Субблок управления СБУЦИС-01
Субблок управления цифровой информационной системой СБУЦИС-01 предназначен для выполнения функций, выполняемых входящими в его состав модулями, которые перечислены ниже.
В состав субблока СБУЦИС-01 входят следующие модули:
· модуль дистанционного управления цифровой информационной системой МДУ-01 - 1шт.;
· модуль преобразователя измерительного скорости МПИС-01 - 2 шт.;
· модуль связи МС-01 - 1шт.;
· модуль управления гребнесмазывателем МУГС-01 - 1шт.;
· модуль питания МП-050.
Модуль МДУ-01 предназначен для передачи:
· сигналов взаимодействия с оператором ДЦХ;
· речевых сообщений оператору ДЦХ от соответствующих блоков ЦИС;
· речевых сообщений от оператора ДЦХ в соответствующие блоки ЦИС по шинам.
1. Блок наддверного табло БНТ-07 4. Блок информационного табло БИТ-05
2. Блок экстренной связи БЭС-08 5. Блок подсветки рекламы и вентиляции БПР-03.
3. Блок подсветки рекламы БПР-01
Рис.83 Цифровая информационная система в салонах
Модуль МПИС-01 предназначен для измерения скорости движения поезда (вагона) по двум независимым каналам. Это методом преобразования частоты амплитудной модуляции входного сигнала, поступающего с датчика вращения шестерни редуктора (ДВШ), либо частоты следования входных импульсов при работе с импульсным датчиком (ИД) вращения колесной пары в значения скорости и ускорения движения. Измеренная скорость передается в виде цифрового кода по двум шинам САК на внешние средства отображения и регистрации, а также в виде частотного синусоидального сигнала в систему автоматической регулировки скорости (АРС) вагона.
МПИС-01 работает с бесконтактными индуктивными датчиками ДЧВ.
Модуль МПИС-01 в каждом из двух каналов преобразовывает частоту прохождения зубьев шестерни редуктора в рабочей зоне датчика ДЧВ, в значение скорости движения вагона U изм с учетом следующих значений:
· Диаметра колеса, соответствующего данному каналу
· Количества зубьев шестерни редуктора колесной пары
Также вычисляются ускорение Аизм (с дискретностью 0,01 м/сек. ) и расчетная длина пути до следующей станции (дискретность 1 м) на основе данных о расстоянии между станциями, получаемых от системы управления «Витязь-М» (БКПУ).
Измеренные значения скорости Uизм, ускорения А изм и других параметров движения выдаются каналом в виде цифрового кода по двум шинам САШ и САN в информационную систему поезда.
Каждый из двух каналов состоит из основного А и резервного Б подканалов. Резервный подканал должен быть постоянно включен.
Измерение скорости и ускорения выполняется одновременно в подканалах А и Б каждого из двух каналов измерения. При наличии неисправности в основном подканале используются значения скорости и ускорения, измеренные в резервном подканале.
В модуле имеется встроенная система диагностики технического состояния, которая обеспечивает:
· Формирование тестовых сигналов для имитации движения в рабочем диапазоне скоростей при стоянке вагона в депо по тестовому сообщению, полученному по шине
· Контроль целостности цепей катушки каждого ДВШМП, включая кабели и разъемы
· Контроль рабочего зазора между датчиком ДЧВ и зубом шестерни редуктора при движении вагона со скоростью более 10 км/час
· Выдачу в движении сигнала о неисправности при повороте ДЧВ вокруг продольной оси на угол больше ±(45±15)° относительно рабочего положения датчика. Результаты проверки технического состояния каждого из каналов модуля МПИС-01 индуцируется световыми индикаторами «СОСТОЯНИЕ 1» (первый канал) и «СОСТОЯНИЕ 2» (второй канал) следующим образом:
· Отсутствие неисправностей в канале - оба светодиода светятся зеленым цветом
· Наличие хотя бы одной некритической неисправности в канале - светодиод соответствующего канала светится желтым цветом
· Наличие критической неисправности в канале - светодиод соответствующего канала светится красным цветом
Примечание! Неисправность канала является критической (отказом), если не позволяет произвести измерение скорости в течение двух секунд и более. Прочие неисправности являются некритическими - дефектами.
Модуль связи МС-01 предназначен для:
· Трансляции сообщения из шины в шины
· Обеспечения возможности оператору вводить и контролировать параметры работы модулей МПИС посредством кнопок и восьмиразрядного сегментного цифрового дисплея
· Обеспечения возможности проверки на вагоне совместно с системой АРС во время стоянки поезда модулей БМЦИС-01 с помощью переносного стендового оборудования
Модуль содержит две изолированные СА1-шины для обеспечения обмена информацией блоков и модулей ЦИС с БКПУ головного вагона в соответствии с протоколом обмена БКПУ с абонентами управления.
Автоматически, после включения питания, модуль обеспечивает тестирование измерительных трактов скорости модулей МПИС-01 при отсутствии движения (V = 0), а также регистрацию неисправностей модулей МПИС.
Задаваемая частота сигнала модуляции должна соответствовать скорости 80 км/час. Длительность цикла тестирования - не более 5 сек.
Критерий исправности - скорость 80 км/час.
Модуль обеспечивает управление трехцветным индикатором текущего состояния подсистемы скоростемеров «СОСТОЯНИЕ». Свечение: при отсутствии не исправностей - зеленый цвет, при наличии только некритических неисправностей - желтый цвет, при наличии критических неисправностей - красный цвет.
Модуль управления гребнесмазывателем (МУГС предназначен для организации управления включением электропневмовентилей (ЭПВ) с целью обеспечения эффективного и оптимального режима подачи смазки форсунками гребнесмазывателя на гребни колес колесных пар на прямых и кривых участках пути.
Задаваемые интервалы пройденного поездом пути между включениями ЭПВ для подачи смазки на прямых участках пути (8см), на кривых (8см.пов) -(30-1400) м с дискретностью задания -10 м.
Задаваемая длительность сигнала включения ЭПВ форсунки –Т вкл 0,2-5,0 сек.
Задаваемая длительность паузы между сигналами включения ЭПВ форсунки- Тпауз 0,2-5,0 сек.
Порог обнаружения наличия криволинейного участка пути, в любом направлении, при движении вагона с угловой скоростью (Uугл) - 0,6±0,2 сек.
Время задержки подачи сигнала управления на ЭПВ с момента превышения порога обнаружения наличия криволинейного участка пути - 0,7±0,3 сек.
Пороговое значение отрицательного ускорения (замедления), рассматриваемое как признак начала торможения вагоном (Атор), - 1,0±0,2 м/сек.
Время задержки формирования сигнала на блокировку работы ЭПВ после обнаружения порогового значения отрицательного ускорения (замедления) - О,7±0,3 сек.
Максимальная скорость поезда, до которой должна обеспечиваться работа модуля Uмакс - 100 км/час.
Модуль содержит изолированную САМ-шину для обмена диагностической и управляющей информацией с модулями ЦИС, для получения информации о текущей скорости, ускорении, а также для программирования параметров.
Модуль определяет начало торможения вагоном по превышению отрицательным ускорением порога торможения (А изм. >А торм.) и блокирует подачу смазки. Модуль имеет на лицевой панели кнопку «КОНТРОЛЬ».
Модуль питания (МП-050) предназначен для обеспечения функциональных модулей ЦИС стабилизированным напряжением питания 5в.
Модуль работоспособен при питающем напряжении постоянного тока (40-90в) при номинальном напряжении 75 в. Содержит два независимых входа питания с возможностью горячего резервирования и сохраняет работоспособность при пропадании одного из питающих напряжений.
Субблок силовой СБСЦИС-01
Субблок силовой системы ЦИСпредназначен для питания фар, двигателей стеклоочистителя и смывателя лобового стекла, нагревателей зеркал, радиостанции и выполнения других функций.
В состав субблока силового СБСЦИС-01 входят следующие модули:
· Модуль питания МП-24 предназначен для питания и управления лампами наружного освещения (фар группы -1 и группы -2), двигателей стеклоочистителя и смывателя лобового стекла кабины машиниста или двух других нагрузок с номинальным напряжением питания 24 в при токе 3 а
Номинальное выходное напряжение модуля 24± 1 в, номинальный выходной ток (выходов 1 и 2) - 3 а.
· Модуль питания МП-13 предназначен для питания радиостанции или другой нагрузки с номинальным напряжением 13 в при токе до10 а
· Модуль МУОС предназначен для управления обогревом лобового стекла и зеркал заднего вида кабины машиниста с целью предотвращения их запотевания на основе измерений температуры воздуха с помощью резистивного датчика, установленного на поверхности лобового стекла.
Подключаемый датчик температуры - терморезистор.
Модуль обеспечивает постоянную диагностику как собственного технического состояния, так и исправности нагревателей.
· Модуль управления вентиляторами (МУВ) предназначен для питания и управления двумя вентиляторными субблоками СБВ, охлаждающими субблоки СБУЦИС-01 и СБСЦИС-01.
Модуль измеряет температуру воздуха в нижней и верхней частях субблока СБУЦИС-01 и трехступенчато регулирует напряжение их питания.
В процессе работы модуля обеспечивается постоянная диагностика его технического состояния, а также исправность управляемых субблоков СБВ.
Блок мониторов (БМЦИС-01)
Блок мониторов системы ЦИС предназначен для:
· Отображения на двух мониторах, размещенных на ПМО головного вагона, скоростных параметров движения, режимов работы и признаков состояния системы АРС, а также режимов работы и работой ЦИС
· Передачи речевых сообщений между машинистом управляемой кабины и пассажиром (экстренная связь), машинистами головной и хвостовой кабин (меж кабинная связь), от машиниста головной кабины в пассажирские салоны вагонов (громкая связь), между машинистом и оператором ДЦХ
· Воспроизведения речевых и текстовых сообщений о маршруте движения для прямого и обратного движения по 16 линиям, хранящихся в съемной энергонезависимой памяти модуля, по командам машиниста или командам дистанционного управления от БКПУ или ДЦХ («цифровой магнитофон»)
· Хранения сообщений, передававшихся по экстренной, громкой, меж кабиной связи, а также связи с ДЦХ
· Мониторинга исправности блоков во время работы
· Передачи в блоки информационных табло БИТ типа «бегущая строка» текстовой и мнемонической информации о маршруте движения или иного характера
· Передачи в блоки маршрутных табло БМТ названия линии движения или пункта назначения
· Передачи в блоки наддверных табло БИТ информации о местоположении поезда на конкретной линии метрополитена, а также статических изображений рекламного характера
· Передачи в БКПУ информации о воспроизводимых сообщениях
· Воспроизведения заданного командой дистанционного управления сообщения
Блок БМЦИС содержит два независимых входа питания с возможностью горячего резервирования и сохраняет работоспособность в случае пропадания одного из питающих напряжений.
Объем памяти речевых сообщений обеспечивает непрерывное воспроизведение речевых сообщений в течение не менее 60 мин для каждой из линий.
Суммарная длительность звучания всех сохраняемых сообщений по экстренной, громкой, меж кабиной связи, сообщений оператора ДЦХ - не менее 16 ч.
Монитор МФМС, входящий в состав БМЦИС отображает следующую информацию:
· Шкалу в виде полуокружности с максимальной индуцируемой скоростью 100 км/час. (дискретность - 10 км/час)
· Скорость движения поезда при помощи стрелки и шкалы, а также в виде двухзначного цифрового кода (источник информации - модули МПИС)
· Допустимую скорость движения Uдоп в виде красного сектора на шкале скорости, между отметками Uдоп и 100 км/час (источник информации - блок БКПУ системы управления поездом)
· Предупредительную скорость Uпред в виде желтого сектора на шкале скорости, между отметками Uпред и Uдоп (отображается только при Uпред <Uдоп, источник информации - блок БКПУ)
· Рекомендуемую скорость Uрек. в виде зеленого треугольника на шкале скорости (источник информации - блок БКПУ)
· Пройденный вагоном за время эксплуатации путь в виде шести цифр (располагается ниже двухзначного цифрового кода скорости)
· Длину пути до следующей остановки в виде линейной шкалы с цифровым обозначением километража, длина шкалы фиксированная (источник информации - модули МПИС)
· Стрелкой в правом верхнем углу направление движения поезда «Вперед/Назад» (источник информации - модули МПИС)
· Рядом с вышеуказанной стрелкой одного из символов:
-РС («Равенство скоростей») - зеленого цвета
-ОЧ («Отсутствие частоты») - красного цвета
-АО («Абсолютная остановка») - красного цвета. Источник информации - блок БКПУ.
· Под стрелкой направления движения следующих символов:
- режима работы - 2/6, 1/6, ДАУ, ФРМ, РК (цвет светло-желтый)
- ЭТ («Включение экстренного тормоза») - цвет красный
- Т («Торможение эффективно») - цвет зеленый
- Символ исправности системы АРС
Источник информации - блок БКПУ системы управления поездом.
Монитор информатора МИНФ отображает следующую информацию:
· Линию, маршрут и соответствующий список речевых сообщений, воспроизводимых цифровым магнитофоном, с указанием текущего сообщения для воспроизведения
· Информацию о состоянии работы цифрового магнитофона и работы системы громкой связи
· При поступлении вызова от одного из блоков экстренной связи (БЭС) - заводской и позиционный - номер вагона в составе поезда, из которого производится вызов, позиционный номер БЭС в вагоне
· При поступлении вызова от нескольких БЭС - список очереди с указанием заводского и позиционного номеров вагонов, позиционного номера каждого вызывающего БЭС
· Диагностическую информацию о состоянии всех блоков системы во время работы на линии
· Информацию, необходимую для настройки параметров всех блоков и модулей ЦИС, имеющих связь с БМЦИС
· Диагностическую информацию и команды управления при работе со стендовым оборудованием.
В случае неисправности многофункционального монитора скорости МФМС монитор информатора МИНФ выполняет его функции. При этом допускается часть сообщений информатора не отображать.
БМЦИС-01 содержит кнопки управления без фиксации для работы с меню монитора МФМС и монитора МИНФ (перемещение курсора, входа в подменю и возврата из подменю, функциональные кнопки).
Блок БМЦИС-01 определяет и передает по шине управления в соответствующие блоки и модули ЦИС состояние следующих внешних кнопок управления:
· «ЛИНИЯ» с фиксацией - для подключения микрофона к системе громкоговорящей связи
· «ВЫБОР МАРШРУТА» с фиксацией - для выбора последовательности сообщений прямого или обратного маршрутов выбранной при активации блока управления линии
· «УСТАНОВКА В НАЧАЛО» без фиксации - для установки в начало речевых и мнемонических сообщений выбранного маршрута
· «ПУСК ЗАПИСИ» без фиксации - для начала воспроизведения очередного блока речевых и мнемонических сообщений выбранного маршрута
· «МИКРОФОН» без фиксации - для включения микрофонного устройства машиниста
· «СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ» с фиксацией - для включения стеклоочистителя лобового стекла кабины машиниста
· «ОМЫВАТЕЛЬ» без фиксации - для включения омывателя лобового стекла кабины машиниста
· «ОБОГРЕВ СТЕКЛА» с фиксацией - для включения обогрева лобового стекла и боковых зеркал кабины машиниста
· «СВЯЗЬ с ДЦХ» без фиксации - для передачи сообщения оператору ДЦХ
Начало воспроизведения установленного речевого сообщения из памяти БМЦИС осуществляется кратковременным нажатием кнопки «ПУСК ЗАПИСИ».
По завершению воспроизведения установленного речевого сообщения происходит автоматическая установка воспроизведения «цифрового магнитофона».
При следующем нажатии кнопки «ПУСК ЗАПИСИ» происходит воспроизведение речевого сообщения из памяти БМЦИС, следующего за воспроизведенным сообщением.
При отжатой кнопке «ВЫБОР МАРШРУТА» речевые сообщения воспроизводятся для движения в прямом направлении «МАРШРУТ-1», а при нажатой кнопке - в обратном, «МАРШРУТ- 2».
Передача сообщения во вторую кабину, при отсутствии вызовов от БЭС и отжатой кнопке «ЛИНИЯ», осуществляется при нажатии и удержании кнопки «МИКРОФОН». При этом во второй кабине прозвучит вызывной сигнал и включится тракт приема. Получение ответа - после отпускания кнопки «МИКРОФОН».
Считывание и просмотр архива сообщений по системе экстренной, громкой, межкабиной связи, сообщений оператора СЦ выполняется через розетку на задней панели блока при помощи специализированного программного обеспечения.
Блок экстренной связи (БЭС)
Блок предназначен для обеспечения пассажиров поездов метрополитена экстренной полудуплексной речевой связью с машинистом или оператором ДЦХ.
Максимальное время сеанса связи между пассажиром и машинистом (45±5) сек, и между пассажиром и оператором ДЦХ- (60±5) сек. Блок устанавливаются в салонах головных и промежуточных вагонов (по два блока в каждом вагоне).
Изделие имеет встроенную цветную видеокамеру.
Конструктивно изделие выполнено в виде моноблока (Рис.84).
Рис.84 Блок экстренной связи
На передней панели БЭС расположены:
· Кнопка «НАЖМИТЕ ДЛЯ ВЫЗОВА» (для вызова машиниста пассажиром)
· Трехцветный индикатор«ГОВОРИТЕ», предназначенный для индикации зеленым цветом - режима связи пассажира с машинистом, красным цветом - режима ожидания очереди, желтым цветом - режима настройки
· Микрофон
· Видеокамера
Для передачи сообщения машинисту поезда пассажиру необходимо нажать кнопку «НАЖМИТЕ ДЛЯ ВЫЗОВА», расположенную на лицевой панели блока.
Вызов пассажира поступает по системе экстренной связи ЦИС машинисту и по системе связи с ДЦХ его оператору. Если машинист не занят переговорами с другим пассажиром, то светодиодный индикатор «ГОВОРИТЕ» светится зеленым цветом, а его громкоговоритель произнесет фразу - «говорите». В случае занятости машиниста вызывающее изделие устанавливается в очередь, индикатор светится красным цветом и громкоговоритель воспроизводит фразу «Машинист занят. Ждите».
Пассажир передает информацию машинисту в полудуплексном режиме, при этом оператор ДЦХ имеет возможность прослушивать передаваемое сообщение
Через (45±5)сек. БЭС отключается от канала связи с машинистом и выключит сигнал вызова оператора ДЦХ. Светодиодный индикатор «Говорите» гаснет» и его громкоговоритель воспроизводит фразу «Конец связи».
Если сигнал ответа машиниста поступает до истечения времени на сеанс, то изделие воспроизводит сообщение передаваемое от машиниста. При этом передача сообщений от пассажира прекращается. Эта же информация будет передаваться и оператору ДЦХ.
Если машинист принимает решение о прекращении сигнала связи до истечения (45±5) сек, то по его сигналу изделие отключается от канала связи с машинистом и выключает сигнал вызова оператора ДЦХ.