Контригра против марсового блока на старших пунктах вашей базы.
Что делать, если соперник строит чрезвычайно опасный марсовый блок у вашей руки (в вашей базе) и вы не можете ничем помешать в этом построении?
Оказывается, в некоторых случаях есть возможность организовать контригру, создать иную угрозу сопернику, которая может оказаться даже опаснее для него, чем его марсовый блок – для вас.
Вспомним, какой блок соперника – самый опасный? Конечно блок на старших пунктах в базе.
Рассмотрим конкретную позицию.
Кажется, что игра для черных закончилась. Марс неизбежен. На зарах выпало 6:5. Ходить 15-21 – можно. Но это скорее затянет агонию. Большая вероятность, что после этого, в ближайшие 1-2 хода, белые займут пункт 22 и будет еще уже.
А, оказывается, у черных есть очень сильный ход. 6-11, 6-12. И вдруг выясняется, что черные тоже построили «глухой» блок. Это называется контригра.
Не факт, что черные здесь выиграют. Многое зависит от зар.
Но, обратите внимание:
- У белых множество пунктов, куда можно ходить. И они будут играть все, что бросят на зарах. Очевидно, что любой большой куш разрушит блок 16-20;
- Черные играть будут практически только 1 и 2. На что у них есть немалый запас с руки и небольшой в других пунктах. Т.е. все большие броски у черных будут пропадать, не разрушая их позицию. Блок черных намного прочнее, чем блок белых.
Теперь становится ясно, что белым надо было позаботиться об этом раньше. Например, держать шашку в пункте 12. А еще лучше и оба пункта 11 и 12.
При построении блоков, а прежде всего, при построении марсового блока в чужой базе на старших пунктах, надо не забывать о возможности соперника создать сборный блок в качестве контригры.
Рассматриваемая позиция очень характерная и очень поучительная.
Дело в том, что показанными событиями мотив контригры в той позиции не заканчивается!
Теперь очередь белых искать контригру и пытаться разрушить, казалось бы, бетонный блок черных.
Как здесь надо грамотно играть дальше за белых? Далее план игры в последовательности убывания приоритета. Т.е. первым – самое главное. Вторым второе по значимости и т.д.
- Замкнуть блок, поставив шашку в пункт 21;
- Занять пункт 9 (возможно, это даже важнее, чем достроить блок 16-21);
- При первой же возможности выстроить блок 19-24;
- Сразу же освободить пункт 18, а 16 и 17 держать.
Зачем все это?
Во-первых, не тратить зря запас ходов шашек в пунктах 1,3 и т.д. в 1-2 четвертях.
Во-вторых, открыв черным ход18, белые могут надеяться, черные при бросив 4:4, вынужденно откроют пункт 14 или при броске 3:3 откроют пункт 13. Блок будет «сломан». У белых появится шанс прорваться к своему дому, и марс черным гарантирован. На самом деле, даже просто несколько бросков с четверками и тройками «поломают» блок черных.
Конечно, это может и не сработать. Пара больших кушей, например 6:6 или 5:5, а потом 4:4, могут сломать блок белых, в том числе блок 19-24. Но, все же, контригра – это серьезное повышение шансов на выигрыш.
Если соперник построил сборный блок против вашего марсового блока на старших пунктах в чужой базе, надо организовать контригру. Конкретно - немедленно перестроить блок в дом, открыв сопернику старший ход с его руки, чтобы он сам разобрал свой сборный блок.
Здесь не просто так появилось слово «немедленно». У белых есть приличный запас ходов шашек в пунктах 1,3,5. Но, если сначала просто ходить этими шашками, а черные будут ходы, в основном пропускать, то, когда белые вынужденно перестроятся в дом, окажется, что у черных еще много запасных ходов, а у белых нет. Если черные не бросят 4:4 или 3:3, то благополучно дождутся, когда белые откроют как минимум пункты 19 и 20 и прорвутся в свой дом.
А если перестроиться сразу, то белые начнут расходовать свой запас одновременно с черными и шансов победить у белых станет намного больше.
В нашем исходном примере у черных слишком много шашек в руке и прием «слома» сборного блока не кажется эффективным.
Поэтому приведем другой пример.
Белые бросили 4:2. Что делать? Ломать блок черных!
7-9, 18-22! (сильный ход).
И сравните, что получилось теперь:
Очередь бросать зары у черных. Любая их тройка или четверка откроет белым дорогу к победе с марсом. И именно потому, что белые открыли пункт 18.
На самом деле есть и более простые и понятные варианты контригры. Например, построение такого же блока у чужой руки. Т.е. ваш соперник строит блок на вашей базе, а вы на его. Или он блокирует шашки в вашей руке, а вы строите опасный блок в его доме (не обязательно сборный). Разбирать подробно все это нет необходимости.