Содержательная постановка задачи

Проведён эксперимент по определению зависимости коэффициента активности от ионной силы раствора.

Для этих величин необходимо рассчитать все характеристики случайных величин. Сделать вывод о наличии или отсутствии линейной зависимости

Ионная сила раствора Х(i) Коэффициент активности Y(i)
0,001 0,002 0,005 0,01 0,04 0,05 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,98 0,97 0,95 0,92 0,9 0,84 0,81 0,8 0,81 0,82 0,84

Табличные значения коэффициента Стьюдента = 2.201

Таблица значений критерия Стьюдента

f q
0.80 0.90 0.95 0.98 0.99 0.995 0.998 0.999
3.0770 6.3130 12.7060 31.820 63.656 127.656 318.306 636.619
1.8850 2.9200 4.3020 6.964 9.924 14.089 22.327 31.599
1.6377 2.35340 3.182 4.540 5.840 7.458 10.214 12.924
1.5332 2.13180 2.776 3.746 4.604 5.597 7.173 8.610
1.4759 2.01500 2.570 3.649 4.0321 4.773 5.893 6.863
1.4390 1.943 2.4460 3.1420 3.7070 4.316 5.2070 5.958
1.4149 1.8946 2.3646 2.998 3.4995 4.2293 4.785 5.4079
1.3968 1.8596 2.3060 2.8965 3.3554 3.832 4.5008 5.0413
1.3830 1.8331 2.2622 2.8214 3.2498 3.6897 4.2968 4.780
1.3720 1.8125 2.2281 2.7638 3.1693 3.5814 4.1437 4.5869
1.363 1.795 2.201 2.718 3.105 3.496 4.024 4.437
1.3562 1.7823 2.1788 2.6810 3.0845 3.4284 3.929 4.178
1.3502 1.7709 2.1604 2.6503 3.1123 3.3725 3.852 4.220
1.3450 1.7613 2.1448 2.6245 2.976 3.3257 3.787 4.140
1.3406 1.7530 2.1314 2.6025 2.9467 3.2860 3.732 4.072
1.3360 1.7450 2.1190 2.5830 2.9200 3.2520 3.6860 4.0150
1.3334 1.7396 2.1098 2.5668 2.8982 3.2224 3.6458 3.965
1.3304 1.7341 2.1009 2.5514 2.8784 3.1966 3.6105 3.9216

Значения критерия Стьюдента (t-критерия) для различного уровня значимости q и числа степеней свободы f (f = n-2 или n, n-число опытов).

1. Математическое ожидание: Содержательная постановка задачи - student2.ru и Содержательная постановка задачи - student2.ru

2. Дисперсия: Содержательная постановка задачи - student2.ru и Содержательная постановка задачи - student2.ru

3. Среднее квадратическое отклонение: Содержательная постановка задачи - student2.ru и Содержательная постановка задачи - student2.ru

4 Коэффициент вариации: Содержательная постановка задачи - student2.ru и Содержательная постановка задачи - student2.ru

5. Нормированное отклонение: Содержательная постановка задачи - student2.ru и Содержательная постановка задачи - student2.ru

6. Коэффициент корреляции: Содержательная постановка задачи - student2.ru

7. Критерий Стьюдента: Содержательная постановка задачи - student2.ru

БЛОК-СХЕМА

Содержательная постановка задачи - student2.ru

ПРОГРАММА НА ЯЗЫКЕ QBASIC

CLS

n = 11

INPUT "Введите Коэффициент Стьюдента="; tt

DIM x(1 TO n), y(1 TO n), tx(1 TO n), ty(1 TO n)

DATA 0.001, 0.002, 0.005, 0.01, 0.04, 0.05, 0.1, 0.2, 0.3, 0.4, 0.5

FOR i = 1 TO n

READ x(i)

NEXT i

DATA 0.98, 0.97, 0.95, 0.92, 0.9, 0.84, 0.81, 0.8, 0.8, 0.81, 0.82, 0.84

FOR i = 1 TO n

READ y(i)

NEXT i

mx = 0: my = 0

FOR i = 1 TO n

mx = mx + x(i)

my = my + y(i)

NEXT i

mx = mx / n: my = my / n

dx = 0: dy = 0: S = 0

FOR i = 1 TO n

dx = dx + (x(i) - mx) ^ 2

dy = dy + (y(i) - my) ^ 2

S = S + (x(i) - mx) * (y(i) - my)

NEXT i

dx = dx / (n - 1): dy = dy / (n - 1)

CKOx = SQR(dx): CKOy = SQR(dy)

Vx = CKOx * 100 / mx: Vy = CKOy * 100 / my

FOR i = 1 TO n

tx(i) = (x(i) - mx) / CKOx

ty(i) = (y(i) - my) / CKOy

NEXT i

Kxy = S / ((n - 1) * CKOx * CKOy)

tr = ABS(Kxy) * SQR(n - 2) / SQR(1 - Kxy ^ 2)

PRINT " N", "x", "y", "tx", "ty"

FOR i = 1 TO n

PRINT i, x(i), y(i), tx(i), ty(i)

NEXT i

PRINT "число ответов ="; n

PRINT "табличное значение критерия Стьюдента ="; tt

PRINT "математическое ожидание :"; "по x="; mx, "по y="; my

PRINT "дисперсия :"; "по x="; dx, "по y="; dy

PRINT "среднеквадратическое отклонение :"; "по x="; CKOx, "по y="; CKOy

PRINT "коэффициент вариации :"; "по x="; Vx, "по y="; Vy

PRINT "коэффициент корреляции ="; Kxy

PRINT "рассчитанное значение критерия Стьюдента ="; tr

IF tr >= tt THEN

PRINT "линейная зависимость между x и y Cуществует"

ELSE

PRINT "линейная зависимость между x и y Отсутствует"

END IF

END

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ

Содержательная постановка задачи - student2.ru

ПРИМЕР РАБОТЫ в EXCEL

Содержательная постановка задачи - student2.ru

Содержательная постановка задачи - student2.ru

Содержательная постановка задачи - student2.ru Результаты эксперимента

Контрольные вопросы

«Статистическая обработка результатов эксперимента»

1. Что характеризует математическое ожидание?

2. Какие характеристики оценивают разброс случайных величин?

3. Как определяется дисперсия?

4. Для чего необходим коэффициент вариации?

5. Как определить нормированное отклонение?

6. Что характеризует коэффициент корреляции?

7. В каких пределах измеряется коэффициент корреляции?

8. Как определить уровень значимости коэффициента корреляции?

9. Как выбирается Ттабл?

10. Какое соотношение должно быть между Трасч и Ттабл, для утверждения, что линейная зависимость существует?

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
«Численное интегрирование»

Цель работы.

Ознакомится с принципом модульного программирования на примере задачи численного интегрирования. Использование оболочки QBASIC для построения процедур программ.

Наши рекомендации