Что влияет на принятие решений?
Это внутренние и внешние факторы по отношению к принимающему решение.
По оценкам Е. Моргунова (2000), менеджер в современном бизнесе находится под давлением следующих факторов:
«· усиление конкуренции;
· ограниченность времени;
· информационные потоки;
· увеличение цены ошибки;
· увеличение уровня неопределенности;
· изменение рынка;
· изменяющиеся потребности и ожидания потребителя;
· усложнение структуры бизнеса;
· усложнение операционной среды» (Моргунов Е.Б., 2000, с. 58).
Это внешние факторы, которые влияют на принятие решений менеджером. И, как правило, в организациях работает много людей с разными характерами, навыками, знаниями (это внутренние факторы). Люди влияют друг на друга, начиная от обмена мнениями по какой-либо проблеме и заканчивая прямым воздействием, которое осуществляется в силу должностных обязанностей руководителей разного ранга. Таким образом складывается совокупный эффект воздействий на каждого работника организации. Герберт Саймон с соавторами по этому поводу считает: «Выбор, который индивидуум совершит в той или иной ситуации, складывается из (1) его навыков, знаний, характера и особенностей личности в том виде, в каком они были сформированы всем предшествующим жизненным опытом, и (2) из конкретных воздействий, которым он подвергается в момент принятия решения. В большинстве случаев первое гораздо более важно для определения его поведения, чем второе» (Саймон Г.А, 1995, с. 54).
Далее при описании того, что еще влияет на принятие решения, я буду пользоваться работой А.И. Кочетковой (1999).
«На условия выбора влияет новизна рассматриваемой проблемы. Если одна и та же проблема встречается часто, то у руководителя вырабатываются типовые методы ее решения... Но существуют уникальные решения, когда каждый раз выбор предстает в совершенно ином виде. Это могут быть новые для руководителя объекты выбора (варианты уникальных проектов), либо выбор осуществляется каждый раз в новых условиях (разработка перспективных планов)» (Там же, с. 100). Естественно, такой выбор наиболее труден, поскольку требует тщательной предварительной оценки альтернатив, необходимости предусмотреть возможные последствия решения.
По мнению Кочетковой, за последнее время возросла сложность проблем выбора и многие традиционные способы их решения ¾ малопригодны. Проблема заключается в том, что, как правило, учитываются лишь количественные показатели принимаемых решений, а «многие качественные показатели (требования к квалификации исполнителей работ, урон окружающей среде, возможное влияние на климат и природу и т.д.) просто остаются без внимания. Следствием всего этого является однобокий характер принимаемых решений, что приводит к нежелательным последствиям... В результате таких решений остается неиспользованным закупаемое уникальное оборудование, построенные заводы сразу же нуждаются в реконструкции, разрабатываемые планы не соответствуют официально утвержденным направлениям деятельности и т.д.» (Там же, с. 102).
Кочеткова считает, что причина заключается в неприспособленности некоторых организационных систем эффективно решать многие задачи уникального выбора. Например, бывает, что комиссии и советы работают формально, а выносимые ими рекомендации выражают мнение одного-двух авторитетных членов комиссии. Иногда эксперты заинтересованы в выборе определенных альтернатив. Часто полноценный анализ альтернатив требует больших временных затрат, а сотрудники заняты еще и оперативной работой. Кроме того, они не всегда в достаточной мере подготовлены для выполнения соответствующей аналитической работы.
«Итак, возросшая сложность проблем выбора требует использования специалистов-профессионалов по анализу вариантов принимаемых решений, разработки и практического использования специальных методов анализа и сравнения сложных альтернатив. Это должны быть сами руководители, системные аналитики или специально подготовленные сотрудники» (Там же, с. 102).
Как было отмечено выше, принятие решений ¾ процесс психологический, поэтому необходимо учитывать следующее:
1. Человеческое поведение не всегда логично, иногда им управляют чувства.
2. В мозг человека поступает очень много информации, и сознание не успевает полностью обработать ее для принятия решения. Мелкие детали информации, минуя сознание, сразу попадают в подсознание, где складывается полная картина ситуации и практически мгновенно выбирается решение проблемы (которое действительно может оказаться правильным). Мы называем это интуицией.
«Чисто интуитивные решения ¾ это выбор, сделанный только на основе ощущения или знания того, что он правильный» (Там же, с. 110).
3. При интуитивном решении проблемы отсутствует собственно выбор альтернатив, следовательно, нет морального и психологического давления на человека (и так далее см. там же, с. 110).
Складывается впечатление, что процитированный автор ¾ большая поклонница интуитивного метода решения проблем. Не споря с ней, хочу лишь отметить, что, на мой взгляд, полагаться только на интуицию было бы ошибкой (ее допускают некоторые руководители), поскольку это может увести от детального анализа ситуации именно на сознательном уровне, что, как я думаю, является первым этапом принятия решения. Здесь все «раскладывается по полочкам», возникают новые варианты решения. И если на этом этапе решение «заходит в тупик», можно «включить» свою интуицию. Считаю, что если человек обладает возможностью использовать не только свое сознание (т.е. способность аналитически мыслить), но и подсознание (интуицию), то скорее всего это нужно применять в комплексе для решения проблем и принятия решений.