Устройство кулачкового контактора кэ-153

Устройство электровоза

конспект лекций

часть 7

Аппараты управления

Преподаватель П.В. Старшинов

г. Свободный

2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Электромагнитные вентили. 197

Устройство кулачкового контактора КЭ-153. 198

Вентиль защиты. 198

Вентиль токоприёмника ЭВТ-54. 200

Блокировочные переключатели. 201

БП-149 – схемный №БП. 201

БП-179 – схемный №ПР. 202

БП-207 – схемный №436. 202

Устройство переключения воздуха УПВ-5. 202

Кнопочные выключатели. 203

Пневматический выключатель управления. 205

Контроллер машиниста. 206

КМ-84. 206

КМ-27. 209

КМ-35-01. 211

Панель пуска расщепителя фаз ППРФ-300. 214

Межэлектровозные соединения, штепсельные разъемы. 216

Электроизмерительные приборы. 219

Аккумуляторная батарея 42 НК-125. 221

Расположение кранов на ВЛ80с. 222


Электромагнитные вентили.

Назначение. Электромагнитные вентили предназначены для дистанционного управления работой пневматических приводов и других устройств, использующих сжатый воздух.

Состоят из двух основных узлов: электромагнита и распределительной клапанной коробки.

Электромагнит состоит из катушки 13, залитой эпоксидным компаундом в стальной втулке, являющейся частью магнитопровода, стопа 11 (сердечник), фланца 15 и якоря 14. К фланцу крепится изолятор 18, в котором размещены два вывода 1 катушки 13. К выводам крепятся шинки. На изоляторе установлена полиэтиленовая крышка 19, через центральную тонкую перемычку которой можно вручную привести в действие вентиль, нажав на гайку 17. Якорь 14 в воротниковом соединении фланца 15 фиксируется от радиальных смещений рядом шариков 16, расположенных в пазу якоря. Якорь навинчивается по резьбе на шток 12 и фиксируется от отворачивания гайкой 17.

Распределительная клапанная коробка состоит из корпуса 6, имеющего уплотнительные бурты по месту размещения впускного 4 и выпускного клапанов 9, размещенных на шпильке 7 в центральном отверстии корпуса. На клапанах 9 и 4 завальцовкой закреплены резиновые, шайбы 8 и 5. Шток 12 якоря 14 жестко связан со шпилькой 7 клапанов резьбовым соединением, уплотненным резиновым кольцом 10. Впускной клапан подрессорен пружиной 3, опирающейся на штуцер 2 или пробку 2, завиченные в корпус и установленные на паронитовую прокладку. Работа вентиля осуществляется следующим образом. При возбуждении катушки якорь электромагнита, притягиваясь к сердечнику, давит на шток выпускного клапана и, преодолевая усилие сжатого воздуха, действующего на впускной клапан, и усилие пружины, смещается вниз. Впускной клапан при этом открывается, выпускной перекрывает атмосферное отверстие и воздух поступает в цилиндр исполнительного устройства. устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru 1. – вывод; 2. – штуцер или пробка; 3. – пружина; 4,9. – клапана; 5,8. – шайбы; 6. – корпус; 7. – шпилька; 10. – кольцо; 11. – стоп (сердечник); 12. – шток; 13. – катушка; 14. – якорь; 15. – фланец; 16. – шарики; 17. – гайка; 18. – изолятор; 11. – крышка.

При снятии напряжения с электромагнита под действием пружины и усилия сжатого воздуха впускной клапан закрывается, открывается выпускной. Воздух из цилиндра управляемого устройства поступает в атмосферу. При нажатии вручную на кнопку 5 происходят те же действия, что и при возбуждении катушки.

Отличие вентилей состоит в разном исполнении корпуса распределительной коробки и различном подводе сжатого воздуха во впускную камеру.

Вентиль защиты

Схемный №104 (ВЛ80С), №У1 (ЭП1)

Предназначен для обеспечения безопасности при обслуживании электровоза, путем блокирования входа в ВВК при наличии в ней высокого напряжения.

Состоит из воздухораспределительной коробки на которой установлены два электромагнитных вентиля:

1. постоянного тока на 50В – включающий;

2. переменного тока на 380В – удерживающий.

Якорь вентилей жёстко связаны со штоками, на которых закреплены 2 клапана:

v впускной – нижний;

v выпускной – верхний.

устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru Штоки нагружены пружинами под усилием которых впускные клапаны закрыты, а выпускные открыты и сообщают пневмоблокировки штор ПБ1 и ПБ2 с атмосферой. В средней части распределительной коробки имеется переключательный клапан, который при обесточивании одного из вентилей исключает выход воздуха из пневмоблокировки в атмосферу.
1, 4 – латунные втулки; 2 – полиэтиленовые втулки; 3 – переключательный клапан; 5, 6 – вентиль; 7 – рычаг; 8 – кронштейн.
Электропневматическая схема включения вентиля защиты
устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru
1 – вентиль защиты; 2 – пневматический выключатель; 3 – токоприемник; 4 – вентиль токоприемника ЭВТ-54; 5 – пневматические блокировки.

Принцип работы. При включении кнопки «Токоприёмники», получает питание катушка вентиля защиты сх.№104 на 50В от АБ. В этом вентиле шток с клапанами перемещается вниз. При этом выпускной клапан закрывается, а впускной открывается пропуская воздух к пневмоблокировкам дверей ВВК. При этом переключательный клапан смещается в крайнее правое положение (в сторону вентиля на 380В). Если двери штор ВВК закрыты, то штока пневмоблокировок выходят пропуская воздух к клапану токоприёмника сх.№245. При включении кнопки «Токоприёмник задний или передний», на клапан сх.№245 подается питание, он пропускает сжатый воздух к пневмоприводу токоприемника поднимая его. После включения ГВ наводится напряжение в обмотке ОСН и получает питание катушка второго вентиля на 380В, который так же открывает впускной клапан. Если хотя бы один из вентилей будет под питанием, воздух из пневмоблокировок не выйдет и двери ВВК будут закрыты.

Например: отключили кнопку «Токоприёмники», сняв питание с катушки вентиля на 50В, но по какой то причине токоприёмник не опустился и ГВ включено, т.е. тяговый трансформатор под напряжением и соответственно вентиль на 380В тоже под питанием, исключая выход воздуха из пневмоблокировок дверей ВВК, поэтому двери остаются заблокированы.

В случае неисправности катушки вентиля на 50 В для включения вентиля защиты имеется рычаг ручного включения при воздействия на который, мы принудительно нажимаем на шток с клапанами вентиля на 50 В, который пропускает воздух к пневмоблокировке, а после поднятия токоприёмника и включения ГВ вентиль защиты работает от клапана на 380 В.

На электровозах с №967, применяются оба вентиля на 50В. Один так же получает питание от АБ, другой от ОСН через понижающий трансформатор и выпрямительный мост расположенные на специальной панели установленной над дверью в БСА-2.

БП-149 – схемный №БП

Предназначен для переключения цепей управления из тяги в реостатное торможение и обратно.

устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru

Работа. При подаче 50В на катушку одного из вентилей, воздух перемещает поршень и зубчатая рейка входит в зацепление с зубчатым колесом на валу кулачковой шайбы. Вал поворачивается и переключает блокконтакты.

В случае неисправности катушек, или заедании вентилей, кулачковый вал можно повернуть вручную, нажав на грибок вентиля или повернуть рычаг.

БП-179 – схемный №ПР

Предназначен для включения и выключения секций электровоза при помощи тумблеров 501-504.

По конструкции и принципу действия аналогичен БП-149, только имеет на валу 9 кулачковых шайб. Расположен в БСА-2 справа от МК.

На электровозах до №1261 необходимо было сначала сбросится до нуля, после чего отключить необходимую секцию тумблером, а с №1261 тумблер можно отключить на позициях.

БП-207 – схемный №436

Предназначен для дистанционного включения цепей сигнализации при помощи тумблеров 401-404 необходимой секции.

По конструкции так же аналогичен БП-149 но только на валу имеет 16 кулачковых шайб и один электромагнитный вентиль. Вместо второго вентиля установлена возвратная пружина. Переключатель имеет 2 положения «вкл» и «откл». Работа. При включении на пульте тумблеров 401-404 получит питание катушка вентиля на соответствующей секции и сжатый воздух преодолевая усилия возвратной пружины перемещает поршень, который поворачивает кулачковый вал замыкающий блокконтакты 436 в цепи сигнализации. При отключении вентиля, под действием возвратной пружины, блокконтакты отключаются. Установлен в БСА-2 возле МК. устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru

Кнопочные выключатели.

Назначение. Кнопочные выключатели КУ предназначены для управления вспомогательными цепями электровоза.

Технические данные

Номинальное напряжение ………………………………………………………………………………………… 50 В
Номинальный ток ……………………………………………………………………………………………………… 15 А
Коммутируемый ток при индуктивной нагрузке с постоянной времени 0,05 с … 10 А
Раствор контактов ……………………………………………………………………………………………………… 7 мм
Контактное нажатие ……………………………………………………………………………………………………… 0,35 кгс
Усилие переключения рукояток ………………………………………………………………………………… 1,2 кгс

Конструкция. В корпусе 3 между двумя фланцами установлен валик 14с рукоятками 9. Рукоятки имеют возможность вращаться независимо друг от друга (при отсутствии механической блокировки). Подвижной контакт 8установлен в V-образных углублениях рукоятки и переключается пружиной 10при повороте рукоятки из одного крайнего положения в другое. Ограничителями поворота рукояток служат отбортовка корпуса и валик 11. Подвижной контакт соединен с выводом 5 гибким шунтом 4. Неподвижные контакты 2и выводы укреплены на изоляционной планке 6. Для увеличения надежности и коммутационной способности подвижные и неподвижные контакты имеют напайки из серебра.

устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru

Сверху корпус закрывается крышкой 1. На корпусе против каждой рукоятки укреплена табличка 13с наименованием цепи, коммутируемой данным контактом.

В зависимости от назначения выключатели могут иметь съемную рукоятку 7, которая служит ключом. При повороте этой рукоятки валик 11своими пальцами 12блокирует рукоятки выключателя. При снятой рукоятке заблокированные контакты включить нельзя. Вынуть рукоятку при включенных кнопках также нельзя.

Выключатели различных типоисполнений отличаются друг от друга размерами корпуса, числом рукояток, схемой внутреннего соединения выводов.

Контроллер машиниста.

Предназначены для дистанционного управления режимами работы электровоза путём переключения блокировок в цепях управления.

КМ-84

Состоит из двух металлических оснований соединённых четырьмя металлическими рейками на которых установлены контактные элементы КЭ-153. Между основаниями в шарикоподшипниках расположено 3 кулачковых вала:

Главный вал – внутри полый, сквозь него проходит реверсивный вал, имеет 5 кулачковых шайб которые переключают 10 контактных элементов. Имеет шесть фиксированных позиций и два нефиксированных положения.

Реверсивный вал – имеет 4 кулачковые шайбы и переключает 7 контактных элемента. Рукоятка съёмная, но только в нулевом положении. Служит для изменения направления движения локомотива вперёд или назад, а так же увеличение скорости движения путём включения схемы ослабления поля. Имеет шесть фиксированных рабочих положения.

Тормозной вал – имеет 3 кулачковых шайбы и переключает 5 контактных элемента. С тормозным валом связан ротор сельсин датчика СД, который закреплён на верхнем основании и посылает сигнал в БУРТ в режиме реостатного торможения.

Для исключения неправильного действия машиниста, валы связаны между собой механической блокировкой состоящей из рычагов с пружинами и дисков с фигурными вырезами. Блокировка обеспечивает:

1. Реверсивная рукоятка в нуле, при этом главная и тормозная так же в нуле;

2. Реверсивная и главная в рабочем положении, фиксируют в нулевом положении тормозную рукоятку в нуле;

3. Реверсивная и тормозная в рабочем положении, фиксируют в нулевом положении главную рукоятку в нуле;

На верхнем основании так же расположен задатчик тормозной силы с рукояткой, которая имеет 12 положений. Переключая их можно изменять тормозную силу от 20-50 т.с.. На последних сериях электровоза, реостатный тормоз модернизирован применением БУРТ-001М, а так же у контроллера машиниста убран задатчик тормозной силы, вместо которого установлен двухпозиционный тумблер SA имеющий два положения «В» и «V». СД в зависимости от положения тумблера выполняет две функции:

Ø Положение «В» - тормозной рукояткой задаётся тормозная сила увеличение происходит по часовой стрелки;

Ø Положение «V» - тормозная рукоятка является задатчиком скорости. По указателю скорости на пульте машиниста поворачиваем рукоятку по часовой стрелке, уменьшаем задаваемую скорость.

Положения валов КМ.

Главный вал

Фиксируемые положения:

1. «0» – отключенное положение – ЭКГ на нулевой позиции, ЛК выключены.

2. «АВ» – автоматическое выключение - происходит безостановочный сброс позиций до нуля.

3. «РВ» – ручное выключение – происходит сброс одной позиции.

4. «ФВ» – фиксация выключения – происходит подготовка схемы для сброса одной позиции ЭКГ.

5. «РП» – ручной пуск – при этом происходит набор одной позиции.

6. «ФП» – фиксация пуска – подготовка для набора одной позиции.

устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru

Нефиксированные позиции:

1. «АП» – автоматический пуск – при этом происходит безостановочный набор позиций ЭКГ.

2. «БВ» – быстрое выключение – при этом происходит снятие питания с 4УД и отключение ГВ.

Реверсивный вал

1. «0» – нулевое – все рукоятки находятся в нуле.

2. «ПП вперёд» – полное возбуждение – реверсора вкл. для движения вперёд.

3. «ПП назад» – полное возбуждение – реверсора вкл. для движения назад.

4. «ОП1,2,3» – ступени ослабления поля.

Тормозной вал

1. «0» – нерабочее положение - схема собрана в режиме тяги.

2. «П» – подготовки сх. для сбора реостата – ждём до погасания лампы «ТД».

3. «ПТ» – предварительное торможение - тормозная сила при этом возрастает до 10-12т.с.

Используется для сжатия состава.

4. «Т» – торможение – происходит торможение - в зависимости от задаваемой скорости от 110 – 0 км/ч.

КМ-27

Контроллер машиниста КМ-27 выполняет те же функции, что и КМ-87 (электровоз ВЛ65, ВЛ85). Устройство КМ-27 аналогично КМ-87. Отличие его от КМ87 состоит в уменьшенном количестве кулачковых шайб и контакторов, и применении в нем в качестве датчиков переменных резисторов типа СП4-8-2"а"-1 кОм вместо сельсинов БД1501. При этом на панели диоды заменены на плату усилителей тока. Валы переключателей главного и скорости соединены с осями резисторов через поводки.

Состоит из трех переключателей управления. Пять рам, скрепленных шестью плоскими рейками составляют каркас аппарата. В каркасе на подшипниках установлены три вала: главный 10, реверсивно-режимный 12 и вал скорости 5. Вал скорости и реверсивно-режимный вал выполнены соосно. Валы в совокупности с кулачковыми контакторами 9 составляют переключатели: главный и реверсивно-режимный.

Главный переключатель служит для управления электровозом в режимах тяги и рекуперативного торможения.

Реверсивно-режимный переключатель служит для подачи команд на изме­нение направления движения и на изменение режима работы электровоза (тяга или рекуперативное торможение), а также для ослабления возбуждения тяговых электродвигателей.

На валах главного и реверсивно-режимного переключателей установлены кулачковые шайбы воздействующие своими профилями на ролики кулачковых контакторов, установленных на рейках каркаса. Каждый кулачковый контактор имеет отдельную кулачковую шайбу. Обозначения выводов кулачковых контакторов нанесены на рейках каркаса.

Вал скорости не имеет кулачковых шайб и кулачковых контакторов, на нем установлено два диска: один для механического блокирования между валами, другой для ограничения поворота вала.

От самопроизвольного перемещения главный вал и вал скорости имеют дополнительный тормоз, в котором бронзовые стаканы, опираясь на диск, с помощью пружин, создают усилие, достаточное для удержания вала в определенном положении.

устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru

Контроллер машиниста имеет механизм блокирования валов, который состоит из дисков установленных на валах, рычагов и пружин. Механизм блокирования обеспечивает следующие взаимодействия валов:

1. невозможность перемещения главного вала в рабочее положение при нулевом положении реверсивно-режимного вала;

2. невозможность перемещения главного вала из положения "П"в положе­ние "HP" при положении "Р" реверсивно-режимного вала и рабочем положений вала скорости. При этом должна обеспечиваться возможность перевода главно­го вала из рабочего положения в положения "О" и "БЕЗ" при любом положении вала скорости;

3. возможность установки главного вала в любое положение при положе­ниях ПП, ОП1, ОП2, ОПЗ реверсивно-режимного вала и любом положении вала скорости;

4. невозможность перемещения реверсивно-режимного вала в нулевое положение, а также в положение "Р" и наоборот при рабочем положении главного вала.

На верхней крышке 11 расположены рукоятки реверсивно-режимного вала 13, вала скорости 16 и штурвал 1 главного вала. Штурвал установлен на дополнительном валу 3 и приводит во вращение главный вал посредством цепной передачи 4.

Рукоятка скорости установлена непосредственно на конце вала, реверсивно-режимная рукоятка съемная и соединяется с реверсивно-режимным валом через фасонную щель во фланце 15, который одновременно является опорой для подшипника вала скорости. Со штурвалом и рукояткой скорости жестко связаны диски 2,14, на которых расположены шкалы-указатели положений этих валов. Указатель положений 7 реверсивно-режимного вала неподвижно закреплен на верхней крышке 11. Крепление контроллера осуществляется за верхнюю раму и планку 8.

Главный переключатель имеет следующие позиции:

О-нулевая;

БВ - быстрое выключение;

П - подготовка схемы (сбор схемы);

HP - начало регулирования;

1 - конец первой зоны регулирования;

2 - конец второй зоны регулирования;

3 - конец третьей зоны регулирования;

4 - конец четвертой зоны регулирования.

Позиции "О" и "П" - фиксированные, позиции БВ, HP, 1,2,3,4 - не фиксированные, позиция БВ - с самовозвратом.

Реверсивно-режимный переключатель имеет следующие позиции:

О-нулевая;

ПП "Вперед" - полное возбуждение;

ОП1 - первая ступень ослабления возбуждения;

ОП2 - вторая ступень ослабления возбуждения;

ОПЗ - третья ступень ослаблений возбуждения;

Р - рекуперативное торможение;

ПП "Назад" - полное возбуждение.

Все позиции реверсивно-режимного переключателя фиксированные.

Вал скорости имеет следующие позиции:

"О"-нулевая;

"Скорость" - зона регулирования скорости.

КМ-35-01

Контроллер машиниста в соответствии с рисунком состоит из двух переключателей кулачкового типа: реверсивного 3 и главного 1, датчика скорости 9.

Реверсивный переключатель служит для изменения направления движения электровоза и имеет следующие позиции:

В - вперед;

О - нулевое положение;

Н - назад.

Все положения переключателя фиксированные.

Главный переключатель служит для управления электровозом в режимах тяги и торможения и имеет следующие позиции:

Режим «ТЯГА «ТЯГА» - зона задания силы тяги
» «П» - подготовка схемы
  «О» - нулевое положение
Режим «РЕКУПЕРАЦИЯ» «П» - подготовка схемы
  «РЕКУПЕРАЦИЯ» -зона задания силы торможения

Датчик скорости служит для задания скорости движения электровоза.

На верхней раме б расположены рукоятки реверсивного переключателя 7, главного переключателя 8, датчика скорости 9. Фиксация валов на позициях осуществляется при помощи фигурных дисков и рычагов с пружинами.

устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru Рукоятка реверсивного переключателя съёмная в положении «О». Механизм контроллера собран между тремя рамами 2, 5, 10, скрепленных рейками 4 и закреплён на верхней раме 6. Кулачковые контакторы 11 закреплены на двух рейках против соответствующих кулачковых шайб. Для регулирования величины выходного напряжения потенциометров R4, R5, R6 установлены подстроенные резисторы R1, R2, R3. Главная рукоятка связана с кулачковым валом через привод с зубчатым зацеплением.
1 - вал переключателя кулачкового типа главного; 2 - рама; 3 - контактор переключателя кулачкового типа реверсивного; 4 - рейки; 5 - рама; б - верхняя рама; 7 - рукоятка реверсивного переключателя; 8 - рукоятка главного переключателя; 9 -датчик скорости; 10 - рама; 11 - кулачковые контакторы.

Привод главного вала состоит из рукоятки, закрепленной на зубчатом колесе, корпуса и оси . Зубчатое колесо входит в зацепление с шестерней , установленной на главном валу. Регулировка бокового зазора в зацеплении производится поворотом оси, у которой шейки расположены эксцентрично относительно оси вращения зубчатого колеса. При повороте оси зубчатое колесо приближается к шестерне или удаляется от неё. Регулировка зазора производится при ослабленном винте.

Зазор контактов кулачковых контакторов регулируется установкой прокладок 6.

Кулачковые валы реверсивного и главного переключателя имеют механизм блокирования, который обеспечивает:

- невозможность установки главного вала в рабочее положение при положении «О» реверсивного вала;

- невозможность установки реверсивного вала в положение «О» при рабочем положении главного вала.

устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru

Такое блокирование осуществляется при помощи дисков и рычага. Диск установлен на реверсивном валу, а диск - на главном. Диск выполнен в виде чашечки. На диске имеется выступ и впадины, а на диске - паз, в который входит выступ рычага и блокирует главный вал. При повороте реверсивного вала в положение «ВПЕРЕД» или «НАЗАД» ролик рычага под действием пружины 4 перемещается во впадину диска, а выступ рычага выходит из паза диска и освобождает главный вал. При попытке перевести реверсивный вал в положение «О» при рабочем положении главного вала рычаг своим выступом упирается во внутреннюю поверхность чашечки и не позволяет произвести переключение реверсивного вала.

Устройство регулирования выходного напряжения главного вала состоит в следующем: на обоих концах главного вала установлены диски, закреплённые винтом. При ослаблении винта диск можно провернуть вокруг оси главного вала. На диске имеется штифт 4, который входит в паз рычага, установленного на оси потенциометра. При повороте диска поворачивается и ось потенциометра, изменяя величину сопротивления. После регулирования винт должен быть затянут.

Устройство регулирования выходного напряжения датчика скорости состоит в следующем: потенциометр закреплен на стойке при помощи фигурной шайбы и двух винтов. На оси потенциометра закреплена рукоятка. При ослабленных винтах поворотом корпуса потенциометра при неподвижной рукоятке изменяется величина сопротивления. После регулирования винты должны быть затянуты.

Устройство кулачкового контактора состоит в следующем:

В изоляторе установлены два вывода с напайками из серебра. В отверстиях изолятора на оси установлен рычаг с мостиковым контактом. Пружина, закрепленная одним зацепом на мостике, а другим зацепом на оси, установленной в пазу изолятора, создает контактное нажатие. Мостик имеет возможность поворачиваться вокруг оси. Размыкание контактов производится кулачковой шайбой, воздействующей на ролик рычага. Крепление кулачкового контактора к рейке производится винтом М5.

Розетка РЗ-8Б

Назначение изделия. Розетка РЗ-8Б предназначена для питания переносных ламп и приборов.

Технические характеристики

Номинальное напряжение постоянного

(пульсирующего) тока, В 110

Номинальный ток, А 6

Масса, кг 0,27

Устройство и работа. Розетка РЗ-8Б состоит из корпуса 1, в котором установлено изоляционное основание 6 с двумя запрессованными в него контактными штырями 5 и крышек 2 и 4 с пружиной 3. Для подсоединения монтажных проводов на контактных штырях имеется резьба и крепеж. Пружина 3 удерживает крышку 4 в закрытом положении. устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru

Кузов электровоза

КН41 – для продувки маслоотделителя МО4, нормальное положение закрыт.

КН40 – отключает подачу воздуха к контактором ЭКГ, нормальное положение открыт.

КН18 – для выпуска воздуха из резервуара ГВ, нормальное положение закрыт.

КН30 – отключает резервуар ГВ, нормальное положение открыт.

КН15 – для маслоотделителя МО1, нормальное положение закрыт.

КН1 – отключает ГР, нормальное положение открыт.

КН37 – отключает вентили клапанов продувки ГР. Нормальное положение открыт.

КН4-6 – откл. клапана продувки соответствующего ГР, нормальное положение открыт.

КН35,36 – для продувки секций холодильников КТ6. нормальное положение закрыт.

Устройство электровоза

конспект лекций

часть 7

Аппараты управления

Преподаватель П.В. Старшинов

г. Свободный

2012 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Электромагнитные вентили. 197

Устройство кулачкового контактора КЭ-153. 198

Вентиль защиты. 198

Вентиль токоприёмника ЭВТ-54. 200

Блокировочные переключатели. 201

БП-149 – схемный №БП. 201

БП-179 – схемный №ПР. 202

БП-207 – схемный №436. 202

Устройство переключения воздуха УПВ-5. 202

Кнопочные выключатели. 203

Пневматический выключатель управления. 205

Контроллер машиниста. 206

КМ-84. 206

КМ-27. 209

КМ-35-01. 211

Панель пуска расщепителя фаз ППРФ-300. 214

Межэлектровозные соединения, штепсельные разъемы. 216

Электроизмерительные приборы. 219

Аккумуляторная батарея 42 НК-125. 221

Расположение кранов на ВЛ80с. 222


Электромагнитные вентили.

Назначение. Электромагнитные вентили предназначены для дистанционного управления работой пневматических приводов и других устройств, использующих сжатый воздух.

Состоят из двух основных узлов: электромагнита и распределительной клапанной коробки.

Электромагнит состоит из катушки 13, залитой эпоксидным компаундом в стальной втулке, являющейся частью магнитопровода, стопа 11 (сердечник), фланца 15 и якоря 14. К фланцу крепится изолятор 18, в котором размещены два вывода 1 катушки 13. К выводам крепятся шинки. На изоляторе установлена полиэтиленовая крышка 19, через центральную тонкую перемычку которой можно вручную привести в действие вентиль, нажав на гайку 17. Якорь 14 в воротниковом соединении фланца 15 фиксируется от радиальных смещений рядом шариков 16, расположенных в пазу якоря. Якорь навинчивается по резьбе на шток 12 и фиксируется от отворачивания гайкой 17.

Распределительная клапанная коробка состоит из корпуса 6, имеющего уплотнительные бурты по месту размещения впускного 4 и выпускного клапанов 9, размещенных на шпильке 7 в центральном отверстии корпуса. На клапанах 9 и 4 завальцовкой закреплены резиновые, шайбы 8 и 5. Шток 12 якоря 14 жестко связан со шпилькой 7 клапанов резьбовым соединением, уплотненным резиновым кольцом 10. Впускной клапан подрессорен пружиной 3, опирающейся на штуцер 2 или пробку 2, завиченные в корпус и установленные на паронитовую прокладку. Работа вентиля осуществляется следующим образом. При возбуждении катушки якорь электромагнита, притягиваясь к сердечнику, давит на шток выпускного клапана и, преодолевая усилие сжатого воздуха, действующего на впускной клапан, и усилие пружины, смещается вниз. Впускной клапан при этом открывается, выпускной перекрывает атмосферное отверстие и воздух поступает в цилиндр исполнительного устройства. устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru 1. – вывод; 2. – штуцер или пробка; 3. – пружина; 4,9. – клапана; 5,8. – шайбы; 6. – корпус; 7. – шпилька; 10. – кольцо; 11. – стоп (сердечник); 12. – шток; 13. – катушка; 14. – якорь; 15. – фланец; 16. – шарики; 17. – гайка; 18. – изолятор; 11. – крышка.

При снятии напряжения с электромагнита под действием пружины и усилия сжатого воздуха впускной клапан закрывается, открывается выпускной. Воздух из цилиндра управляемого устройства поступает в атмосферу. При нажатии вручную на кнопку 5 происходят те же действия, что и при возбуждении катушки.

Отличие вентилей состоит в разном исполнении корпуса распределительной коробки и различном подводе сжатого воздуха во впускную камеру.

Устройство кулачкового контактора КЭ-153

Латунные выводы подвижного и неподвижного контактов крепятся на изоляторе 2. Для удобства монтажа концы выводов наклонены по отношению к изолятору. В вывод 1 ввернут контактный болт 4, пружина 3 предохраняет контактный болт от самоотвинчивания.

устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru

За счет изменения степени ввинчивания болта в вывод компенсируются технологические отклонения и регулируется раствор контактов (размер А).

Рычаг 6 из изоляционного материала вращается на оси 8 между щеками изолятора. От смещения в осевом направлении ось фиксируется пружинящим кольцом. На рычаге 6 установлен ролик 10 и узел подвижного контакта, в качестве ролика применен закрытый подшипник. Подвижный контакт состоит из пружинящей пластины 7, серебряного контакта 5 и пластинчатого гибкого шунта 9. Контакт приклепан к шунту и пластине. Форма рычага и пружинящей пластины выбраны так, что при замыкании контактов обеспечивается их провал и проскальзывание друг относительно друга. Провал контактов определяется зазором Б. Величина провала обеспечивается подгибкой хвостовика пластины 7. Нажатие контактов обеспечивается включающей пружиной 11, воздействующей на хвостовик рычага 6. Для закрепления на аппарате изолятор армирован металлической гайкой. Для повышения надежности все токоведущие части контактора посеребрены.

Вентиль защиты

Схемный №104 (ВЛ80С), №У1 (ЭП1)

Предназначен для обеспечения безопасности при обслуживании электровоза, путем блокирования входа в ВВК при наличии в ней высокого напряжения.

Состоит из воздухораспределительной коробки на которой установлены два электромагнитных вентиля:

1. постоянного тока на 50В – включающий;

2. переменного тока на 380В – удерживающий.

Якорь вентилей жёстко связаны со штоками, на которых закреплены 2 клапана:

v впускной – нижний;

v выпускной – верхний.

устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru Штоки нагружены пружинами под усилием которых впускные клапаны закрыты, а выпускные открыты и сообщают пневмоблокировки штор ПБ1 и ПБ2 с атмосферой. В средней части распределительной коробки имеется переключательный клапан, который при обесточивании одного из вентилей исключает выход воздуха из пневмоблокировки в атмосферу.
1, 4 – латунные втулки; 2 – полиэтиленовые втулки; 3 – переключательный клапан; 5, 6 – вентиль; 7 – рычаг; 8 – кронштейн.
Электропневматическая схема включения вентиля защиты
устройство кулачкового контактора кэ-153 - student2.ru
1 – вентиль защиты; 2 – пневматический выключатель; 3 – токоприемник; 4 – вентиль токоприемника ЭВТ-54; 5 – пневматические блокировки.

Принцип работы. При включении кнопки «Токоприёмники», получает питание катушка вентиля защиты сх.№104 на 50В от АБ. В этом вентиле шток с клапанами перемещается вниз. При этом выпускной клапан закрывается, а впускной открывается пропуская воздух к пневмоблокировкам дверей ВВК. При этом переключательный клапан смещается в крайнее правое положение (в сторону вентиля на 380В). Если двери штор ВВК закрыты, то штока пневмоблокировок выходят пропуская воздух к клапану токоприёмника сх.№245. При включении кнопки «Токоприёмник задний или передний», на клапан сх.№245 подается питание, он пропускает сжатый воздух к пневмоприводу токоприемника поднимая его. После включения ГВ наводится напряжение в обмотке ОСН и получает питание катушка второго вентиля на 380В, который так же открывает впускной клапан. Если хотя бы один из вентилей будет под питанием, воздух из пневмоблокировок не выйдет и двери ВВК будут закрыты.

Например: отключили кнопку «Токоприёмники», сняв питание с катушки вентиля на 50В, но по какой то причине токоприёмник не опустился и ГВ включено, т.е. тяговый трансформатор под напряжением и соответственно вентиль на 380В тоже под питанием, исключая выход воздуха из пневмоблокировок дверей ВВК, поэтому двери остаются заблокированы.

В случае неисправности катушки вентиля на 50 В для включения вентиля защиты имеется рычаг ручного включения при воздействия на который, мы принудительно нажимаем

Наши рекомендации