Модель жизненного цикла организации Л. Грейнера

Эффективность деятельности организации зависит от многих факторов, таких как сфера деятельности компании, ее стратегические цели, амбициозность руководителей и многих других. Однако, несмотря на разницу в размерах, каждая организация развивается согласно определенным закономерностям независимо от причин ее возникновения. Для анализа роста организации и происходящих в ней перемен используется концепция жизненного цикла (life cycle), согласно которой организации проходят несколько стадий изменения. Структура, стиль руководства и система управления на каждой стадии жизненного цикла организации укладываются в хорошо известную схему. Стадии жизненного цикла последовательно сменяют друг друга и представляют собой естественный процесс роста и созревания. Одной из самых популярных моделей является концепция эволюционно-революционной «фазовой трансформации бизнеса» Грейнера.

Так, в середине 70-х гг. американский специалист по управлению Л. Грейнер предложил концепцию эволюционно-революционной «фазовой трансформации бизнеса», подтверждающуюся реальными фактами. Он выделяет 5 стадий организационного развития, отделяемых друг от друга моментами организационных кризисов (рис. 1). Причем переход между этапами связан с размером предприятия: чем больше масштаб, тем выше возможно сложнее система управления и, естественно, выше этап развития.

Каждый этап заканчивается кризисом роста, в ходе которого организация может перейти в период спада и закончить свое существование или на следующий этап, получив возможности для подъема.

Основной задачей для руководства организации на каждом революционном этапе является поиск новых организационных методов, которые станут основой управления в следующем эволюционном периоде. Для каждого эволюционного периода развития характерна своя революция. Перейти на следующую стадию можно, лишь преодолев революцию, то есть проведя серию организационных изменений.

Модель жизненного цикла организации Л. Грейнера - student2.ru

Рисунок 1 – Модель жизненного цикла организации по Л. Грейнеру

Переход в новую стадию жизненного цикла определяет новые правила, по которым организация должна осуществлять внутреннее функционирование и поддерживать взаимоотношения с окружающей средой.

Каждый эволюционный период характеризуется доминирующим стилем управления, в то время как каждый революционный период характеризуется доминирующей проблемой управления. Чем выше темпы роста в отрасли, в которой работает компания, тем быстрее она переходит с одной стадии на другую. Каждая стадия одновременно является следствием предыдущей и причиной следующей. Решение проблем для каждой стадии становится источником проблем для другой. Важнейший вывод на каждой стадии состоит в том, что если компания стремится к продолжению роста, то дальнейшие действия ее руководства детально определены.

Таким образом, Грейнер выделяет следующие стадии роста организации:

- креативность (+ кризис лидерства);

- директивное руководство (+ кризис автономии);

- делегирование (+ кризис контроля);

- координация (+ кризис волокиты);

- сотрудничество (+ кризис чего?).

Этап 1 – творчество. Характерные черты:

- основатели (учредители) организации обычно обладают какими-либо техническими или предпринимательскими навыками, умениями, способностями. Они не столько фокусируются на выполнении функций менеджмента, сколько на производство и продажу нового «продукта» (услуги).

- общение между сотрудниками довольно интенсивно и носит скорее неформальный характер;

- достаточно высокая производительность труда работников вознаграждается сравнительно невысокими (средними) зарплатами, в придачу с надеждами или обещаниями будущей выгоды от участия в собственности.

- управление деятельностью подчинено имеющимся капитальным ресурсам и характеризуется постоянной связью с соответствующими рыночными нишами.

Этап 2 – направленный рост. Характерные черты:

- наличие функциональной организационной структуры с четко определенными ролями и должностными обязанностями;

- внедрение (или более активное использование) четкой системы учета и отчетности, в особенности, в отношении закупочных материалов, сырья, полуфабрикатов и т.п.;

- внедрение систем мониторинга и контроля, планирования бюджета и вырабатывания стандартов качества;

- коммуникации (формы общения) становятся более формальными и обезличенными;

- новый менеджер и его/ее ключевые помощники задают направление и берут на себя лидирующие роли, в то время как контролеры более низкого уровня в большей степени выполняют роли функциональных специалистов.

Этап 3 – рост через делегирование. Менеджеры децентрализованной оргструктуры, обладающие большей властью, способны быстрее отвечать на запросы клиентов, лучше адаптируя к их запросам и развивая свои продукты и качество рабочей среды.

Этап 4 – рост через координацию. Характерные черты:

- внедрение и/или серьезный пересмотр формальных процедур планирования;

- найм (или обучение) специального корпоративного персонала для инициирования программ мониторинга и контроля;

- использование процедур тщательного мониторинга капитальных расходов;

- функционирование групп разработки новых продуктов как «индивидуальных центров затрат»;

- передача прерогатив обработки данных и других подобных технических функций централизованной структуре;

- использование возможностей выпуска акций предприятия и участия в его прибылях с целью поощрения и стимулирования развития у сотрудников чувства собственности и своей связи с компанией в целом.

Этап 5 – рост через сотрудничество. Ответ на решение возникших проблем лежит в усилении межличностного сотрудничества. Эта фаза формирует более гибкие поведенческие подходы к менеджменту. Характерные черты:

- фокусирование на решение проблем через командное взаимодействие менеджеров;

- команды комбинируются по кроссфункциональному принципу с целью решения конкретной проблемы (внедрение матричных организационных структур);

- снижение численности корпоративного персонала с его одновременным перераспределением по принципу комбинирования различных функциональных и специальных областей экспертизы. При этом от персонала требуется выполнения функций консультирования, а не указывания;

- внедрение программ образования, повышения квалификации и саморазвития с целью совершенствования необходимых навыков и умений;

- информационные системы, работающие в режиме реального времени, внедряются в практику повседневной работы;

- инновациям и творчеству отдается самый высокий приоритет.

Наши рекомендации