Организационные отношения в системе менеджмента
Каждое подразделение или отдельная должность, входящие в состав структуры управления, обладают определенными функциями. Их осуществление требует от участников управленческого процесса обладания определенными полномочиями, то есть совокупностью официально предоставленных прави обязанностейсамостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и выполнять действия в интересах организации.
Полномочия - Организационное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнения определенных задач.
Пределы полномочий определяются уставами, положениями, Должностными инструкциями, устными указаниями и в общем случае сужаются сверху вниз.
Сегодня ни один человек не в состоянии единолично решать все возникающие проблемы: их слишком много и они настолько специфичны, что требуют использования знаний и опыта многих людей. В связи с этим руководителю приходится расщеплять свои полномочия и распределять их между подчиненными, что дает возможность освободиться от второстепенных дел и приблизить принятие решений к месту их реализации.
Распределение управленческих полномочий в организации может осуществляться двумя путями:
- на основе единоначалия иразделения полномочий.Это предполагает, что полномочия принимаются только из рук непосредственного руководителя, который затем без крайней нужды не вмешивается в деятельность исполнителя, а лишь контролирует его и при необходимости оказывает помощь.
Единоначалие является также принципом управления, в соответствии с которым недопустимо руководство через голову (известный из истории средних веков принцип феодального вассалитета гласит, что «вассал моего вассала - не мой вассал»), а также подчинение (за исключением специальных случаев) нескольким руководителям;
- на основе множественного подчиненияи поглощенияполномочий, когда вышестоящий руководитель (обычно собственник), передавая подчиненному полномочия, одновременно полностью сохраняет их за собой. Это позволяет ему в любой момент вмешиваться в действия сотрудников всех нижестоящих уровней управления, что в предыдущем случае считается недопустимым.
Распределение полномочий происходит сверху вниз по уровням управления. В результате их обладатели получают необходимые права для принятия самостоятельных решений по определенному кругу вопросов без их обязательного согласования с руководством.
При этом возникает своего рода лестница полномочий, ступеньками которой эти уровни являются. Она отражает иерархию (соподчиненность) полномочий,ранг каждого участника управленческой структуры. Ранг закрепляется в статусе субъекта и выступает как фактор социального неравенства.
Масштабы полномочий, концентрируемых на том или ином уровне иерархии, определяются:
1) характером решаемых проблем. Так, чем они важнее и разнообразнее, тем значительнее должны быть полномочия соответствующего уровня. В обратном направлении действует разделение труда, которое упрощает отдельные операции, позволяет их стандартизировать, а следовательно, снижает потребность в дополнительных полномочиях, необходимых для принятия решений;
2) развитостью системы коммуникаций. Если можно без труда связаться с руководством и получить необходимые указания, больших полномочий исполнителю не требуется;
3) личными особенностями исполнителей (опытом, образованием, рассудительностью). Чем они выше, тем полномочий может быть предоставлено больше;
4) морально-психологическим климатом в организации. Если он благоприятен, исполнителям предоставляется значительная самостоятельность, которой они не будут злоупотреблять.
Количественно масштабы полномочий характеризуются величиной ресурсов, которыми данный уровень управления может распоряжаться самостоятельно, без согласования с вышестоящим уровнем, и числом лиц, которые юридически должны выполнять принятые решения.
При распределении управленческих полномочий в организации исходят из:
- достаточности их для решения поставленных задач;
- увязки с полномочиями тех, с кем субъекту приходится взаимодействовать;
- обеспечения четкости линии полномочий, известности, от кого они исходят, кому передаются и кто перед кем несет ответственность;
- обязанности исполнителя в их рамках самостоятельно решать все проблемы и нести полную ответственность за свои действия.
Выделяется несколько видов управленческих полномочий.
Распорядительныепредполагают, что их обладатели имеют право принимать решения, обязательные для исполнения теми, кого они касаются. Исходя из содержания решений эти полномочия бывают общими, линейными и функциональными.
1. В рамках общих полномочий принимаются решения, связанные с постановкой целей, выработкой стратегии, действиями в кризисной ситуации и пр. Ими обладает высшее руководство.
2. Линейные полномочия, предполагающие наличие прямой должностной связи между руководителями и исполнителями, означают, что первые предписывают вторым, что, когда и где те должны делать или, наоборот, не делать, чтобы обеспечить достижение поставленной цели. Линейными полномочиями обычно обладает руководство основных подразделений (производственных, сбытовых, финансовых и пр.).
Обычно в круг линейных полномочий входят вопросы оперативного управления технологическими процессами, организации труда персонала, приема и увольнения сотрудников, их оценки, поощрения и наказания, поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе и т. п.
3. Функциональные полномочия сводятся к принятию решений о том, как достичь целей, то есть о методах выполнения работы лицами, непосредственно подчиняющимися линейным руководителям. Для сохранения единства управления содержание и объем функциональных полномочий строго регламентируются.
Обычно ими обладают руководители таких служб фирмы, как плановая, бухгалтерская, кадровая и т. п., являющиеся главными специалистами в соответствующих направлениях.
Перечисленные виды полномочий, таким образом, связаны спринятием инициативных решений, влекущих за собой активные действия.
Обладатели рекомендательных полномочийпри необходимости могут давать советы, каким образомлучше всего решить тот или иной узкий вопрос. Но эти советы не являются обязательными для исполнения и не носят инициативного характера. Такими полномочиями обладают, например, консультанты.
Обладатели полномочий, которые можно назвать представительскими,по поручению руководства:
1) обеспечивают согласованное взаимодействие субъектов на низовых уровнях управления (координационные полномочия). Обычно ими располагают различного рода комитеты и комиссии;
2) проверяют в установленных рамках деятельность нижестоящих субъектов, получают от них необходимую информацию (контрольно-отчетные полномочия). Подобные полномочиямогут быть возложены на специальные подразделения, а также на функциональные службы (например, бухгалтерию).
Согласительные полномочиясостоят в том, что их обладатели в соответствии с законом обязаны выразить свое отношение к решениям, принимаемым в рамках распорядительных или координационных полномочий. К ним относятся:
1) предостерегающие полномочия. Ими располагает, например, юридическая служба, сотрудники которой проверяют соответствие таких решений действующим правовым нормам, указывают на содержащиеся в них ошибки и нарушения и предлагают их исправить. В противном случае они не ставят своей визы под документом. В то же время руководители могут игнорировать мнение юристов, беря на себя всю полноту ответственности за возможные последствия;
2) блокирующие (параллельные) полномочия. Ими обладает главный бухгалтер, без чьего согласия, оформляемого подписью, решение, реализация которого связана с затратой денежных средств, не является законным и не может исполняться.
Управленческие полномочия неотделимы от ответственности,то есть необходимости отдавать отчет за принятые решения, активные действия иих последствия. Различают два вида ответственности: общую и функциональную.
Общая имеет своим объектом создание условий, необходимых для осуществления той или иной деятельности. Например, руководитель организует подбор кадров, отдает распоряжения и т. п.
Функциональная ответственность связана с выполнением конкретной работы и является уделом исполнителя.
Если полномочия превышают ответственность, открывается свобода для административного произвола, поскольку многие действия руководителей могут остаться безнаказанными. Обратная же ситуация приводит к параличу активной деятельности из-за боязни негативных последствий для себя. Поэтому соответствие полномочий и ответственности в каждом звене управленческой структуры является одним из важнейших условий ее нормального функционирования.
Полномочия распределяются не всегда равномерно и могут быть по тем или иным причинам сосредоточены преимущественно на верхних или на нижних ее «этажах». Тогда в первом случае имеет место их централизация,а во втором - децентрализация.Но ни та, нидругая не бывают полными.
Полной централизации препятствует ограниченность знаний, опыта, квалификации, физических и психических возможностей людей; времени, которым они располагают, всилу чего им удается одновременно решать лишь определенное число проблем и усваивать конечный объем информации.
При полной же децентрализации организация может потерять управляемость и попасть в состояние хаоса.
Поэтому централизация в одном отношении требует одновременно обратного подхода в другом.
Например, излишнее сосредоточение решения тех или иных проблем в вышестоящей управленческой структуре приведет к тому, что большинство из них неизбежно будут приниматься на ее нижних этажах.
Централизация и децентрализация управления могут развиваться как вширь, так и вглубь. В первом случае речь идет об увеличении числа подконтрольных данному субъекту проблем; во втором - о принятии по ним более обстоятельных и детализированных решений.
На степень централизации управленческих полномочий влияют следующие обстоятельства:
1) дефицитность ресурсов, которые необходимо контролировать (если она высока, соответствующие полномочия обычно централизуются);
2) издержки, связанные с принятием решения (если результат непредсказуем, а последствия могут быть катастрофическими, решения принимаются на высших уровнях управления);
3) задача обеспечить единообразие в проводимой политике, что при значительной децентрализации весьма затруднительно;
4) размеры организации (чем она крупнее, тем сложнее координировать ее деятельность, и поэтому полномочия лучше децентрализовать, что приблизит принятие решений к месту их реализации);
5) динамика бизнеса, напряженность ситуации (когда нет времени для передачи информации или консультаций и решения лучше принимать высшему руководству);
6) исторические традиции организации;
7) наличие кадров, способных принимать квалифицированные решения на низовых уровнях.
Централизацияуправленческих полномочий:
- облегчает концентрацию усилий на ключевых направлениях деятельности организации;
- устраняет неоправданное дублирование работы и экономит затраты (например, вместо бухгалтерии в каждом подразделении в фирме создается единая служба с меньшим штатом сотрудников);
- сосредоточивает принятие решений в руках тех, кто лучше знает общую ситуацию, имеет больший кругозор, опыт;
- облегчает контроль и координацию работ. Однако централизация приводит:
- к большим затратам времени на передачу информации, ее потерям, искажениям;
- принятию решений лицами, в силу своего положения оторванными от жизни и плохо представляющими себе конкретную ситуацию;
- невозможности влиять на нее исполнителям, которым она хорошо знакома, навязыванию им этих решений (в результате они неэффективно реализуются на практике из-за отсутствия заинтересованности).
Значительное усложнение производственных и информационных связей, увеличение числа субъектов, входящих в организацию, степени их самостоятельности, территориальной разбросанности, быстрое изменение конъюнктуры, рост в геометрической прогрессии числа принимаемых решений и т. п. сегодня обусловили тенденцию к децентрализации управления.
Децентрализацияпозволяет:
- быстро разрабатывать и принимать решения (в том числе при участии непосредственных исполнителей), адекватно отражающие ситуацию; максимально использовать опыт и знания персонала;
- отказаться от детальных инструкций из центра, что снижает его перегрузку второстепенными проблемами и упрощает управление, снижает его бюрократизацию.
В современных децентрализованных организациях высшим руководством принимаются решения о главных целях, стратегии, долгосрочных планах, распределении ресурсов по подразделениям, оценке их деятельности, совершенствовании системы управления. Высшее руководство осуществляет общий контроль за подразделениями, способствует созданию благоприятного климата, разрешению конфликтов.
В то же время у децентрализации есть свои недостатки. К ним можно отнести:
- слабый учет или даже игнорирование в принимаемых решениях интересов других участников управления и организации в целом вследствие обособленности процесса их выработки;
- узость и тактический характер решений;
- необходимость их длительной «утряски» из-за отсутствия общих правил и процедур.
Делегирование полномочий –Передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Грамотное делегирование
– разгружает руководителя;
– повышает качество работы за счет передачи дел специалистам;
– мотивирует работников, создавая им дополнительные возможности удовлетворения некоторых потребностей.
Принцип делегирования полномочий будет эффективен, если:
подчиненные действительно знают и понимают, какие новые обязанности переданы им;
подчиненный не будет получать от другого начальника указаний через голову своего непосредст-венного руководителя;
подчиненный знает свои права и обязанности, без каких-либо неопределенностей;
исполнитель свободен в своих действиях, – чем менее заметно участие руководителя в выборе пу-тей реализации поставленных задач, тем лучше;
исполнитель уверен в своем праве индии на продуманный риск и в праве совершенствования ошибок. Это важно и как способ борьбы с рутиной в деятельности аппарата управления;
будут установлены конкретные цели и сроки выполнения задания;
подчиненный будет правильно понимать необходимость контроля ходя выполнения работы и да-вать объективную информацию об отклонениях от плановых показателей;
будут установлены положительные стимулы.
Коллективное управление
Коллективное управлениепредполагает, что руководитель передает дело выработки ипринятия решения группе подчиненных во главе с наиболее опытным из них. Сам он создает необходимые для работы условия, ставит задачи, формулирует требования, разрешает возникающие конфликты, консультирует.
На уровне организации коллективное управление происходит в рамках участия сотрудников в различных советах, комитетах, творческих группах. В процессе их работы решаются вопросы организации и регламентации труда и отдыха, вознаграждения, занятости, развития рационализаторства и изобретательства и пр.
Превосходство коллективных решений над индивидуальными обусловлено:
- наличием у группы большей информации;
- объединением интеллектуального потенциала участников;
- возможностью принять взвешенное решение;
- возникновением духа соревнования, повышающего активность каждого в деле выдвижения новых идей;
- возможностью быстрого обнаружения и исправления ошибок и пр.
Чем выше уровень развития группы, тем эти преимущества значительнее.
Коллективное управление эффективно в следующих случаях:
1) при необходимости найти решение многоаспектной задачи на основе объединения знаний и опыта специалистов разного профиля;
2) если требуется обеспечить участие в решении проблемы всех заинтересованных лиц, прежде всего будущих исполнителей, что стимулирует их заинтересованность в дальнейшей работе;
3) когда нужно объединить усилия тех работников, для кого проблемы не являются «своими» и которые не желают целиком брать на себя ответственность за их решение, но готовы разделить ее с другими;
4) когда необходимо улучшить внутренние отношения и обмен информацией в организации, обеспечить решению широкую поддержку.
Коллективное управление не целесообразно, если:
- проблема, которую необходимо решать, является частью должностных обязанностей конкретных лиц и они должны работать над ней самостоятельно;
- решение уже принято руководителем, и тот считает его единственно верным;
- имеется очевидный вариант и нет смысла искать лучший;
- способности членов группы существенно различаются, они недостаточно понимают свои задачи, не умеют наладить эффективное сотрудничество;
- существует опасность утечки коммерческой информации;
- отсутствует время на обсуждение;
- требуется строгая логичность мышления.
Коллективное управление несет в себе ряд опасностей:
1) повышенный риск принимаемых решений, обусловленный Разделением ответственности между участниками, надеждой каждого на остальных и одновременно его желанием выделиться;
2) игнорирование информации, не совпадающей с общими установками, что затрудняет поиск оригинальных вариантов;
3) консерватизм отдельных участников (особенно если они численно преобладают);
4) ограничение числа обсуждаемых альтернатив из-за нежелания лишний раз утруждать себя поиском решений даже после появления новых возможностей или препятствии, учитывать практические трудности;
5) подверженность групповому давлению.
Эти сложности можно в значительной мере преодолеть за счет правильного подбора членов группы с точки зрения их количества, социального статуса, профессионального и образовательного уровня, взаимопонимания, психологической совместимости. В результате повышается сплоченность, взаимная поддержка и ответственность и улучшается морально-психологический климат.
Успех коллективного управления определяется:
1) хорошим пониманием задач, ответственностью каждого за свой участок работы, готовностью отказаться от своего решения в пользу лучшего чужого;
2) активным обменом информацией;
3) своевременным поощрением;
4) хорошей организацией работы;
5) размерами группы.
Крупный коллектив способен решать сложные и разнообразные проблемы, ибо его участники обладают большим совокупным опытом, знаниями и квалификацией. Однако его действия сложно координировать, особенно при рассмотрении проблем, не имеющих однозначного решения. Кроме того, с увеличением числа членов группы вклад каждого в результаты сокращается, а ее общая эффективность падает, поскольку возникают «диффузия ответственности», попытки переложить свои обязанности на других, противоборствующие друг другу неформальные группировки.
2. Методы и функции управления
Функции управления – это направление или вид управленческой деятельности, характеризующийся обособленным комплексом задач и осуществляемый специальными приемами и способами.
в основе функции – процессный подход.
Последовательность функций: планирование- организация – мотивация – контроль.
координация – сквозная.
Среди основных характеристик функций управления можно выделить следующие:
1) однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления;
2) целевая направленность этих работ;
3) обособленный комплекс выполняемых задач.
Функция управления должна иметь четко выраженное содержание (набор действий в рамках функции), процесс осуществления (логическую последовательность осуществляемых в рамках функции действий) и структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление.
Выделение функций управления имеет большое значение.
функции управления организацией, их распределение по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное разделение труда.
Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления.
Таким образом, выявляется тесная взаимосвязь и взаимообусловленность структуры и функций управления.
выделение функций управления помогает совершенствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта.
изучение функций управления дает понимание сущности управленческой деятельности.
Выделяют общиеи конкретные,или специальные, функции.
Общие рассматриваются, как функции, обязательные к исполнению в любой организационной системе,
Конкретные,или специальные - как функции, отражающие специфику той или иной организационной системы.
Состав общих функций управления не зависит от объекта управления, эти функции выполняются по отношению ко всем объектам управления.
Общие функции: планирование- организация – мотивация – контроль-координация.
Планирование— это непрерывный процесс установления и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения ресурсов.
Организация как функция управления нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Организация непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.
Мотивация— это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и/или целей организации.
Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он состоит из установления норм, измерения полученных результатов и проведения необходимых корректирующих мер.
Конкретные функции управления связаны со спецификой объекта управления.
Выделение конкретных функций управления необходимо для организации управления, формирования штатов и организационной структуры.
Так как конкретные функции возникают в результате наложения общих функций управления на специфику объектов управления, то перечень таких функций зависит от перечня объектов управления и уровня декомпозиции самих функций.
Можно рассмотреть наложение общих функций управления на функциональные области менеджмента: стратегическое управление, маркетинг, инновационный менеджмент, управление персоналом, финансовый менеджмент, управление производством, которые выделились в процессе разделения труда в управлении в качестве самостоятельных участков работ. Это тоже даст представление о совокупности конкретных функций управления.
В качестве объектов управления могут выступать ресурсы, процессы и результаты.
Среди конкретных функций управления можно выделить
функции управления ресурсами,
функции управления процессами
функции управления результатами.
Функции управления ресурсами.Организации в процессе своей деятельности используют материальные, трудовые, финансовые, информационные, технологические и другие ресурсы. Соответственно выделяют конкретные функции:
• управление запасами;
управление финансами;
• управление персоналом и т.д.
Функции управления процессами.Влюбой организации протекает множество процессов, начиная от самого общего процесса управления, и до более конкретных: процессы реализации общих функций управления, процессы коммуникаций, принятия решений, производственный процесс. Важнейшими частями производственного процесса являются снабжение, производство и сбыт продукции. В соответствии с этим выделяют конкретные функции управления:
• управление материально-техническим снабжением;
• управление основным производством;
• управление вспомогательным производством;
• управление обслуживающим производством;
• совершенствование управления;
• управление сбытом;
• управление маркетингом и т.д.
Функции управления результатами.Крезультатам (выходам системы) относят: прибыль, рентабельность, объемы производства и реализации, затраты, качество продукции и т.д. Соответственно выделяют конкретные функции:
• управление качеством;
• управление производительностью;
• управление затратами и т.д.
Управление производством руководитель осуществляет с помощью различных методов управления. Если цель отвечает на вопрос – что?, то методы управления - как?(наиболее эффективно, с наименьшими затратами).
Методы управления - это способы, средства и приемы воздействия управляющей системы на управляемую с целью достижения поставленной цели при эффективном использовании трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов.
Направленность методов управления всегда одна – на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.
Методы управления складываются в определенный организационный механизм. Этот механизм формируется на разной основе – административной, экономической и социальной.
Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как методы кнута.
Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как методы пряника.
Социально-психологические методы основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как методы убеждения.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, культура трудовой деятельности.
Эти методы отличает прямойхарактер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Управленческое воздействие экономических и социально-психологических методов носит косвенный характер. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.
Административные методы управленияосновываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия.
Организационное воздействиенаправлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.
Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.
Организационное нормирование предусматривает большое количество нормативов, включающее:
· качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты организации и др.);
· технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.);
· эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта);
· трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования);
· финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка);
· нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет);
· материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой и т.д.);
· организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка, порядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации. Особое значение имеет нормирование информации, так как ее поток, объемы постоянно возрастают. В условиях функционирования в организации автоматизированной системы управления организуются массивы норм и нормативов на информационных носителях в информационно-вычислительном центре организации.
Организационно-методическое инструктированиеосуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в организации. В актах организационно-методического инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных современных средств управления, учитывается ценный опыт, которым обладают работники аппарата управления.
К актам организационно-методического инструктирования относят:
· должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности управленческого персонала;
· методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общее целевое назначение;
· методические инструкции, которые определяют порядок, методы и формы работы для решения отдельной технико-экономической задачи;
· рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления.
Акты организационного регламентирования, нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными. Они издаются руководителем организации, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, — совместно или по согласованию с соответствующими общественными организациями и обязательны для подразделений, служб, должностных лиц и работников, которым они адресованы.
Распорядительное воздействиевыражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера.
Они издаются, чтобы обеспечить соблюдение, исполнение и применение действующего законодательства и других нормативных актов, а также для придания юридической силы управленческим решениям.
Приказы издаются линейным руководителем организации.
Распоряжения и указания издаются руководителем производственной единицы, подразделения, службы организации, начальником функционального подразделения.
Приказ — это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить какое-то задание.
Распоряжение — это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей или заданием.
Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы. С этой целью оно устанавливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.
Экономические методы – это элементы экономического механизма, с помощью которых обеспечивается прогрессивное развитие производства.
В группу экономических методов управления предприятием следует включить методы экономического стимулирования, ценообразования, финансирования, кредитования; осуществление функций поставщиками и потребителями, финансовыми и банковскими органами и контроль за соблюдением платежной дисциплины; рациональное использование собственных оборотных средств; использование системы оплаты труда и материального поощрения работников предприятий; применение экономический мер воздействия на заказчиков, поставщиков, подрядчиков, транспортников и др.
Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование,которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления. С помощью планирования определяется программа деятельности организации. После утверждения планы поступают линейным руководителям для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы по определенному ряду показателей.
Например, мастер участка ежедневно получает сменно-суточное задание от администрации цеха и организует работу коллектива, используя методы управления персоналом. При этом мощным рычагом выступают цены на выпускаемую продукцию, которые влияют на размер прибыли организации. Руководитель должен заботиться о том, чтобы рост прибыли обеспечивался за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому необходимо применять четкую систему материального стимулирования за изыскание резервов по снижению себестоимости продукции и реальные результаты в этом направлении. Огромное значение в системе материального стимулирования имеет эффективная организация заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда. При рыночной системе хозяйствования в условиях сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой организации.
Плановое ведение хозяйства является главным законом функционирования любой организации, которая имеет четко разработанные цели и стратегию их достижения. В рыночной экономике проявление экономиче