Подбор и группировка предметов по заданному признаку.
Работу с детьми второй младшей группы целесообразно начать с упражнений в выделении качественных свойств предметов. Особенно полезно давать задания на подбор и группировку предметов по заданным признакам.
Варианты заданий
1-й вариант
1. Выбрать среди нескольких игрушек такую же (по образцу). Педагог ставит на стол матрешку, куклу, зайчика. Затем он достает из «чудесного мешочка» одну из игрушек и предлагает найти на столе такую же.
2. Среди 2—3 предметов разного цвета, размера или формы (матрешек, кубиков, шариков, мячей) выбрать предмет такого же цвета (размера, формы). Выполнив задание, ребенок должен назвать выбранную игрушку и общий признак пары игрушек.
Если малыш ошибся, то педагог задает вопросы: «Что это? Ты взял кубик (матрешку) такого же размера (цвета)? Приложи кубики друг к другу!» Педагог может указать предмет, который следовало взять: «Вот этот кубик надо взять. Видишь, он такого же цвета».
2-й вариант
Найти несколько предметов, тождественных образцу: «Положи все кубики такого же (синего) цвета в эту коробку». «В эту коробку сложи всех маленьких матрешек». В заключение ставится вопрос: «Каких матрешек ты сложил в коробку?»
3-й вариант
Детям предлагают сгруппировать предметы. Называют такие признаки: назначение предмета (это строительный материал, из него можно строить; это кисточки, ими рисуют и т. д.), цвет, размер.
Педагог создает или использует ситуации повседневной жизни, в которых один ребенок или несколько детей должны подбирать или группировать предметы. Например, весь материал, из которого можно строить, сложить в ящик, а кукол расставить на полочке, собрать все кисточки для рисования в стаканчики, а тряпочки в коробки, в одну сетку поместить все большие мячи, а в другую — маленькие. Сначала дети подбирают предметы по одному признаку, а позднее и по двум. («Отбери все красные кирпичики».)
Важно, чтобы каждый раз кто-либо из малышей называл общий признак, по которому предметы были объединены в группу, и описывал, что он сделал и почему. Это приучает детей- действовать сознательно.
В результате таких упражнений дети начинают понимать, что различные предметы, обладающие хотя бы одним общим признаком, можно объединить в группу. Теперь они могут выделить у предметов данной группы 1—2 общих признака. Кроме того, у детей закрепляется умение пользоваться приемами наложения
Дай кубик такого же размера!
Дай флажок такой же формы!
и приложения для сопоставления и отбора (выделения) предметов по заданным признакам.
Выделение отдельных предметов из группы и объединение предметов в группы. Дальнейшему развитию представлений о количестве служат коллективные игровые упражнения в состав- лении групп из однородных предметов и дробление групп на отдельные предметы.
В ходе этих упражнении дети должны понять, что каждая группа (множество) состоит из отдельных предметов, научиться выделять отдельные предметы из группы, устанавливать отношение между множеством в целом и его элементом.
Детей продолжают учить видеть и называть общие признаки предметов, объединенных в группу, воспринимать ее как целое.
Наряду с выделением 1—2 общих признаков для всех предметов совокупности дети учатся видеть и признаки, являющиеся общими только для какой-то части предметов этой группы, т. е. признаки различия. Они делят группу на подгруппы, т. е. выделяют подмножества некоторого множества. Например, устанавливают, что в букете много цветов, одни из них красные, а другие — белые. Много красных и много белых цветов. Так дети готовятся к сравнению численностей множеств и подмножеств, установлению количественных отношений между ними.
На первом занятии составляются совокупности абсолютно тождественных (одинаковых) игрушек (одного цвета, размера и пр.). Игрушек берут столько, сколько детей в группе. Неожиданное появление сразу большого количества одинаковых игрушек радует малышей. Обратив внимание на то, как много игрушек (зайчиков и др.), педагог сначала раздает детям по одной игрушке, а потом вновь собирает вместе все игрушки. Внимание детей акцентируется на том, как дробится группа на отдельные предметы и как она составляется из отдельных предметов. При раздаче и сборе игрушек дети действуют поочередно. Сопровождая словом их действия, воспитатель подчеркивает: группа уменьшается, когда из нее исчезают игрушки, и увеличивается, когда каждый из детей помещает в нее свою игрушку.
Малыши должны хорошо видеть постепенное уменьшение и увеличение числа предметов группы. В ходе упражнений воспитатель побуждает их употреблять слова: много, один, по одному, ни одного, совсем нет. Ставит вопросы: сколько? по скольку? Следит за тем, чтобы дети называли как предметы, так и их количество (один, много). Важно, чтобы они характеризовали признаки, общие для всех предметов совокупности. («С зайчиками можно поиграть, все зайчики белые, елочки зеленые» и т. п.) Повторив упражнение еще раз, педагог заменяет игрушки. Смена материала повышает интерес детей и служит обобщению знаний.
Второе занятие проводится аналогичным образом. Целесообразно сначала провести работу с одним из видов игрушек, которые использовались на первом занятии. Это позволяет активизировать соответствующий словарь детей. Затем берут новый вид игрушек или вещей. Они могут быть уже не абсолютно тождественными, а иметь и признаки различия, например желтые и синие кубики, желтые и синие флажки или фонарики, большие и маленькие матрешки. Игрушки теперь распределяют на подгруппы. Желтые флажки помещают в одну вазочку, а синие — в другую; больших матрешек ставят на одну полочку, а маленьких — на другую.
Педагог учит детей выделять и называть признаки, общие для всехпредметов группы, а также признаки, общие только для предметов, входящих в данную подгруппу, и не являющиеся общими для всех предметов совокупности: «Много матрешек, но на этой полочке большие матрешки, а на этой маленькие матрешки. Много больших и маленьких матрешек», «Много флажков. Флажками можно украсить кораблик. Одни флажки зеленые, а другие — синие. Много синих и зеленых флажков». Данной работе посвящают 4 занятия.
Нахождение одного предмета и большого числа предметов в окружающей обстановке.Познакомив детей с тем, что множество состоит из отдельных элементов, их начинают учить само-
стоятельно выделять группы однородных предметов, находить единичные предметы (один) и совокупности предметов (много) в окружающей обстановке.
Малыши 3 лет, да и то не все, самостоятельно могут выделить совокупности тех предметов, которые пространственно объединены в одну группу. (У машины много колес, на руке много пальцев, на ковре много кирпичиков, на голове много волос и т. п.)
Найти, каких предметов в комнате много, а какие встречаются по одному,— задача для них не простая. Чтобы ее решить, им надо проделать довольно сложный пространственно-количественный анализ окружающей обстановки: выделить какой-то один предмет, зафиксировать на нем внимание, посмотреть, есть ли еще однородные предметы, и мысленно объединить их в единое целое, несмотря па то что они могут быть разбросаны по всей площади комнаты, участка и др., т. е. детям нужно научиться абстрагировать количественную сторону от пространственно-качественных свойств предметов и пространственных отношений l. A. M. Леушина разработала систему упражнений, позволяющую постепенно развивать у детей умение абстрагировать количественную сторону предметов и мысленно объединять однородные предметы в единое множество, хотя они практически остаются разбросанными по всей комнате.
Работу начинают с упражнения в раскладывании указанного количества предметов (один, много) на 2 полосках разного цвета. Полоски размещаются слева и справа или вверху и внизу.
Даются задания, например: «Слева, на красную полоску положить один грибок, а справа, на синюю — много грибков». Меняя местами полоски или меняя указания о количестве предметов, которые надо поместить па каждую из них, педагог учит детей связывать количество предметов сначала с цветом полосок, а позднее — с их пространственным расположением.
Такой работе отводится 2—3 занятия. На них дети попутно учатся различать левую и правую руки, а на основе различения рук определять положение предметов слева и справа друг от друга.
Малышей учат также определять положение предметов сверху и снизу по отношению друг к другу.
После выполнения детьми задания педагог просит их назвать, сколько (одна или много) игрушек у них на каждой из полосок, помогает малышам вспомогательными вопросами (см. с. 12).
1 См.: Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974, с. 168—169.
На втором таком занятии детей побуждают указывать и местоположение полосок («Слева, на красной полоске много камешков, а справа, на синей — один камешек»).
Далее проводятся занятия, на которых дети по поручению воспитателя находят на столе и приносят одну или много каких-либо игрушек.
Одни и те же игрушки необходимо представить и в единственном числе и группой. Например, на один стол ставится 1 собачка, а на другой — 3 собачки. Дети должны понять, что одних и тех же предметов может быть и один и много. В группы включают разное число предметов (от 3 до б). Это позволяет накопить у детей опыт восприятия множеств, разных по количественному составу.
Сначала в формулировке задания раскрывается все, что должен сделать малыш («Принеси много петушков»), а позднее ребенку предлагают принести одну или много игрушек, какие ему понравятся.
В первом случае детям приходится только различать множества, а во втором — делать еще и самостоятельный выбор. Это для маленького ребенка не просто. В начале занятия педагог рассматривает с детьми, какие игрушки стоят на каждом столе, и обращает их внимание на то, много их или одна.
Воспитатель учитывает уровень развития малышей и дает им поручения разной степени сложности.
Дальнейшее усложнение условий выполнения заданий состоит в том, что на один и тот же стол ставят одну какую-либо игрушку и много других игрушек, например одну елочку и много грибков. Детям одновременно надо найти один и много. Они теперь не приносят игрушки, а подходят к столу и рассказывают, что на нем нашли. Позднее дети находят игрушки по указанию педагога. («Найди, где много мишек и одна матрешка».)
На этих занятиях ведется тщательная работа над речью детей. Они учатся пользоваться словами много и один. Согласовывать числительное один (одни, одно) в роде, числе и падеже v существительным. Сначала дети пользуются простыми, предложениями: «Мишек много», «Матрешка одна». Педагог продолжает их учить соединить два простых предложения в одно сложное: «Мишек много, а матрешка одна». В такой формулировке числительное, выступает в роли сказуемого. Сказуемое является активным членом предложения. Такое построение фразы вполне закономерно. Оно свидетельствует о том, что «мысль ребенка направлена на поиски и выделение количественной стороны» l.
1 Леушнна А. М. Формирование элементарных математических представленийу детей дошкольного возраста. М., 1974, с. 170.
Расширяется площадь поисков. Группы игрушек и отдельные игрушки располагаются на разных, предметах (на полках, столах, стеллаже, ковре и пр.). Воспитатель указывает детям на предметы, на которых расположены игрушки: «Посмотрите, каких игрушек много и какая только одна на ковре (на полочке, на буфете)».
В группы могут включаться предметы, которые наряду с общими для всех их признаками имеют и признак различия. Когда дети найдут группу и назовут признак, общий для всех ее предметов, педагог ставит вопросы об их цвете (размере). Он помогает малышам выделить части группы: «На ковре много кирпичиков. Из кирпичиков можно построить дорожку, заборчик, домик. Часть кирпичиков красного, а часть синего цвета».
В результате таких упражнений детям становится доступным нахождение совокупностей предметов и единичных предметов в естественных условиях окружающей обстановки.
Вначале внимание малышей направляют на определенные участки комнаты. («Посмотрите, каких предметов много и какой предмет один па полу (на степе, на окнах...)») Постепенно дети приобретают способность самостоятельно находить, каких предметов много и какие встречаются по одному.
Воспитатель объясняет, что предметы могут располагаться не только рядом друг с другом. Они могут находиться далеко друг от друга. Если малыши ответить затрудняются, то предлагает дополнительные вопросы: «Посмотрите, много ли у нас окон? А шкафов? Сколько у нас столов? А стульев?»
Аналогичные упражнения проводят вне занятий, на прогулке. Детей спрашивают, например, чего много на стене, на крыше дома, на участках. («Сколько скамеек?» — «Много скамеек».— «Сколько домиков?» — «Один домик» и т. д.) Воспитатель поддерживает у малышей интерес к количественной стороне окружающего мира.
Постепенно дети овладевают умением мысленно объединять однородные предметы в группу, несмотря на то что предметы могут быть рассредоточены в пространстве и непосредственно не охватываться взглядом.
Большое внимание в этот период обращается на развитие способности выделять и называть признаки, общие для всех предметов группы, а также признаки, являющиеся общими только для какой-то их части.
Умение выделять качественные признаки предметов позволяет перейти к анализу количественных отношений между ними. У детей появляется способность абстрагировать количественную сторону от многочисленных свойств предметов.
Начинается второй этап работы по формированию количественных представлений.
Карточки для упражнений детей в приемах наложения и приложения.