Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.

4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

6.В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) (3) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси. (4) «Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – (5) Или Болконских».

2) (7) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.

3) (23) А она обиделась... (24) И на что?! (25) Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.

4) – (35) Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36) Если бы ты нашла его у себя в сердце...

7.В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) (2) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.

2) (5) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

3) (18) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

4) (20) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

8.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.

2) (36) А осложнения, как он понимал, грядут.

3) (38) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.

4) (40) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.

9.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) (1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.

2) (5) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…

3) (11) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад.

4) (20) По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.

Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет».

1)метафора

2) сравнительный оборот

3) противопоставление

4) просторечные слова

ЗАДАНИЕ 7

ТЕМАТИКА ПО СПЕЦИФИКАЦИИ: «ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ. СИНОНИМЫ. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ. ГРУППЫ СЛОВ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ И УПОТРЕБЛЕНИЮ»

Задание: Замените разговорное слово «пошушукались» из предложения №* стилистически нейтральным синонимом.

Лексика русского языка с точки зрения употребления
Общеупотребительная Ограниченная в употреблении
Слова, употребление которых ничем не ограничено Диалектизмы – слова, употребляемые жителями определенной местности. Профессионализмы – слова, употребляемые людьми определенной профессии. Жаргонизмы – слова, употребляемые людьми определенной социальной группы. Просторечия –слова нелитературного языка с грубоватой окраской.
Лексика русского языка с точки зрения стилистической окраски
Нейтральная Книжная Разговорная
Неограниченна в употреблении Употребляется в книжных стилях речи Употребляется в разговорном стиле речи
Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса
Лексика активного запаса Лексика пассивного запаса
Употребляется часто Устаревшие слова Новые слова (неологизмы)
Архаизмы - слово ушло из активного словарного запаса, заменившись синонимом Историзмы - слово ушло из активного словарного запаса вместе с понятием, им называемым
         

Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

1. Найти предлагаемое слово в тексте, определи его лексическое значение.

2. Подбери стилистически нейтральный синоним.

ЗАДАНИЯ

1. Разговорное слово ОХАЛЬНИЧАЮТ из приведённого ниже предложения замените стилистически нейтральным синонимом:

Лицо Володьки приняло выражение, какое бывает у кошки, когда та сидит на подоконнике, а под самым носом у нее безнаказанно ОХАЛЬНИЧАЮТ за стеклом воробьи. (Платов Л.)

2. Замените слово БАМКАЛ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

Ярко сверкали на солнце кресты собора. БАМКАЛ большой колокол на звоннице. (Платов Л.)

3. Замените разговорное наречие ПООДАЛЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

Огонёк над водой был вертикальный и узкий, как кошачий зрачок в ночи. Чуть ПООДАЛЬ возник второй, дальше третий, четвёртый. Ого! Да тут целая вереница фонариков! Это фарватер, ограждённый вешками с фонариками на них! (Платов Л.)

4. Замените разговорное наречие ИСПОДВОЛЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

Но не только для Динки, для всех Арсеньевых переезд на хутор был всегда радостным событием, к которому ИСПОДВОЛЬ готовились всю зиму, мечтая о летнем отдыхе. (Осеева В.)

5. Замените разговорное слово ОБШАРПАННЫЙ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

Ещё недавно Дубравка гоняла с мальчишками ОБШАРПАННЫЙ мячик, ходила в горы за кизилом и дикой сливой. (Погодин Р.)

6. Замените разговорное слово ПРОХУДИЛАСЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

Целый год до его приезда дом простоял заколоченный. Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его не счищал, поэтому крыша, и так уже давно не крашенная, во многих местах ПРОХУДИЛАСЬ и проржавела. (Железников В.)

7. Замените устойчивое выражение РУКОЙ ПОДАТЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным словом-синонимом:

Трое суток неумолкаемо грохотал бой на краю Брянского леса. От деревни Кочки РУКОЙ ПОДАТЬ. А на третий день в деревню ворвались немцы. (Богданов Н.)

8. Замените книжное слово ЖИВОТА из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

И Отечественная война 1812 года задела городок своим острым углом. Армия Кутузова тогда пересекла его вереницей солдат и беженцев, повозок, лошадей, легкой и тяжелой артиллерии со всевозможными мортирами и гаубицами, с запасными лафетами и полевыми кузницами, превратив и без того худые местные дороги в сплошное месиво. А потом по этим же дорогам русские солдаты с неимоверной, почти нечеловеческой отвагой, не щадя ЖИВОТА своего, днем и ночью, без передыха гнали измученных французов обратно, хотя совсем было непонятно, откуда они взяли силы. После такого длинного отступления, голода и эпидемий. (Железников В.)

9. Замените разговорное слово СЛОНЯЛИСЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся городка - где-то здесь в великой печали жил пленный Шамиль и горцы, которые его сопровождали. Они СЛОНЯЛИСЬ по узким улочкам, и их безумный тоскующий взор напрасно искал на горизонте гряду гор. (Железников В.)

10. Замените книжное слово НЕВЕДОМЫХ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:

Сумрак быстро окутывает ущелье. В темноте теряется ельник. Над нами медленно ползет туман, цепляясь за уступы и камни. Путь кажется невероятно тяжелым. Одежда на нас промокла и обледенела. Голод мучает всех. Жаль и людей и оленей, но нужно идти. Там, возле ельника, мы рассчитываем обсушиться и дать передышку животным. Из каких-то НЕВЕДОМЫХ источников вливается в уставший организм крохотными долями сила. И мы идем. (Федосеев Г.)

ПОВТОРЕНИЕ

Прочитайте текст, выполните задания.

(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.

– (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

– (4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопловых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось видели?

(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.

– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. – (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.

(16)Встревает тут Федосья, баба из Пустыни: «(17)У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».

(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честная, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. «(25)Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», – говорю ей. (26)Заплакала она и говорит: «(27)Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».

(29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей.

(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: «(32)Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта…»

– (34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (33)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?

(По К.Г. Паустовскому)

Наши рекомендации