Сопоставление двух совокупностей предметов.
Первоначально на основе сопоставления двух групп предметов детей знакомят с количественными отношениями: равенство—неравенство.
Малышей учат с каждым предметом одной группы соотносить только один предмет другой группы и таким путем выяснять, в какой из сравниваемых групп предметов больше, в какой меньше или их поровну в обеих группах.
Сопоставление двух совокупностей предметов помогает детям осознать смысл выражений «столько же, сколько», «поровну», «больше», «меньше». Сначала их обучают самому простому приему практического сопоставления — наложению предметов на рисунки карточки-образца. Это помогает научить малышей выделять каждый элемент множества и видеть его границы.
Для упражнений используются карточки, на которых рисунки предметов (листочков, грибочков и т. п.) расположены в ряд с равными интервалами. Важно накапливать у детей опыт восприятия разных по численности множеств, поэтому на карточках должно быть изображено от 3 до 5 предметов. На этих занятиях каждый ребенок работает с двумя карточками, поочередно накладывая па каждую из них 1—2 вида игрушек. Игрушки дают малышу в индивидуальной коробочке (или на тарелочке). Количество игрушек должно быть большим, чем потребуется ребенку. Например, если на карточке изображено 4 грибочка, то в коробочку их кладут не менее 6—7 шт.
Дети должны научиться накладывать на карточку столько же предметов, сколько нарисовано.
В первой части занятия педагог демонстрирует способы действия на наборном полотне. Показ сопровождается четкими пояснениями. Малышам трудно сразу воспринять смысл и все детали сложного действия. Поэтому показ расчленяют на две части. Сначала воспитатель показывает и разъясняет, что значит взять «столько, сколько», и предупреждает детей о том, что могут остаться лишние предметы, их не надо брать, если все рисунки уже закрыты («спрятаны»).
Повторяя показ, воспитатель обращает внимание малышей на то, что предметы надо брать правой рукой и накладывать по порядку в направлении слева направо, каждый предмет помещать точно на картинку, а в промежутки между картинками ничего класть не нужно (окошечки свободные).
Примечание. Привычка действовать правой рукой в направлении слева направо поможет детям в дальнейшем овладеть навыком письма.
Во второй части занятия дети работают с раздаточным материалом. Важно с самого начала обеспечить формирование правильных навыков наложения. Удовлетворив естественное желание малышей потрогать и рассмотреть игрушки, педагог предлагает им положить перед собой карточку, поднять левую, а после правую руку, пальчиком левой руки придержать край карточки, а пальчиком правой провести слева направо. («Показать, как надо класть игрушки».)
На первых занятиях приходится неоднократно напоминать детям, что брать игрушки надо правой рукой и раскладывать их в направлении слева направо. В процессе работы воспитатель спрашивает то одного, то другого ребенка о том, что он делает, как берет игрушки. Называние способа действия помогает детям лучше его осознать. «Катя, сколько ты положила желтых листиков?» — спрашивает педагог ребенка, выполнившего задание. Ребенок обычно отвечает: «Много листиков».— «Правильно, ты положила столько желтых листиков, сколько зеленых. Повтори.». Ребенок вслед за воспитателем повторяет предложение.
Дети постепенно усваивают смысл выражения «столько, сколько» и начинают сами его употреблять.
Следует учесть: если рисунки предметов на карточке накрыты предметными картинками или игрушками, малыши не имеют наглядной опоры для сравнения. Поэтому надо соблюдать осторожность и не допускать формального заучивания выражения "столько, сколько". Основное внимание уделяется овладению детьми самим способом наложения. Полезно предлагать ребенку, чтобы он сказал, как положил игрушки или картинки.
На втором занятии дети действуют по словесной инструкции. Рекомендуется вначале использовать одну из разновидностей игрушек, с которыми они работали на первом занятии, а после заменить игрушки.
Обучение приему наложения занимает 2—3 занятия, после чего детей начинают учить соотносить элементы одного множества с элементами другого путем приложения.
Дидактическим материалом служат карточки с двумя полосками, на одной из которых изображены предметы или геометрические фигуры (3—5 шт.) на одинаковом расстоянии друг от друга. Другая полоска свободная. Ширина полосок не должна превышать 3—4 см (ширина всей карточки 6—8 см).
В качестве раздаточного материала используют плоскостные цветные изображения предметов (елочек, грибов, мячей и т. п.), объемные мелкие игрушки и модели геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).
Некоторых малышей затрудняет ориентировка в пространственном расположении рисунков на карточке. Они как бы не видят интервалов между ними. Для таких детей целесообразно карточку разбить на клетки. Каждый рисунок предмета окажется в отдельной клетке, а под ним будет клетка без рисунка. Можно давать также карточки, на которых от каждого рисунка верхней полоски проведена стрелочка к нижней полоске. Стрелочки помогут малышу соотнести предметы с рисунками карточки (см. рис. выше).
Когда дети пользовались приемом наложения, им приходилось просто различать и закрывать рисунки предметов. Теперь задание усложняется: надо прикладывать предметы точно под картинками, строго учитывать интервалы между ними (т. е. их пространственное расположение).
Перед тем как познакомить детей со способом приложения, им предлагают наложить игрушки (картинки) на рисунки карточек. Это позволяет связать новый способ действия с ранее усвоенным. Можно предложить одному ребенку выполнить задание на наборном полотне. Малыши сопоставляют свои результаты с теми, что отражены на наборном полотне.
Выяснив, что дети наложили столько предметов, сколько нарисовано, педагог демонстрирует новый способ. Он снимает предметные картинки одну за другой и помещает их на нижнюю полоску,
обращая внимание малышей на то, что каждый предмет прикладывается точно к рисунку предмета на верхней полоске. («Положу желтый грибочек точно под красным и еще грибочек под грибочком, один под другим...», между ними остаются одинаковые расстояния — окошечки.)
В заключение выясняется, что на нижней полоске предметов столько же, сколько на верхней. Педагог проводит рукой вдоль рядов предметов, поочередно указывая на предметы верхней и нижней полосок, как бы наглядно представляя процесс соотнесения их один к одному.
Повторяя показ, малышам напоминают, что предметы надо брать правой рукой и раскладывать в направлении слева направо, точно один под другим. Когда дети переложат предметы с верхней полоски на нижнюю, им дают задание сразу положить на нижнюю полоску столько предметов (но уже других), сколько на верхней. Затем предлагается проверить, столько ли у них предметов на нижней полоске, сколько на верхней. Для этого надо наложить предметы на картинки. Педагог предупреждает, что, если кто-то ошибся, у него останутся лишние предметы, их некуда будет класть. Так устанавливается связь между приемами наложения и приложения.
Данной работе отводят 3—4 занятия. Вначале на них используются карточки с рисунками предметов, а позднее геометрические фигуры. Если на первых 2—3 занятиях все дети одновременно работают с одинаковыми карточками и раздаточным материалом, то в дальнейшем им можно давать карточки с рисунками разных предметов или геометрических фигур.
Смена материала служит обобщению знаний. Дети видят: разных игрушек можно взять равное количество («столько, сколько...»).
Большое внимание продолжают уделять формированию правильных навыков. Педагог следит, как дети прикладывают предметы, и не только указывает на ошибки, но и разъясняет их причины. («Взял больше, чем надо, раскладывал не точно одинпод другим, не оставлял окошечек или окошечки получились разные, не видно, поровну ли...»)
Как и при обучении приему наложения, в ходе работы детям предлагают пояснять свои действия. («Что ты делаешь? Как прикладываешь кружки?» И др.) После выполнения задания их просят сказать, что и как они делали, сколько предметов приложили. («Я положил столько грибочков, сколько у меня елочек. Я под каждой елочкой положил грибок».)
Сопровождение действия пояснением и описание его результата — непременное условие осознания детьми как самого
1. Ошибки, которые дети допускают при использовании приема приложении, детально проанализированы А. М. Леушиной в книге «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (М., 1974, с. 175).
способа действия, так и количественных отношений, которые устанавливаются с помощью этого действия.
Для обозначения равенства количества предметов они учатся пользоваться выражением «столько, сколько...». Примерно после второго занятия педагог начинает употреблять слово «поровну». Малыши постепенно усваивают оба этих выражения.
Установление отношений «больше», «меньше», «поровну». Овладев способами наложения и приложения, дети получают возможность устанавливать равенство и неравенство численностей множеств.
Раскрыть смысл отношений «поровну» («столько, сколько...»), «больше», «меньше» позволяют разнообразные задания на сопоставление двух совокупностей предметов. Соотнося предметы один к одному путем наложения или приложения, дети выясняют, поровну ли их, каких предметов больше (меньше). Например: «Поровну ли у нас ведерок и совочков? Меньше (больше) синих или красных кружков? Хватит ли куклам стульев? Белочкам орехов?» И т. д.
Сопоставляются совокупности, состоящие из 2—5 предметов,
так как важно накапливать у детей опыт восприятия групп,
разных по количественному составу.
Чередуются упражнения в сравнении групп, содержащих равное и неравное количество предметов, причем сопоставляются группы, в одной из которых только на один предмет больше (меньше), чем в другой (2 и 3; 3 и 3; 3 и 4; 4 и 4; 4 и 5 и т.д.). Это способствует развитию умения тонко различать количественные соотношения.
Постоянно подчеркивается: чтобы узнать, поровну ли предметов, каких предметов больше (меньше), надо наложить одни предметы на другие или приложить предметы один к другому, составить пары.
Большое внимание продолжают уделять формированию навыков наложения и приложения. Детей учат брать предметы правой рукой, располагать в ряд, действуя при этом в направлении слева направо, точно соотносить предмет к предмету, строго учитывать интервалы между ними.
С самого начала отношения «больше», «меньше», «поровну» выясняются в связи друг с другом. Проводя опрос, педагог побуждает малышей указывать, каких предметов больше и каких меньше, называть предметы обеих групп, отвечать примерно так: «Красных кружков больше, чем синих», «Синих кружков меньше, чем красных», «Красных кружков столько, сколько синих».
Когда впервые сопоставляются совокупности, в одной из которых на 1 предмет больше, чем в другой, на вопросы поровну ли? и каких больше многие малыши отвечают: « Поровну ». Это объясняется тем, что на предшествующих занятиях сопоставлялись только равные по количеству предметов
Хватит ли куклам стульев?
совокупности; ранее усвоенные представлении влияют на восприятие ноной ситуации. Образовался стереотип: на вопросы с к о л ь к о? п о р о в н у л и? следуют ответы: «Поровну», «Столько, сколько...»
Обращаясь к малышам с вопросом, каких предметов больше (меньше), педагог помогает им соотнести предметы обеих групп один к одному. Он по порядку указывает (рукой) на предметы, расположенные парами, задерживается на лишнем предмете и поясняет, например: «Один зайчик лишний, значит, их больше, чем белочек. Одной белочки не хватает, значит, их меньше, чем зайчиков»,
Самим малышам предлагают показать, где лишний предмет или где его не хватает.
Для упражнений подбираются предметы, отличающиеся качественными признаками, например длинные и короткие ленточки (палочки), высокие и низкие пирамидки, а также модели геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники разных цветов и размеров,
Дети сопоставляют и группируют предметы по цвету, форме или размеру, сравнивают количество предметов, попавших в разные группы. Они называют как признаки, общие для всех предметов совокупности, так и признаки, общие только для части ее предметов. Разделив группу на части, дети устанавливают количественные соотношения между ними: «Много кружков, есть большие кружки и маленькие. Больших кружков меньше, а маленьких больше».
Воспитатель постоянно изменяет количественные соотношения между одними и теми же предметами. Например, синих квадратов может быть и больше, и меньше, и столько же, сколько красных.
Изменяют и пространственное размещение совокупностей. Так, большее количество предметов размещается то в верхнем, то в нижнем ряду наборного полотна, соответственно то на верхней, то на нижней полоске детской карточки.
На первых двух занятиях дети называют только качественные признаки предметов. («Синих кубиков больше, а желтых меньше».)
В дальнейшем им предлагают указывать, где (на какой полоске) больше или меньше предметов. Для того чтобы сосредоточить внимание малышей на том, где сколько предметов расположено, сначала сопоставляют однородные предметы. («На верхней полоске квадратов меньше, чем на нижней».) Позднее берутся предметы, имеющие признаки различия. Детей учат называть как качественные признаки предметов, так и место их расположения. («Больших квадратов на верхней полоске больше, а маленьких квадратов на нижней полоске меньше».)
Малыши видят, что может быть больше, меньше и поровну предметов разного рода, больших и маленьких, расположенных вверху и внизу. На этой основе они в дальнейшем поймут, что количество не зависит от расположения предметов, их размеров и других предметных свойств. Ребенок получает первые навыки обобщении и абстрагирования.
Детей учат не только следить за изменением количественных соотношений между предметами, но и производить такие изменения. («Хватит ли всем флажков? Сколько надо принести еще флажков?» — «Один».— «Сделай так, чтобы совочков оказалось больше (меньше, столько, сколько), чем ведерок». И т. п.)
Важно научить детей применять усвоенные способы действий. Этому способствуют игровые упражнения: «Приготовим куклам одежду для прогулки», «Угостим мишек чаем» и т. п.
Дети подбирают к одним предметам (куклам, мишкам) столько же других предметов (блюдец, чашек, ложек и др.).
Для того чтобы дети действовали осознанно, создаются такие ситуации, где тех или иных предметов оказывается та поровну, то больше, то меньше на 1, чем требуется для установления равномощности совокупностей.
Полезно вне занятий давать малышам поручения типа: «Принеси столько ложек, сколько детей за столом», «Принеси карандаши для всех детей и дай каждому по одному карандашу», «Хватило ли детям карандашей?», «Сколько ты принес карандашей?» («Столько, сколько за столом детей».) Если ребенок ошибся, то ему предлагают добавить недостающий предмет или убрать лишний.
Сопоставление численностей множеств, воспринимаемых разными анализаторами. Большое значение в этот период придается упражнениям в сопоставлении численностей множеств, воспринятых при активном участии разных анализаторов. Е. И. Тихеева писала: «Мы знаем, что каждое вновь приобретенное ребенком сенсорное представление тем более ярко и точно, чем большее число анализаторов в этомприобретении участвовало. А поэтому, руководя процессом усвоения числовых представлений ребенка, мы должны по возможности привлекать к работе все его органы чувств — зрение, слух, осязание, моторно-мышечное чувство в первую очередь» 1.
Сопоставление численностей, множеств, воспринятых при активном участии разных анализаторов, обеспечивает образование межанализаторных связей, следовательно, способствует обобщению количественных представлений.
Детям предлагают, например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек, притопнуть ногой столько раз, сколько собачек.
Не умея считать, малыши воспроизводят множество звуков на основе только чувственного восприятия: они хлопают в ладоши, или поднимают руку, пли стучат молоточком столько же раз, сколько постучал воспитатель.
Вначале воспитатель извлекает только один звук, а когда дети поймут смысл задания, им предлагают воспроизвести от 1 до 3 звуков. Педагог стучит ритмично, четко отделяя один звук от другого. Если дети затрудняются выделить отдельные звуки, то, извлекая их, педагог произносит: «Один, еще один, еще одни».
Более трудными являются задания: отложить на каждый звук одну игрушку пли показать карточку, на которой нарисовано столько же игрушек (кружков), сколько раз ударил молоточек, и т. и. Педагог показывает, как надо при каждом звуке откладывать игрушку или указывать на очередной предмет в
1 См.: Тихеева Е. И. Счет в жизни маленьких детей. М.—Л., 1931, е. 5.
ряду. Например, он объясняет: «Внимательно слушайте. Как только ударит молоточек, поставьте пальчик на кружок, вот так. Еще раз ударит молоточек, переставьте пальчик на следующий кружок. У кого на карточке нарисовано столько кружков, сколько раз ударит молоточек, тот поднимет карточку».
Сначала всем детям даются карточки с одинаковым количеством рисунков предметов, а в дальнейшем они одновременно работают с разными карточками, на которых может быть изображено от 1 до 3 кружков или предметов.
Постепенно дети научаются попарно сопоставлять элементы множеств, воспринимаемых разными анализаторами.
В результате такой работы они овладевают способами практического сопоставления элементов двух сравниваемых множеств один к одному и убеждаются, что численности множеств могут быть равными и неравными. Одних предметов может быть и больше, и меньше, и столько же, сколько других.
У детей возникает потребность точно обозначить эти различия. Они начинают употреблять отдельные слова — числительные — и становятся готовыми к усвоению счета. Считать их будут учить уже в средней группе.
ВЕЛИЧИНА
Обучение сравнению размера предметов. Трехлетние малыши самостоятельно не выделяют в предметах их отдельные свойства. Все различия вещей по размерам они характеризуют словами большой и маленький, т. е. словами, которые используются для обозначения соотношений вещей по объему в целом. Дети не пользуются словами, позволяющими дать точную характеристику различия предметов по одному из признаков. Поэтому необходимо научить малышей сравнивать предметы, отличающиеся только по одному признаку (или по длине, или по ширине, или по высоте), и пользоваться точными словами для обозначения соотношений предметов по размерам: длиннее, короче, одинаковые (равные) по длине; выше, ниже, одинаковые (равные) по высоте; шире, уже, одинаковые (равные) по ширине; толще, тоньше, одинаковые (равные) по толщине.
Сравнении) каждого вида размеров (длины, ширины, высоты) отводится 3- 4 занятия.
При первичном выделении того или иного признака сопоставляются предметы, отличающиеся только данным признаком. Например, для того чтобы дать детям понятия «длиннее — короче», подбираются вещи одинакового цвета, равные по ширине и толщине, отличающиеся одна от другой только длиной. В противном случае нельзя быть уверенным в том, что малыши свяжут новые для них слова с соответствующими свойствами предметов.
тов, их помещают основанием к детям (первоначально сравнивается толщина округлых предметов). Обращаясь к детям, педагог точно формулирует вопросы и пользуется словами: размер, длина, ширина и др.
Выделить отдельные измерения помогает жест рукой. Спрашивая детей о том, какой предмет длиннее (короче), педагог одновременно проводит рукой вдоль предмета (слева направо). Сравнивая ширину, он проводит рукой поперек предмета (по ширине), а при сравнении высоты — снизу вверх, от основания до верхнего края предмета.
Показ производится широким жестом, повторяется 2—3 раза, чтобы дети данный признак не соотнесли с какой-либо линией на предмете или с одним из краев предмета.
Толщина сравнивается путем обхвата округлых предметов пальцами обеих рук или одной руки. Подражая педагогу, дети Производят соответствующие действия.
Выделению данных признаков способствует создание игровых ситуаций, в которых успех того или иного действия связан со степенью выраженности данного признака и требует его учета. Например, воспитатель предлагает ребенку прокатить машину по широкому и узкому мостику и задает вопросы: «Почему по одному мостину машина проехала, а по другому нет? В какие ворота машина пройдет, а в какие нет? Почему?»
Большое значение придается обучению детей способам сравнения размеров: приложению или наложению.
Вначале дети учатся пользоваться способом приложения, так как сопоставляются одноцветные предметы и при наложении они сливаются.
Воспитатель показывает, как правильно пользоваться данными способами. Сравнивая длину, вещи кладут рядом и подравнивают их концы с одной стороны (лучше с левой); пользуясь наложением, совмещают также верхние и нижние их края. Если конец предмета выступает, можно сказать, что этот
предмет длиннее. Если ни один конец не выступает, то предметы равные (одинаковые) по длине.
При сравнении вещей по ширине совмещают (подравнивают) верхние или нижние их края; сравнивая высоту, предметы ставят рядом на одну плоскость.
Выделенный признак обозначается точным словом. «Какая ленточка длиннее (шире)? Какая ленточка короче (уже)?» — спрашивает воспитатель, побуждая детей к употреблению слов: длиннее — короче, шире — уже и др., обозначающих сравнительную величину предметов. Он дает им образец ответа, например: «Красная ленточка шире зеленой, а зеленая уже красной». Так постепенно приучают малышей называть оба сравниваемых предмета.
Если ребенок вместо точных слов длиннее (короче), шире (уже) и др. употребляет слова больше, меньше, педагог его поправляет: «Правильно, больше по длине (по ширине), длиннее (шире)». Или: «Правильно, меньше по длине (по ширине), короче (уже)».
Отношения «длиннее—короче», «шире—уже» всегда рассматриваются в связи друг с другом, например: «Синий шарфик уже красного, а красный шарфик шире синего».
С самого начала тщательно отрабатываются навыки наложения и приложения. Для того чтобы дети действовали осознанно, педагог задает им вопросы: «Что надо сделать, чтобы узнать? Что ты делаешь? Как прикладываешь?»
Для закрепления знаний используются разнообразные упражнения. Например, детям предлагают посмотреть, какая полоска короче (уже), и поставить на нее одну уточку, а после посмотреть, какая полоска длиннее (шире), и поставить на нее много уточек. Если вначале им дают одноцветные предметы, то в дальнейшем, по мере усвоения знаний можно предлагать предметы разного цвета. Теперь, сравнивая размеры предметов, детям приходится отвлекаться от других их признаков. Этим достигается элементарное обобщение знаний.
Сопоставление предметов контрастных размеров позволяет научить детей более расчленение воспринимать размеры предметов и давать им соответствующие определения («длиннее—короче», «выше ниже» и др.).
Появляется возможность познакомить детей с равенством предметов по длине, ширине, высоте и научить их пользоваться выражениями: «одинаковые (равные) по длине», «равные по ширине» п т. д.
Проводят игры типа «Найди ленточку (карандаш) такой же ширины (длины)». (Выбор из 2—4 пар.)
Подбирая вещи, дети должны точно указывать признак, по которому можно судить о равенстве. Если ребенок, например, говорит: «Ленточки одинаковые», то педагог уточняет ответ: «Да, они одинаковой длины (ширины). Видишь, они разного цвета: одна красная, а другая синяя, но они одинаковые (равные) по длине».
В младшей группе вне занятий целесообразны игры с раз- личными дидактическими игрушками: башенками, состоящими из 6—5 колец и шаров, с разборными игрушками (шариками, бочонками, чашечками, цилиндрическими коробками, матрешками). Сначала малышам дают игрушки, состоящие из 5- 4
предметов, а позднее - из 5—6. Ценно, что с этими игрушка-ми малыши могут действовать разнообразно: подбирать крышки, строить ряд по убывающим или возрастающим размерам, вставлять друг в друга. Педагог играет с детьми в игры: «Собери игрушки», «Соберем из колец башенку», «Что там?»1. Эти игры основываются на принципе парности. Поэтому важно иметь парные игрушки.
Благоприятные условия для упражнений детей в сравнении предметов по длине, ширине и высоте создаются в играх со строительным материалом. Дети выкладывают длинные и короткие дорожки, строят высокий и низкий заборчик (ворота, домики), делают широкий и узкий диван (кресло) и др.
Полезно организовывать работу парами, когда два ребенка работают одновременно, но одни из них, например, делает длинную кроватку для большой куклы, а другой — короткую для маленькой.
Умение сравнивать размеры предметов закрепляется не только и играх, но и в других видах детской деятельности. Например, рассматривая вместе с малышами предметы, которые они будут рисовать или лепить, а также подбирая подходящие вещи для работы, например для починки книг, коробок., педагог учит детей устанавливать размеры. («Эта полоска длиннее, чем надо, а эта - короче, Нот эта подойдет для подклейки книги».)
Можно поиграть с детьми («Чьи пальцы длиннее?», «Чья ладошка шире?»), а также предложить вопросы: «Какое дерево. выше: береза или рябина? Какой дом выше (ниже)? У какого дома окна шире (уже)?»
Так малышам показывают, что окружающие их предметы имеют разную длину, ширину, высоту.
ФОРМА
Первые сведения о геометрических фигурах дети получают в играх. В начале учебного года в группу вносят набор шаров, строительные материалы, геометрическую мозаику и др.
Играя с детьми, педагог с самого начала употребляет правильные названия геометрических фигур, но не стремится к тому, чтобы дети их запоминали.
1 См.; Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М,, Учпедгиз, 1955, с. 68-69, 74 - 75 или сб.: Батурина Е. Г. и Сорокина А. И. Игры с правилами вдетском саду. М., «Просвещение», 1970, с. 22, 30—3
В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления о разнообразных формах. В группах раннего возраста детей учили различать шар и куб. Однако некоторые дети приходят во вторую младшую группу впервые, поэтому целесообразно начать работу со знакомства с этими фигурами.
Занимаясь с подгруппой малышей, педагог показывает и называет шар и производит разнообразные действия с ним: катает его по столу, между ладонями, перекатывает из руки в руку. В процессе действий он приговаривает: «Шар катится. Я перекатила шар из руки в руку». Каждому ребенку предлагает взять шар и производить с ним такие же действия. Затем выясняет, какого цвета шар у каждого из малышей, катится ли он, и заключает: «У Коли красный шар, он катится. У Нины — синий, он катится, у Сережи— зеленый, он тоже катится. Все шары катятся».
Обобщению знании о форме шара служит сопоставление шаров разных размеров. Педагог рассаживает детей в круг, показывает большой и маленький шары разного цвета и спрашивает: «Что это? Какого цвета шары? Какой шар больше? Какой меньше?» Одному ребенку он дает маленький шар, а другому — большой. Детям предлагается передавать шары друг другу по кругу. Сначала большой шар догоняет маленький, потом маленький шар догоняет большой.
Аналогичным образом детей знакомят с кубом. Но так как у них уже имеется опыт обследования формы предметов, то им сразу предъявляют модели кубов разных размеров. Педагог сначала показывает и называет куб. А затем, предъявляя два куба контрастных размеров, спрашивает: «Что это? Какого цвета кубы? Какой куб больше (меньше)?» Дети ощупывают куб, обводят пальчиком его грани, обхватывают руками, пробуют катить и убеждаются в его устойчивости. Они ставят маленький куб на большой, выбирают кубы из других предметов, делают из них простейшие постройки и т. п.
Организация зрительного и осязательно-двигательного восприятия формы, использование разнообразных действий, выявляющих ее свойства, называние фигур, их свойств и способов движения позволяют уточнить представления детей о фигурах.
Далее проводятся упражнения на сопоставление и группировку моделей этих фигур.
Малышам предлагают подобрать пары или выбрать несколько шаров или кубов по образцу: «Покажи куб (шар)» (среди 3—4 фигур). «Найди шар (куб) такого цвета (размера)». Шары и кубы в этом случае различаются цветом или размером. «Отбери все большие кубы (шары)». (Кубики и шарики разных цветов и двух контрастных размеров.) Выполнив задание, ребенок называет признаки, общие для пары или группы предметов. («Все кубы большие».)
Различение кубов и шаров теперь входит в упражнения на уравнивание предметов по заданным признакам (подбор пар, составление групп), т. е. тесно увязывается с работой по формированию представлений о множестве (см. с. 14).
Для развития навыков обследования формы и накопления соответствующих представлений организуются игры для детей с досками, в вырезы которых вставляются модели плоских фигур1: квадрата, круга, треугольника, прямоугольника, и с ящиками, в отверстия которых опускают модели пространственных фигур: шара, куба, параллелепипеда (кирпичика),треугольной призмы.
Детям показывают и объясняют, что каждая фигура помещается (или проходит) только в вырез (отверстие) своей формы. («Шарик круглый, и отверстие такое же круглое».)
Обводя указательным пальцем контур модели или границы отверстия (выреза), педагог обучает детей приему осязательно-двигательного обследования формы предметов. Если малыш затрудняется обвести контур модели (отверстия и пр.), то надо помочь ему, проделывая рукой ребенка нужные движения.
В дальнейшем можно попросить ребенка сначала показать нужное отверстие, а потом действовать. Дети овладевают умением сравнивать форму предметов не механическим подбором (с помощью рук), а на глаз.
На основе накопленного сенсорного опыта на специальных занятиях детей учат различать и называть круги, квадраты, треугольники.
Модели геометрических фигур сравниваются попарно: круг и квадрат, квадрат и треугольник, треугольник и круг.
Предъявляются фигуры, окрашенные в разные цвета, такие фигуры сравнивать легче, чем фигуры одного цвета.
Выделение признаков формы достигается путем варьирования несущественных (в этом случае) признаков моделей фигур (цвета и размера). Однако, когда фигуры сравниваются впервые, для демонстрации и в качестве раздаточного материала используют модели фигур, одинаковые по окраске и размерам. В дальнейшем детям дают фигуры, отличающиеся сначала цветом, а затем и размерами.
Существенное значение придается обучению малышей приемам обведения контуров моделей геометрических фигур и прослеживания взглядом за движением руки.
Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей показать такую же, а далее неоднократно обводит контур фигуры указательным пальцем, привлекая детей к совместному действию «в воздухе». Движение пальца по контуру завершается
1 Фигура — геометрическое понятие. Для формирования понятия о фигурах (круг, квадрат, треугольник и др.) используют их наглядные модели, изготовленные из бумаги, картона, дерева, пластика и т. п.
Найди свой домик!
проведением рукой по всей поверхности фигуры. Дети следят за движением руки педагога, а после сами обводят модель фигуры и называют ее. Используя карточки, на которых изображены 2—3 фигуры, детей упражняют в обведении контуров.
Свойства формы выявляют, предлагая детям проделать то или иное действие. Так, катая фигуры, малыши выясняют, что круг катится, а квадрат не катится. «Почему квадрат не катится?» — «Мешают углы. У круга нет углов, круг катится».
Дети упражняются в различении и назывании фигур. Для этого им дают, например, такие задания: «Возьми круг в правую, а квадрат в левую руку», «Положи все круги на нижнюю полоску карточки, а квадраты — на верхнюю», «Какая фигура у тебя в правой руке?» Полезны также игры: «Найди такую же фигуру» (дети находят фигуру такой же формы, как в руках у воспитателя), «Найди свой домик» (домики обозначаются значками разной формы), «Подбери колеса к машине, к поезду» (дети выбирают круги из набора разных фигур), «Домино», «Выкладывание орнамента».
Модели кругов, квадратов, треугольников используются в качестве демонстрационного и раздаточного материала для упражнений в сравнении численностей множеств.
В результате в конце учебного года дети умеют находить среди разнообразных фигур круги, квадраты и треугольники, несмотря на то что они могут быть представлены моделями разной окраски и размера.
ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ 1
Программа младшей группы предлагает учить детей различать пространственные направления — от себя: впереди (вперед)—сзади (назад), слева (налево) — справа (направо).
Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определения сторон на самом себе. Так, понятие «впереди» у детей связывается с их лицом, а «позади» (сзади) — со спиной.
Учитывая это, в начале учебного года важно проверить, умеют ли малыши ориентироваться «на себя», знают ли названия частей тела и лица.
Во время умывания или одевания воспитатель, непринужденно разговаривая с детьми, называет части тела и лица: «Вымой нос, уши, подбородок, потри лоб», «Надень на голову платок», «Повяжи на шею шарф». Важно самих малышей побуждать к называнию частей тела и лица.
Если дети недостаточно хорошо ориентируются на себя, можно провести дидактические игры: «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Оденем куклу». Важно, чтобы при проведении этих игр внимание детей было сосредоточено не только на самих процессах умывания, одевания; надо делать акцент на различение и называние частей тела и лица. Ребенку предлагают помыть кукле грудку, спинку, плечи и пр. В это время остальных детей просят показать свои части тела: «А где у вас спина? Где плечи? Уши? Покажите подбородок!»
Когда малыши овладеют ориентировкой на себя, их обучают определению на себе различных сторон. Воспитатель спрашивает малыша: «Что у тебя сзади?» («Спина».) «А впереди?» («Грудь, живот, лицо».) Или «Где у тебя спина? А где грудь? Где правая рука? А где левая?»
Детей одновременно упражняют в различении парных взаимнообратных направлений: вверху — внизу, спереди — сзади, слева—справа (левая — правая), так как формирование представлений об одном из них опирается на формирование представления о другом.
Особенно затрудняет малышей различение правой и левой руки. Затруднения устраняются, если воспитатель постоянно связывает называние руки с выполняемыми ею действиями, и прежде всего характерными для каждой руки.
Воспит