Нардовая топология (еще одно важное свойство).
Как правило, в игре важно иметь возможность сходить все четыре движения выпавших кушей. Однако нардовая доска ограничена 24 пунктами и зачастую бывает, что «негде развернуться». Чаще всего приходится ходить сразу несколько ходов с одного столбика на другой. С этой точки зрения есть на доске один маршрут, который можно выделить особо. Этот маршрут иногда называют «караванной тропой». Это ход 5:5 с руки: 1-6-11-16-21. И такой же ход с чужой руки. 13-18-23-4-9.
Все пункты на караванной тропе являются тоже особенными. Эти пункты имеют стратегическое значение на всех стадиях игры, кроме завершающей части игры. Среди них наиболее важные пункты 4, 6, и 18, 16.
Итак: первая рекомендация – занимайте пункт 18, чтобы перекрыть сопернику «караванную тропу». И занять пункт 16, чтобы самому можно было ходить 5:5 далеко от руки. Это первые цели, которые Вы можете обозначить, если у Вас есть выбор, какие пункты на базе соперника занимать.
Чтобы продолжить объяснение принципа «стремитесь захватить старшие пункты» рассмотрим еще пару примеров.
В этой позиции черным выпали те цифры, которые невозможно ходить с руки. Им приходится ходить те шашки, которые у них в запасе. Например, они могут сходить 20-2, 3-8. Или 16-21, 21-3. Оба варианта неприятны для черных. Слишком неудачно стоят шашки. Представьте себе, что следующий ход черных 5-5. Очевидно, что в этом случае, черные полностью оголят свою базу, и все черные шашки скопятся далеко от базы всего на 3 пунктах – 2,3,8.
Теперь второй пример.
Черным опять на зарах выпали цифры, которые не дают сделать ход с руки. Более того, представим себе, что следующий бросок будет 3:3. Подряд два броска у черных не позволяют ходить с руки. Однако, несмотря на это, открыть у руки придется только один пункт (например, пункт 19).
Почему такая разница в приведенных примерах: в первом разрушительные движения собственных шашек, во втором вполне приемлемые?
Когда перекрыты старшие пункты, свободные шашки должны делать ходы, передвигаясь на большие расстояния. Это усиливает разобщенность шашек на нардовой доске. Это сразу же ослабляет позицию соперника и соответственно дает Вам позиционное преимущество. А если перекрыты младшие пункты, происходят те же процессы, но в несколько раз медленнее. Кроме того, перекрытие старших пунктов приводит к разрушению «караванной тропы» и в значительной степени сокращает возможности организовать «тропы» для других кушей. Когда у соперника выпадают старшие куши – это приводит к очень серьезным ухудшениям его позиции. А несколько кушей могут вообще привести соперника к марсу.
Вторая рекомендация: старайтесь занимать старшие пункты у руки соперника.
Однако пользоваться рекомендацией «занимайте старшие пункты» можно только с учетом конкретной позиции.
В этой позиции есть два основных варианта хода. Первый вариант – атакующий, агрессивный, второй вариант– взвешенный, осторожный.
Вообще, базу соперника условно можно разделить на две зоны атаки: агрессивную и умеренную.
Обычно построение атакующих шашек в зоне умеренной атаки – вынужденное. Либо зар не дал достаточно очков продвинуть шашку дальше, либо ход с руки был важнее и в атаке сыграно оставшееся движение хода.
Для занятия пунктов в зоне агрессивной атаки, опытные игроки частенько жертвуют ходом с руки. Почему выгодно ставить шашки в эту зону мы уже разбирали.
На рисунке особенно выделен пункт 16, потому, что он относится к обеим зонам атаки. Кроме того, стоит вспомнить, что пункт 16 рекомендован к атаке в первую очередь, т.к. он лежит на «караванной тропе». Но есть еще одно свойство пункта 16. Это геометрический центр базы соперника. Т.е. если Вы поставите на пункт 16 шашку, соперник не сможет построить блока более чем в 3 шашки пределах своего выхода с руки. Через это пункт удобнее всего (если он всего лишь один) выводить шашки из второй четверти в четвертую и удобно заводить шашки в дом.
Если шашка будет не в центре, черные могут построить блок из более чем 3 шашек.
Умеренная атака:
- как правило, дает возможность выстроить хорошую защиту своей базы, соответственно сдержать агрессивную атаку соперника;
- через нее удобнее выходить шашки из второй четверти;
- обладает существенным позиционным недостатком: из нее трудно заводить шашки в дом, тем более в дальние пункты дома;
- приводит к повышению вероятности остаться в доме на минимуме пунктов (зачастую всего на одном пункт) с неудобной их расстановкой в доме;
- блокада пунктов в этой зоне слабо эффективна с точки зрения атаки как таковой.
Агрессивная атака:
- очень эффективна с точки зрения блокады шашек в руке соперника;
- из нее удобно заводить шашки в дом;
- очень гибкая позиция для тактической перестройки шашек из базы соперника в свой дом;
- требует значительных затрат очков, выпадающих на заре для продвижения шашек в зону агрессивной атаки;
- опасна возможностью построения блоков на пунктах 9-16 в качестве контригры соперника;
- построение в зону агрессивной атаки трудно сочетается с защитой собственной базы.
Теперь можно суммировать принципы атаки чужой базы в дебюте игры:
- Если есть выбор, лучше захватить пункты 16 или 18 в первую очередь.
- Старайтесь подтянуть в чужую базу как минимум вторую шашку.
- Если есть выбор – занимайте старшие пункты (17, 18, 19).
- Шашки желательно располагать подряд (16-17 или 17-18 или 16-17-18).. Разрывы между своими шашками нежелательны.
- Занимать крайние пункты в чужой базе (14 и 18) рекомендуется только при наличии еще шашек во второй четверти – в прямой видимости свободных пунктов базы соперника, готовых захватить еще пункты и обеспечить мостик.
Чтобы дальше разбираться в дебютной тактике и стратегии (и не только дебютной) необходимо правильно оценивать ситуацию на базе соперника и на своей базе.
Очень важно определять критическую ситуацию на базе соперника.
Критической для соперника является, как правило, потеря 4 пунктов у своей руки. Наличие трех пунктов для выхода с руки – состояние неустойчивого равновесия. Поэтому, если у вас есть шанс захватить четвертый пункт – можно пойти на риск: не ходить с руки, не занять свободный пункт у своей руки и т.д.
Критическое состояние соперника – это когда вероятность его проигрыша становится заметно выше 50%. Однако критичность состояния зависит не в последнюю очередь еще от двух факторов: наличия свободных шашек (запаса ходов) и количества оставшихся в руке шашек.