Расчет значения моментов сопротивления в опасном

Содержание

Исходные данные………………………………………...........................................4

1 Расчетная схема рамы тележки…………………………………..……..………. 5

2 Расчет значения моментов сопротивления в опасно сечении………..….…... ..7

3 Весовая нагрузка рамы тележки………………………….….…….….………...11

4 Напряжение в опасном сечении рамы тележки от весовой нагрузки….........13

5 Допустимая скорость движения локомотива в кривой……………..……….. 15

6 Силы, действующие на раму тележки, при движении электровоза

в кривой………………………………………………….……….………...…......17

7 Напряжения в опасном сечении при движении локомотива в кривой………20

8 Силы, действующие на раму тележки при работе двигателей электровоза

в тяговом режиме…………………………………….……...………………..…. 23

9 Расчет напряжения в опасном сечении от системы сил, действующих

в тяговом режиме……………………………….………………………………. 26

10 Кососимметрическая нагрузка рамы тележки…………………………………28

11 Напряжения в опасном сечении рамы тележки от вертикальной

динамической нагрузки…………………………………………………………30

12 Запас прочности в опасном сечении при наиболее неблагоприятных

сочетаниях нагрузок…………..……………………………….……………... 32

13 Напряжение от условной статической нагрузки…………………….…….….34

14 Приведенное амплитудное напряжение в расчетном сечении……….……. 35

15 Оценка усталостной прочности рамы тележки……………..…………..…….37

Заключение…………………………………………………...……………………40Приложение ………………………………………………………………………...41

Список используемых источников…………….…………………………..….…42

Исходные данные

База тележки……………………………………………………………2а=3,15 м.

Нагрузка на ось…………………………………………………………2Пст=250 кН

Тип тягового электродвигателя………………………………………..НБ4418К

Вес тягового двигателя………………………………………………….Р=43,5кН.

Толщина листов боковины рамы:

Стенки…………………………………………………………b1=12 мм.

Полки…………………………………………………………..b2=10 мм.

Накладки………………………………………………………b3=18 мм .

Жесткость:

Листовой рессоры………………………………………Жр=1200 кН/м.

Пружины………………………………………………...Жпр=2200 кН/м

Радиус кривой………………………………………………………р=300 м.

Возвышение наружного рельса в кривой…………………………h=100 мм.

Таблица 1 – Вероятность эксплуатации локомотива рi, с различными средне интервальными скоростями

i – номер интервала
Интервал, км/ч 0..20 20...40 40..60 60...80 80..100
Средняя скорость, км/ч
pi 0,05 0,2 0,6 0,1 0,05

1. Расчетная схема рамы тележки

Рамы тележек представляем как пространственную систему, состоящую из стержней, оси которых проходят через центры тяжести площадей.

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Рисунок 1 - Расчетная схема двухосной рамы тележки

Определяем длину стержней:

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Ширина рамы тележки:

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Xk=1.18/2=0.59м

Расстояние от оси шкворневой балки рамы до оси подвески тягового двигателя находим как:

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расстояние до осей шарниров рессорных подвесок:

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расстояние до оси шарниров поводков буксы:

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расстояние от расчетной плоскости рамы до осей шарниров поводков буксы по оси z:

Zn1 = Zn2+ 0,2=0,475 м;

Zn2 =0,435 - 0,16=0,275 м.

Расстояние до центра сферического шарнира шкворня :

zШ =0,55 – 0,16 =0,39 м;

Расчет значения моментов сопротивления в опасном

Сечении

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru Для упрощения расчетов предположим, что поперечное сечение в заделке продольной балки будет состоять из вертикальных и горизонтальных листов.

Рисунок 2 - Опасное сечение боковины рамы тележки

Определим площади расчетных элементов по формуле:

Fi=а*b

Где а- размер элемента по горизонтали, м;

b- размер элемента по вертикали, м.

F1=0,38*0,012=0,00456 м2 .

Аналогично найдем площади для других элементов.

Определим ординату zI центра тяжести плоского элемента относительно вспомогательной оси yI ,м.

Определим статические моменты сопротивления плоских элементов ziFi относительно оси y , м3.

Определим ординату центра тяжести всего сечения:

Zc = Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru = 0,041м

Определим абсциссу и ординату центра тяжести плоского элемента относительно нейтральных осей всего сечения:

Zi =zi-zc=0-0,041=-0,041 м.

Аналогично найдем абсциссу и ординату для других элементов.

Рассчитаем моменты инерции каждого элемента относительно собственных нейтральных осей по выражению

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru м4;

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru м4,

где ai - размер i элемента по горизонтали в метрах;

ci - размер i элемента по вертикали в метрах.

На основе полученных данных заполним таблицы 2 и 3.

Таблица 2.Расчет моментов инерции опасного сечения относительно оси у

№ п/п Fi, м2 Z'i Z'iFi3 Zi , м Zi2 Fi, м4 J'yi, м4
0,00456 -0,041 7,66*10-5 5,48*10-5
0,00456 -0,041 7,66*10-5 5,48*10-5
0,0028 0,195 0,000546 0,154 6,64*10-5 0,0000182
0,0028 -0,195 -0,000546 -0,236 15,59*10-5 0,0000182
0,00414 0,190 0,0007866 0,149 9,19*10-5 1,825*10-5
0,01886 - 0,0007866 - 0,0003295 0,0001642

Таблица 3. Расчет моментов инерции опасного сечения относительнооси z

№ п/п Fi, м2 Yi , м Yi2Fi , м4 J'z, м4
0,00456 -0,111 0,000056 5,47*10-8
0,00456 0,111 0,000056 5,47∙10-8
0,0028 2,33∙10-8
0,0028 2,33∙10-8
0,00414 11,17*10-8
0,01886 - 0,00011 26,77*10-8

Момент инерции всего сечения определяем относительно осей у и zпо выражению

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Максимальные напряжения от вертикальных и горизонтальных изгибающих моментов будут в волокнах металла максимально удаленных от нейтральных осей сечения. Это точки 1 и 6 (рисунок 4). Моменты сопротивления изгибу вокруг горизонтальной оси у, для волокон проходящих через точки 1 и 6 определяем

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

где z1 и у1 - расстояния от рассматриваемых точек до центра тяжести

z1=(0,38/2)+zc+0,01=0,241 м.

y1=0,28/2=0,14 м.

В остальных точках 2; 3; 4; 5 моменты сопротивления изгибу будут иметь большие значения, поэтому напряжения в них будут меньше.

Электровоза в кривой

Полную систему сил, действующих на раму тележки, при движении в кривой можно рассмотреть как состоящую из двух независимых систем.

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Рисунок 6 - Схема действия сил на раму тележки при движении в кривой

Величина центробежной силы подрессоренных масс СП в кН, отнесенной к одной тележке определяем для допустимой скорости VД для кривой без возвышения наружного рельса по формуле

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

где r - радиус кривой.

Перераспределение вертикальных реакций:

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

hc= 2,2 м

где hc - высота центра тяжести подрессоренных масс, относительно УГР;

b - половина ширины рамы тележки;

Дб= 1,25м - расчетный диаметр колес по кругу катания.

Из этого уравнения определяем перегрузку Rc

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Горизонтальные реакции, приложенные к буксовым кронштейнам, принимаем равными между собой и определяем

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Принудительный поворот тележки без качения колес приводит к проскальзыванию бандажей. Со стороны колесной пары на боковины рамы действуют силы Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru и Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru , определяемые как

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

При допустимой скорости движения в кривой Vд = 37,5 км/ч,

x1 = 3,86 м; x2 = 0,71 м; S= 0,8 м; f= 0,25.

Продольные усилия стремятся повернуть раму тележки в горизонтальной плоскости, этому препятствуют буксы, закрепленные на шейках осей колесных пар. В результате появляются поперечные горизонтальные реакции Hp, приложенные к буксовым направляющим. Величина Hp рассчитывается из условия равновесия от действия этих сил и выражается уравнением

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru ;

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

7. Напряжения в опасном сечении при движении локомотива

В кривой

Система сил Rc, Hc, Np, Hp, создает в заделке консоли два изгибающих момента: момент Мх действующий в вертикальной плоскости, и момент Mz действующий в горизонтальной плоскости (рисунок 7).

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Рисунок 7 – Схема сил, действующих на раму тележки при движении в кривой.

Составим уравнения для определения изгибающих моментов в опасном сечении рамы в вертикальной плоскости xoy.

My1 =Rc*Xp1+Rc*Xp2 – Np1*Zn1 – Np1*Zn2 = 2,51*0,875+2,51*2,275 – 2,294*0,475–2,294*0,275=6,187кН*м

My2 = - Rc*Xp1+Rc*Xp2 – Np1*Zn1 – Np1*Zn2= - 2,51*0,875+2,51*2,275 – 2,294*0,475 – 2,294*0,275 = 1,795кН*м

My3 = -Rc*Xп1+Rc*Xp2 – Np1*Zn1- Np1*Zn2 = -2,51*1,1+2,51*2,275 – 2,294*0,475 – 2,294*0,275= 1,23кН*м

My4 = Rc(Xp2 – Xn2) = 2,51(2,275 – 2,05) = 0,564кН*м

Mу5 = 0

Mz1 = (Нс+Нр)*(Хп1+Хп2) = (1,753+3,764)*(1,1+2,05) = 17,378кН*м

Мz2= (Нс+Нр)*(Хп1-Хп2) = (1,753+3,764)*(1,1 – 2,05) = -5,241кН*м

Мz3= (Нс+Нр)*Хп2 = 11,309кН*м

Мz4= (Нс+Нр)*Xп1= 6,068кН*м

Mz5=0

Определим напряжение изгиба относительно осиy:

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Суммарное напряжение изгиба в расчетных точках 1 и 6

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru МПа.

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru МПа.

На основании полученных данных заполним таблицу 4.

Таблица 4 – Напряжение в расчетных точках 1и 6

Точки сечения
Напряжение от изгиба относительно оси у , МПа 3,032 3,032
Напряжение от изгиба относительно оси z, МПа 22,279 -22,279
Суммарные напряжения, МПа 25,311 -19,247

Изобразим эпюры изгибающих моментов (рисунок 7)

Рисунок 7 – Расчетная схема и эпюра изгибающих моментов

Сечении

Определение коэффициента запаса усталостной прочности связано с нахождением предела выносливости. Пределом выносливости σпр называется максимальное напряжение от такой циклической нагрузки, которую образец из материала детали выдерживает без разрушения при базовом числе циклов N0 = 107. При прочностных расчетах пользуются гипотезой линейного накопления напряжения, в соответствии с которой приведенное к базовому числу циклов напряжение σпропределяется по выражению

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

где Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru , Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru - различные переменные напряжения и соответствующие им

числа циклов.

Работа детали по циклу с параметрами σт; σпрэквивалентно по накоплению усталостных напряжений. Если диапазон скоростей разбить на 5 интервалов, то для каждой средне-интервальной скорости необходимо вычислить свой коэффициент динамики Кдi и соответствующие значения напряжений от амплитудной циклической нагрузки σаi.

Если вероятность эксплуатации электровоза со скоростью Vi равна рi, то число циклов нагружения с амплитудой, σа составит

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

тогда приведенное амплитудное напряжение

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

где Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru - частное значение напряжений от переменной нагрузки,

определяемое в зависимости от скорости движения и амплитуды

напряжений.

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Исходные данные для определения амплитудного значения напряжений приведем в табличной форме

Таблица 9Исходные данные для определения амплитудного значения

Напряжений

Параметры Скорость движения Vср, км/ч
i
KДi 0,10 0,13 0,16 0,19 0,21
Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru 0,551 1,454 2,357 3,260 4,162
Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru 0,027 9,449 171,457 1200,34 5197,71
pi 0,05 0,2 0,6 0,1 0,05
Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru pi 0,00135 1,889 102,874 120,034 259,885

Вычислим приведенное амплитудное значение напряжения:

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru МПа.

Заключение

В данном курсовом проекте, произведя расчеты и определив основные параметры рамы тележки, значения сил и моментов сил, действующих на неё в процессе движения с различными скоростями, а также напряжения в опасном сечении, можно сделать следующие выводы:

- движение со средней эксплуатационной скоростью, равной 61,452 км/ч с возвышением наружного рельса, является наиболее тяжелым режимом работы электровоза;

- коэффициент запаса прочности по текучести металла (1,7 ≥nm ≤ 2), превышает заданные границы. Рама является пригодной в эксплуатации.

- коэффициент запаса усталостной прочности удовлетворяет условиям пригодности рамы в эксплуатации, так как элементы рамы, подвергающиеся переменному асимметрическому напряжению должны иметь дополнительный запас прочности из-за наличия концентраторов напряжения и ряда других причин

Содержание

Исходные данные………………………………………...........................................4

1 Расчетная схема рамы тележки…………………………………..……..………. 5

2 Расчет значения моментов сопротивления в опасно сечении………..….…... ..7

3 Весовая нагрузка рамы тележки………………………….….…….….………...11

4 Напряжение в опасном сечении рамы тележки от весовой нагрузки….........13

5 Допустимая скорость движения локомотива в кривой……………..……….. 15

6 Силы, действующие на раму тележки, при движении электровоза

в кривой………………………………………………….……….………...…......17

7 Напряжения в опасном сечении при движении локомотива в кривой………20

8 Силы, действующие на раму тележки при работе двигателей электровоза

в тяговом режиме…………………………………….……...………………..…. 23

9 Расчет напряжения в опасном сечении от системы сил, действующих

в тяговом режиме……………………………….………………………………. 26

10 Кососимметрическая нагрузка рамы тележки…………………………………28

11 Напряжения в опасном сечении рамы тележки от вертикальной

динамической нагрузки…………………………………………………………30

12 Запас прочности в опасном сечении при наиболее неблагоприятных

сочетаниях нагрузок…………..……………………………….……………... 32

13 Напряжение от условной статической нагрузки…………………….…….….34

14 Приведенное амплитудное напряжение в расчетном сечении……….……. 35

15 Оценка усталостной прочности рамы тележки……………..…………..…….37

Заключение…………………………………………………...……………………40Приложение ………………………………………………………………………...41

Список используемых источников…………….…………………………..….…42

Исходные данные

База тележки……………………………………………………………2а=3,15 м.

Нагрузка на ось…………………………………………………………2Пст=250 кН

Тип тягового электродвигателя………………………………………..НБ4418К

Вес тягового двигателя………………………………………………….Р=43,5кН.

Толщина листов боковины рамы:

Стенки…………………………………………………………b1=12 мм.

Полки…………………………………………………………..b2=10 мм.

Накладки………………………………………………………b3=18 мм .

Жесткость:

Листовой рессоры………………………………………Жр=1200 кН/м.

Пружины………………………………………………...Жпр=2200 кН/м

Радиус кривой………………………………………………………р=300 м.

Возвышение наружного рельса в кривой…………………………h=100 мм.

Таблица 1 – Вероятность эксплуатации локомотива рi, с различными средне интервальными скоростями

i – номер интервала
Интервал, км/ч 0..20 20...40 40..60 60...80 80..100
Средняя скорость, км/ч
pi 0,05 0,2 0,6 0,1 0,05

1. Расчетная схема рамы тележки

Рамы тележек представляем как пространственную систему, состоящую из стержней, оси которых проходят через центры тяжести площадей.

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Рисунок 1 - Расчетная схема двухосной рамы тележки

Определяем длину стержней:

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Ширина рамы тележки:

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Xk=1.18/2=0.59м

Расстояние от оси шкворневой балки рамы до оси подвески тягового двигателя находим как:

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расстояние до осей шарниров рессорных подвесок:

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расстояние до оси шарниров поводков буксы:

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расстояние от расчетной плоскости рамы до осей шарниров поводков буксы по оси z:

Zn1 = Zn2+ 0,2=0,475 м;

Zn2 =0,435 - 0,16=0,275 м.

Расстояние до центра сферического шарнира шкворня :

zШ =0,55 – 0,16 =0,39 м;

Расчет значения моментов сопротивления в опасном

Сечении

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru Для упрощения расчетов предположим, что поперечное сечение в заделке продольной балки будет состоять из вертикальных и горизонтальных листов.

Рисунок 2 - Опасное сечение боковины рамы тележки

Определим площади расчетных элементов по формуле:

Fi=а*b

Где а- размер элемента по горизонтали, м;

b- размер элемента по вертикали, м.

F1=0,38*0,012=0,00456 м2 .

Аналогично найдем площади для других элементов.

Определим ординату zI центра тяжести плоского элемента относительно вспомогательной оси yI ,м.

Определим статические моменты сопротивления плоских элементов ziFi относительно оси y , м3.

Определим ординату центра тяжести всего сечения:

Zc = Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru = 0,041м

Определим абсциссу и ординату центра тяжести плоского элемента относительно нейтральных осей всего сечения:

Zi =zi-zc=0-0,041=-0,041 м.

Аналогично найдем абсциссу и ординату для других элементов.

Рассчитаем моменты инерции каждого элемента относительно собственных нейтральных осей по выражению

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru м4;

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru м4,

где ai - размер i элемента по горизонтали в метрах;

ci - размер i элемента по вертикали в метрах.

На основе полученных данных заполним таблицы 2 и 3.

Таблица 2.Расчет моментов инерции опасного сечения относительно оси у

№ п/п Fi, м2 Z'i Z'iFi3 Zi , м Zi2 Fi, м4 J'yi, м4
0,00456 -0,041 7,66*10-5 5,48*10-5
0,00456 -0,041 7,66*10-5 5,48*10-5
0,0028 0,195 0,000546 0,154 6,64*10-5 0,0000182
0,0028 -0,195 -0,000546 -0,236 15,59*10-5 0,0000182
0,00414 0,190 0,0007866 0,149 9,19*10-5 1,825*10-5
0,01886 - 0,0007866 - 0,0003295 0,0001642

Таблица 3. Расчет моментов инерции опасного сечения относительнооси z

№ п/п Fi, м2 Yi , м Yi2Fi , м4 J'z, м4
0,00456 -0,111 0,000056 5,47*10-8
0,00456 0,111 0,000056 5,47∙10-8
0,0028 2,33∙10-8
0,0028 2,33∙10-8
0,00414 11,17*10-8
0,01886 - 0,00011 26,77*10-8

Момент инерции всего сечения определяем относительно осей у и zпо выражению

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

Максимальные напряжения от вертикальных и горизонтальных изгибающих моментов будут в волокнах металла максимально удаленных от нейтральных осей сечения. Это точки 1 и 6 (рисунок 4). Моменты сопротивления изгибу вокруг горизонтальной оси у, для волокон проходящих через точки 1 и 6 определяем

Расчет значения моментов сопротивления в опасном - student2.ru

где z1 и у1 - расстояния от рассматриваемых точек до центра тяжести

z1=(0,38/2)+zc+0,01=0,241 м.

y1=0,28/2=0,14 м.

В остальных точках 2; 3; 4; 5 моменты сопротивления изгибу будут иметь большие значения, поэтому напряжения в них будут меньше.

Наши рекомендации