменной части.
· Общее денежное вознаграждение равно сумме базовой зарплаты и переменной части.
Бенефиты или социальная составляющая
Компенсационного паета
Помимо прямого денежного вознаграждения существуют различные формы косвенных материальных компенсаций работникам, которые называются социальными льготами, или социальным пакетом компании. Социальные льготы, представляя собой дополнительные блага, получаемые работниками от предприятия, повышают их благосостояние и качество трудовой жизни. Часть социальных льгот предоставляются в законодательном порядке и обязательны для всех предприятий (оплачиваемые основные и дополнительные отпуска, оплата временной нетрудоспособности, льготы молодым сотрудникам и женщинам и т.д.). Часть социального пакета предоставляется предприятиями на основе добровольно взятых на себя обязательств по отношению к работникам.
Какие же цели преследует работодатель, предоставляя помимо основного денежного вознаграждения еще и определенный набор социальных льгот и выплат? Цели эти достаточно разнообразны и зависят от стратегии компании: привлечение и закрепление высокопрофессионального персонала, косвенное и прямое стимулирование производительного труда, создание благоприятного общественного мнения о компании (PR-цели), увеличение реального благосостояния собственных работников.
Основная тенденция в развитии компенсационных пакетов организаций заключается в относительном увеличении социальных льгот и выплат в общей системе вознаграждения. Развитая социальная политика предприятия указывает на то, что в стратегических целях организации присутствует не только максимизация предпринимательской прибыли, но и социальное обеспечение сотрудника, развитие его личности. И, как показывает опыт, такие организации оказываются наиболее эффективными, рыночно успешными.
Состав наиболее популярных среди работодателей льгот и наиболее успешные формы поощрения персонала были получены в результате исследования, проведенного в Санкт-Петербурге (см. диагр. 1 и 2).
Диаграмма 1
Состав льгот, которые наиболее часто используются
В российских компаниях
Используемые компаниями формы поощрения можно разделить на несколько групп. Первая: ценные подарки ¾ в 64 компаниях, моральные поощрения (благодарности, почетные грамоты и т.п.) ¾ в 58 компаниях, отгулы и дополнительные отпуска ¾ в 40 компаниях. Вторая группа менее распространена: здесь и внесение имени сотрудника в анналы истории компании, и вывешивание портрета наиболее отличившихся на доску почета, и награждение памятными значками ¾ в 11 компаниях. Третья группа выглядит несколько экзотично ¾ 6 компаний в качестве поощрений берут у сотрудников в долг под проценты, 3 ¾ предлагают сотрудникам участие в прибыли, а 2 компании даже продают сотрудникам акции. Спектр форм поощрения широк, так как зависит только от фантазии управляющих. Широк и разброс мнений респондентов об эффективности их стимулирующего воздействия и затратности.
Диаграмма 2