Категории персонала и должностей
Категория персонала | Должности | Разряды |
Руководство (топ-менеджеры) | Генеральный директор | 15-16 |
Коммерческий директор | 15-16 | |
Заместители | Финансовый директор | 12-14 |
Зам. по производству | 12-14 | |
Зам. по персоналу | 12-14 | |
Зам. по продажам | 12-14 | |
Средний управленческий Персонал | Начальники отделов | 10-12 |
Главный бухгалтер | 10-12 | |
Зам. начальников отделов | 9-11 | |
Специалисты | Юрист | 8-10 |
Художник-модельер | 8-10 | |
Специалист по рекламе | 8-10 | |
Специалист по маркетингу | 8-10 | |
Бухгалтер | 7-10 | |
Экономист | 8-10 | |
Программист | 8-10 | |
Менеджеры | Ведущий менеджер | 8-9 |
Старший менеджер | 7-8 | |
Менеджер | 6-7 | |
Офис-менеджер | 6-8 | |
Младший персонал | Помощник менеджера | 3-5 |
Оператор | 3-5 | |
Обслуживающий персонал | Водитель-экспедитор | 4-6 |
Базовый оклад
Для каждого разряда устанавливается свой разрядный коэффициент (см. табл. 3). Разрядный коэффициент необходим для определения базового оклада, который получается путем умножения тарифной ставки на разрядный коэффициент. В качестве базовой тарифной ставки можно выбрать разрядный коэффициент флагман-профессии на данном предприятии. Если это торговая компания, то основная профессия ¾ это менеджер по продажам. Тогда можно присвоить менеджеру по продажам 8-9-10 разряды и определить 9-му разряду коэффициент, равный единице. Далее определяем базовую тарифную ставку 9-го разряда, например, в 2000 рублей. Теперь базовый оклад по каждому разряду определяется путем умножения базовой тарифной ставки на разрядный коэффициент.
Таблица 3
Пример 16-разрядной тарифной сетки с разрядными
коэффициентами и расчетом базового оклада
Для каждого тарифного разряда
Тарифный разряд | Разрядный коэффициент | Базовый оклад (в рублях) |
6,5 | ||
1,6 | ||
1,3 | ||
0,9 | ||
0,8 | ||
0,7 | ||
0,6 | ||
0,25 | ||
Базовый тариф |
Разрядные коэффициенты должны быть подобраны таким образом, чтобы новая тарифная система не ухудшала положения работника, т.е. получаемое денежное вознаграждение по новой системе не было меньше по сравнению с предыдущей. В противном случае внедрение новых правил денежного вознаграждения может столкнуться с сильным противодействием со стороны работников.
Система надбавок
Для учета индивидуальных особенностей работников и придания определенной гибкости и управляемости компенсационной системе можно использовать надбавки к окладу. Надбавки определяются в процентах к базовому окладу и могут начисляться за стаж работы на фирме, за знание и использование в работе иностранного языка, за руководство другими сотрудниками, за общую эффективность в работе и т.д. Надбавки могут быть постоянными и временными (на 3¾ 6 месяцев).
Таким образом, (базовый оклад) + (надбавки) составляют базовую заработную плату.
Переменная часть
Переменная часть денежного вознаграждения должна зависеть от эффективности работы предприятия, эффективности работы подразделения и результативности (вклада в корпоративную эффективность) сотрудника. Для моделирования переменной части необходимо решить два вопроса: первое ¾ каков будет механизм зависимости переменной части зарплаты от экономической эффективности деятельности предприятия (подразделения, работника) и второе ¾ какие показатели эффективности необходимо взять за основу расчетов.
Механизм зависимости переменной части может быть различным для разных категорий персонала. Для основного персонала торговой компании это может быть механизм комиссионных процентов от объема личных продаж.
Например, определение денежного вознаграждения для менеджеров по продажам (менеджерам коммерческого отдела):
Постоянная часть заработной платы определяется по тарификационной системе с учетом тарифного разряда менеджера по продажам. Переменная часть должна составлять не менее 60 процентов от всего денежного вознаграждения и рассчитываться в процентах от ежемесячного объема выручки, полученной конкретным менеджером. Процент комиссионных ¾ прогрессивный, он увеличивается при увеличении ежемесячного объема выручки и составляет от 0,9 до 3% от объема продаж. Комиссионные проценты начисляются с выручки, которая поступила в текущем месяце на банковский счет предприятия. Для стимулирования ритмичного поступления денег на счет предприятия вводятся поправочные коэффициенты, увеличивающие или уменьшающие комиссионное вознаграждение в зависимости от времени поступления денег с каждой проданной партии и от выполнения условий договоров (с предоплатой или с отсрочкой платежа). Разница в комиссионных по каждой конкретной сделке может составлять до 50 процентов. Это побуждает менеджеров заключать договора с предоплатой и строго отслеживать сроки оплаты поставленного товара, При такой системе менеджеры заинтересованы в увеличении объемов продаж, имеется также заинтересованность в быстром поступлении денег от продаж на счета предприятия, кроме того, у менеджеров имеется гарантированный минимум оплаты в том случае, если по тем или иным причинам происходит спад в продажах.