Содержательная постановка задачи
Проведён эксперимент по определению зависимости коэффициента активности от ионной силы раствора.
Для этих величин необходимо рассчитать все характеристики случайных величин. Сделать вывод о наличии или отсутствии линейной зависимости
№ | Ионная сила раствора Х(i) | Коэффициент активности Y(i) |
0,001 0,002 0,005 0,01 0,04 0,05 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 | 0,98 0,97 0,95 0,92 0,9 0,84 0,81 0,8 0,81 0,82 0,84 |
Табличные значения коэффициента Стьюдента = 2.201
Таблица значений критерия Стьюдента
f | q | |||||||
0.80 | 0.90 | 0.95 | 0.98 | 0.99 | 0.995 | 0.998 | 0.999 | |
3.0770 | 6.3130 | 12.7060 | 31.820 | 63.656 | 127.656 | 318.306 | 636.619 | |
1.8850 | 2.9200 | 4.3020 | 6.964 | 9.924 | 14.089 | 22.327 | 31.599 | |
1.6377 | 2.35340 | 3.182 | 4.540 | 5.840 | 7.458 | 10.214 | 12.924 | |
1.5332 | 2.13180 | 2.776 | 3.746 | 4.604 | 5.597 | 7.173 | 8.610 | |
1.4759 | 2.01500 | 2.570 | 3.649 | 4.0321 | 4.773 | 5.893 | 6.863 | |
1.4390 | 1.943 | 2.4460 | 3.1420 | 3.7070 | 4.316 | 5.2070 | 5.958 | |
1.4149 | 1.8946 | 2.3646 | 2.998 | 3.4995 | 4.2293 | 4.785 | 5.4079 | |
1.3968 | 1.8596 | 2.3060 | 2.8965 | 3.3554 | 3.832 | 4.5008 | 5.0413 | |
1.3830 | 1.8331 | 2.2622 | 2.8214 | 3.2498 | 3.6897 | 4.2968 | 4.780 | |
1.3720 | 1.8125 | 2.2281 | 2.7638 | 3.1693 | 3.5814 | 4.1437 | 4.5869 | |
1.363 | 1.795 | 2.201 | 2.718 | 3.105 | 3.496 | 4.024 | 4.437 | |
1.3562 | 1.7823 | 2.1788 | 2.6810 | 3.0845 | 3.4284 | 3.929 | 4.178 | |
1.3502 | 1.7709 | 2.1604 | 2.6503 | 3.1123 | 3.3725 | 3.852 | 4.220 | |
1.3450 | 1.7613 | 2.1448 | 2.6245 | 2.976 | 3.3257 | 3.787 | 4.140 | |
1.3406 | 1.7530 | 2.1314 | 2.6025 | 2.9467 | 3.2860 | 3.732 | 4.072 | |
1.3360 | 1.7450 | 2.1190 | 2.5830 | 2.9200 | 3.2520 | 3.6860 | 4.0150 | |
1.3334 | 1.7396 | 2.1098 | 2.5668 | 2.8982 | 3.2224 | 3.6458 | 3.965 | |
1.3304 | 1.7341 | 2.1009 | 2.5514 | 2.8784 | 3.1966 | 3.6105 | 3.9216 |
Значения критерия Стьюдента (t-критерия) для различного уровня значимости q и числа степеней свободы f (f = n-2 или n, n-число опытов).
1. Математическое ожидание: и
2. Дисперсия: и
3. Среднее квадратическое отклонение: и
4 Коэффициент вариации: и
5. Нормированное отклонение: и
6. Коэффициент корреляции:
7. Критерий Стьюдента:
БЛОК-СХЕМА
ПРОГРАММА НА ЯЗЫКЕ QBASIC
CLS
n = 11
INPUT "Введите Коэффициент Стьюдента="; tt
DIM x(1 TO n), y(1 TO n), tx(1 TO n), ty(1 TO n)
DATA 0.001, 0.002, 0.005, 0.01, 0.04, 0.05, 0.1, 0.2, 0.3, 0.4, 0.5
FOR i = 1 TO n
READ x(i)
NEXT i
DATA 0.98, 0.97, 0.95, 0.92, 0.9, 0.84, 0.81, 0.8, 0.8, 0.81, 0.82, 0.84
FOR i = 1 TO n
READ y(i)
NEXT i
mx = 0: my = 0
FOR i = 1 TO n
mx = mx + x(i)
my = my + y(i)
NEXT i
mx = mx / n: my = my / n
dx = 0: dy = 0: S = 0
FOR i = 1 TO n
dx = dx + (x(i) - mx) ^ 2
dy = dy + (y(i) - my) ^ 2
S = S + (x(i) - mx) * (y(i) - my)
NEXT i
dx = dx / (n - 1): dy = dy / (n - 1)
CKOx = SQR(dx): CKOy = SQR(dy)
Vx = CKOx * 100 / mx: Vy = CKOy * 100 / my
FOR i = 1 TO n
tx(i) = (x(i) - mx) / CKOx
ty(i) = (y(i) - my) / CKOy
NEXT i
Kxy = S / ((n - 1) * CKOx * CKOy)
tr = ABS(Kxy) * SQR(n - 2) / SQR(1 - Kxy ^ 2)
PRINT " N", "x", "y", "tx", "ty"
FOR i = 1 TO n
PRINT i, x(i), y(i), tx(i), ty(i)
NEXT i
PRINT "число ответов ="; n
PRINT "табличное значение критерия Стьюдента ="; tt
PRINT "математическое ожидание :"; "по x="; mx, "по y="; my
PRINT "дисперсия :"; "по x="; dx, "по y="; dy
PRINT "среднеквадратическое отклонение :"; "по x="; CKOx, "по y="; CKOy
PRINT "коэффициент вариации :"; "по x="; Vx, "по y="; Vy
PRINT "коэффициент корреляции ="; Kxy
PRINT "рассчитанное значение критерия Стьюдента ="; tr
IF tr >= tt THEN
PRINT "линейная зависимость между x и y Cуществует"
ELSE
PRINT "линейная зависимость между x и y Отсутствует"
END IF
END
РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
ПРИМЕР РАБОТЫ в EXCEL
Результаты эксперимента
Контрольные вопросы
«Статистическая обработка результатов эксперимента»
1. Что характеризует математическое ожидание?
2. Какие характеристики оценивают разброс случайных величин?
3. Как определяется дисперсия?
4. Для чего необходим коэффициент вариации?
5. Как определить нормированное отклонение?
6. Что характеризует коэффициент корреляции?
7. В каких пределах измеряется коэффициент корреляции?
8. Как определить уровень значимости коэффициента корреляции?
9. Как выбирается Ттабл?
10. Какое соотношение должно быть между Трасч и Ттабл, для утверждения, что линейная зависимость существует?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
«Численное интегрирование»
Цель работы.
Ознакомится с принципом модульного программирования на примере задачи численного интегрирования. Использование оболочки QBASIC для построения процедур программ.