Тема 2.1. Управление поведением отдельной личности
Задание 1. Раскройте предпосылки гармонии и конфликта интересов организации и личности, обоснуйте актуальность проблемы взаимоувязывания общих, групповых и индивидуальных целей.
Задание 2. Охарактеризуйте индивидуальные различия и стили деятельности. Обоснуйте факты влияния на организационное поведение возраста работников, их пола, семейного положения и продолжительности работы в организации.
Задание 3. Определите личностные характеристики, влияющие на организационное поведение работников (авторитаризм, макиавеллизм, локус контроля, ориентация на достижения, догматизм). Поставьте проблемы нормы и патологии в организационном поведении, дайте характеристику деструктивному поведению и неадаптивной деятельности.
Задание 4. Изучите содержательные теории мотивации: теорию мотивации А.Маслоу, К. Альдерфера, теорию Х-Y Д. Мак-Грегора, двухфакторную теорию мотивации Ф. Херцберга.
Задание 5. Проанализируйте процессуальные теории мотивации: теорию подкрепления мотивов, теорию ожидания, целевая теорию мотивации, модификацию поведения.
Задание 6. Обоснуйте взаимосвязь мотивации и результативности организации. Раскройте содержание программ и методов стимулирования эффективной деятельности работников. Соберите информацию о влиянии системы оплаты труда на организационное поведение.
Тема 2.2. Управление групповым поведением.
Задание 1. Дайте характеристику уровням анализа организационного поведения: индивиду, группе, организации. Раскройте предпосылки формирования группового поведения в организации.
Задание 2. Раскройте природу групп в организации, дайте их классификацию, перечислите стадии развития. Дайте описание таких групповых процессов как групповое давление и конформность, групповая сплоченность и совместимость. Расскажите о структуре группы.
Задание 3. Раскройте содержание понятия “статус”, укажите его источники, функции, условия соответствия статусов, а также категорий: ролевая идентификация, конфликт, ожидания. Обоснуйте важность для анализа организационного поведения групповых норм и санкций. Охарактеризуйте ситуационные переменные, влияющие на групповое поведение: личностные особенности членов группы, размер группы, неоднородность группы.
Задание 4. Обоснуйте необходимость анализа межгруппового взаимодействия в организации, раскройте содержание основных теоретических подходов к его исследованию (мотивационный, ситуативный, когнитивный, деятельностный). Опишите такие явления как ингрупповые фаворитизм, стереотипизация, атрибуция. Расскажите о формировании профессиональной идентичности. Раскройте особенности межэтнического взаимодействия, содержание и функции полоролевых стереотипов, а также феномен “стеклянного потолка”.
Максимальный балл, получаемый за выполнение контрольно работы по дисциплине – 35 баллов.
Педагогический работник оценивает контрольную работу по стобалльной шкале оценок:
Сумма баллов | Оценка |
85-100 | Отлично/зачтено |
75-84 | Хорошо/зачтено |
65-74 | Удовлетворительно/зачтено |
1-64 | Неудовлетворительно/незачтено |
не аттестован |
В дальнейшем данные оценки автоматически переводятся в баллы для учета практических заданий.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
Рубежный контроль к «Раздел 1 Теоретические основы принятия и исполнения государственных решений».
Форма: компьютерное тестирование.
Тема 1.1. Организационное поведение и современная парадигма социального управления
Множественный выбор
(??) Какое из высказываний лучше всего описывает сегодняшнее организационное поведение:
(?) команды и контроль;
(?) новое поколение ожидает того же, что и старое;
(!)делегирование полномочий
(?) баланс между работой и жизнью.
(??) Интерес исследователей ОП к таким переменным, как ________, является индикатором того, что эта дисциплина имеет отношение к практическим вопросам и практическому применению:
(?) прогулы и текучесть кадров;
(?) удовлетворенность работой;
(?) эффективность работы
(!) все перечисленные выше пункты.
(??) Какое утверждение об ОП кажется вам самым правильным:
(?) ОП ищет самый лучший и единственный способ решать проблемы менеджмента;
(?) ОП — это уникальная наука, мало связанная с остальными научными дисциплинами;
(!) ОП делает акцент на практическом применении знаний;
(?) ОП является настолько современной наукой, что у нее нет никаких исторических корней?
(??) Такая функция менеджмента, как __________, связана с созданием энтузиазма для выполнения трудной работы:
(?) планирование;
(?) организация;
(?) контроль;
(!) мотивирование.
(??) Оправдывая этичное поведение, основанное на получении максимального блага для максимального количества людей, мы придерживаемся точки зрения _________________:
(!) утилитаризма;
(?) индивидуализма;
(?) моральных правил;
(?) справедливость
(??) Когда кто-либо оправдывает неэтичное поведение на самом деле соответствует интересам организации, он ___________________:
(?) поступает правильно в отношении самою себя;
(?) поступает правильно в отношении всего общества;
(!) объясняет неэтичный поступок;
(?) следует правилам процедурной справедливости.
(??) Кто является автором теории «от зрелости к зрелости»
(!) К. Арджирис
(?) Дж. Одиорне
(?)Д. МакГрегор
(?) М. Блюмфильд
(??) Кто является автором теорий «X» и теорий «Y».
(?) К. Арджирис
(?) Дж. Одиорне
(!)Д. МакГрегор
(?) М. Блюмфильд
(??) Кто является разработчиком концепции «Менеджмента персонала»
(?) К. Арджирис
(?) Дж. Одиорне
(?)Д. МакГрегор
(!) М. Блюмфильд
(??) Кто является автором радикального биевиоризма
(!) Б. Ф. Скиннер
(?) Э. Торндайк
(?) Дж. Уотсен
(?) А. Стаатс
(??)Закон, который говорит о том, что из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения, называется
(!)Закон эффекта
(?)Закон повторяемости
(?)Закон готовности
(?)Закон ассоциативного сдвига
(??)К представителям психоаналитико - социального направления относятся
(?)З. Фрейда
(?)К. Юнга
(!)К. Хорни
(!)А. Адлер
(??)Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у
(!)Г.Файгингера
(?)З. Фрейда
(?)К. Юнга
(?)К. Хорни
(??)Адлер выделял четыре основных вида компенсации:
(!)неполная компенсация
(?)частичная компенсация
(!)полная компенсация,
(!)сверхкомпенсация
(!) мнимая компенсация
(??) Когнитивные факторы учитываются как внутренние причины поведения в теории
(?) Скиннера
(?)Долларда
(?) Миллера
(!) Мишель
(!)Бандуры.
(??) Драйвы учитываются как внутренние причины поведения в теории
(?) Скиннера
(!)Долларда
(!) Миллера
(?) Мишель
(?)Бандуры.
Истинно или ложно
(??) Организационное поведение — это исследование того, как организации ведут себя в различном окружении. И(!) Л(?)
(??) Из утверждения: «ОП пытается удовлетворить требования, предъявляемые различными ситуациями менеджмента» — вытекает вероятностный подход. И(?) Л(!)
(??) Организационное научение — это процесс приобретения знаний и использования информации для того, чтобы приспособиться к изменяющимся обстоятельствам. И(!) Л(?)
(??) Внешняя окружающая среда не имеет значения для организаций как открытых систем. И? Л(!)
(??) Когда президент проводит частые совещания, посвященные сообщениям о выполнении заданий, она осуществляет такую функцию менеджмента, как планирование. И? Л(!)
(??) Технические навыки, возможно, являются самыми важными для менеджеров высшего звена. И? Л(!)
(??) Осведомитель — это тот, кто раскрывает неэтичное поведение организации. И(!) Л(?)
(??) Исследователи предполагают, что вышестоящие лица организации являются причиной многих этических дилемм, с которыми люди сталкиваются на работе. И(!) Л(?)
(??)Закон повторяемости. Его суть в том, что чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. И(!) Л(?)
(??)Закон ассоциативного сдвига который говорит о том, что из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. И(?) Л(!)
(??)Закон готовности, суть которого в том, что образование новых связей зависит от состояния субъекта. И(!) Л(?)
(??)Закон эффекта - если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию, т.е. нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение. И(?) Л(!)
(??)При оперантном обучении подкрепляется не стимул, но поведение, операции, которые совершает субъект в данный момент и которые приводят к нужному результату. И(!) Л(?)
(??)Интеракционистский подход характеризуется убеждением, что человеческая природа и социальный порядок являются продуктом коммуникации в окружающей среде. И(!) Л(?)
(??)Открытость диссипативной системысостоит в том, что ее существование поддерживается постоянным обменом со средой веществом, информацией или энергией или тем и другим одновременно. И(!) Л(?)
(??)Реактивное образование – защитный механизм, благодаря которому индивид не признает некоторые болезненные или тревожные аспекты реальности или самого себя И(?) Л(!)
(??)Отрицание–защитный механизм, при котором неприемлемый импульс вытесняется и в преувеличенной форме развивается в ее противоположность И(?) Л(!)
Краткий ответ
(??) Что означает «ценить разнообразие на работе
(??) Что такое эффективный менеджер?
(??) Что такое социальное управление?
Множественный выбор
(??)Процессный подход в управлении …
(!)рассматривает управление как взаимосвязанные действия, функции
(?)направлен на согласование целей каждого подразделения и исполнителя с генеральной целью организации
(?)раскрывает и конкретизирует принцип системности
(?)состоит в том, чтобы увязывать приемы управления и решения с конкретной ситуацией
(??)Ситуационный подход – это …
(!)Концентрирование на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией
(?)Рассмотрение организации как системы состоящей из взаимосвязанных элементов
(?)Рассмотрение управления как непрерывной материи взаимосвязанных управленческих функций и процессов
(?)Совокупность принципов
(??)Какой из научных подходов к исследованию теории управления наиболее полезен практику?
(!)все подходы в комплексе
(?)процессный
(?)ситуационный
(?)целевой
(??)Когнитивный подход делает акцент ……
(!)на познавательных аспектах поведения
(?)на наблюдаемых формах поведения
(?)на познавательных аспектах и наблюдаемых формах поведения
(?)на психологических аспектах поведения
(??)Подход социальное научение делает акцент ……
(?)на познавательных аспектах поведения
(?)на наблюдаемых формах поведения
(!)на познавательных аспектах и наблюдаемых формах поведения
(?)на психологических аспектах поведения
(??)В основе теории «Х» лежит … стиль управления. Выберете пропущенное слово.
(!)авторитарный
(?)либеральный
(?)демократический
(?)ситуационный
(??)Стили руководства по Р. Лайкерту
(!)Консультативно-демократический
(!)Стиль, основанный на участии
(?)Харизматический
(?)Бюрократический
(??)Первая научная школа менеджмента – это …
(!)школа научного управления
(?)школа человеческих отношений
(?)классическая школа
(?)школа поведенческих наук
(??)Что главное в системном подходе к управлению?
(!)неразрывность субъекта и объекта управления;
(?)рассмотрение в комплексе всех факторов воздействия;
(?)выделение информации как главного фактора изменений;
(?)соблюдение принципа саморегулирования.
(??)Кто разработал иерархию потребностей человека?
(!)Маслоу
(?)Вебер
(?)Тейлор
(?)Файоль
(??)Какие потребности находятся на вершине пирамиды потребностей?
(!)физиологические потребности
(?)потребности в безопасности
(?)потребности в самовыражении
(?)потребности в признании
(??)Какие потребности лежат в основе иерархической теории А. Маслоу?
(!)самовыражения
(?)защищенности
(?)физиологические
(?)уважения
(??) Согласно теории справедливости, ключевой проблемой является _____
(!) социальное сравнение вознаграждений и усилий;
(?) равенство вознаграждения;
(?) равенство усилий;
(?) абсолютная ценность награды.
(??) Согласно теории ожидания, _______ — это вероятность того, что данный уровень эффективности приведет к определенному результату
(!) ожидание;
(?) набор средств;
(?) мотивация;
(?) валентность