Расчет значения моментов сопротивления в опасном
Содержание
Исходные данные………………………………………...........................................4
1 Расчетная схема рамы тележки…………………………………..……..………. 5
2 Расчет значения моментов сопротивления в опасно сечении………..….…... ..7
3 Весовая нагрузка рамы тележки………………………….….…….….………...11
4 Напряжение в опасном сечении рамы тележки от весовой нагрузки….........13
5 Допустимая скорость движения локомотива в кривой……………..……….. 15
6 Силы, действующие на раму тележки, при движении электровоза
в кривой………………………………………………….……….………...…......17
7 Напряжения в опасном сечении при движении локомотива в кривой………20
8 Силы, действующие на раму тележки при работе двигателей электровоза
в тяговом режиме…………………………………….……...………………..…. 23
9 Расчет напряжения в опасном сечении от системы сил, действующих
в тяговом режиме……………………………….………………………………. 26
10 Кососимметрическая нагрузка рамы тележки…………………………………28
11 Напряжения в опасном сечении рамы тележки от вертикальной
динамической нагрузки…………………………………………………………30
12 Запас прочности в опасном сечении при наиболее неблагоприятных
сочетаниях нагрузок…………..……………………………….……………... 32
13 Напряжение от условной статической нагрузки…………………….…….….34
14 Приведенное амплитудное напряжение в расчетном сечении……….……. 35
15 Оценка усталостной прочности рамы тележки……………..…………..…….37
Заключение…………………………………………………...……………………40Приложение ………………………………………………………………………...41
Список используемых источников…………….…………………………..….…42
Исходные данные
База тележки……………………………………………………………2а=3,15 м.
Нагрузка на ось…………………………………………………………2Пст=250 кН
Тип тягового электродвигателя………………………………………..НБ4418К
Вес тягового двигателя………………………………………………….Р=43,5кН.
Толщина листов боковины рамы:
Стенки…………………………………………………………b1=12 мм.
Полки…………………………………………………………..b2=10 мм.
Накладки………………………………………………………b3=18 мм .
Жесткость:
Листовой рессоры………………………………………Жр=1200 кН/м.
Пружины………………………………………………...Жпр=2200 кН/м
Радиус кривой………………………………………………………р=300 м.
Возвышение наружного рельса в кривой…………………………h=100 мм.
Таблица 1 – Вероятность эксплуатации локомотива рi, с различными средне интервальными скоростями
i – номер интервала | |||||
Интервал, км/ч | 0..20 | 20...40 | 40..60 | 60...80 | 80..100 |
Средняя скорость, км/ч | |||||
pi | 0,05 | 0,2 | 0,6 | 0,1 | 0,05 |
1. Расчетная схема рамы тележки
Рамы тележек представляем как пространственную систему, состоящую из стержней, оси которых проходят через центры тяжести площадей.
Рисунок 1 - Расчетная схема двухосной рамы тележки
Определяем длину стержней:
Ширина рамы тележки:
Xk=1.18/2=0.59м
Расстояние от оси шкворневой балки рамы до оси подвески тягового двигателя находим как:
Расстояние до осей шарниров рессорных подвесок:
Расстояние до оси шарниров поводков буксы:
Расстояние от расчетной плоскости рамы до осей шарниров поводков буксы по оси z:
Zn1 = Zn2+ 0,2=0,475 м;
Zn2 =0,435 - 0,16=0,275 м.
Расстояние до центра сферического шарнира шкворня :
zШ =0,55 – 0,16 =0,39 м;
Расчет значения моментов сопротивления в опасном
Сечении
Для упрощения расчетов предположим, что поперечное сечение в заделке продольной балки будет состоять из вертикальных и горизонтальных листов.
Рисунок 2 - Опасное сечение боковины рамы тележки
Определим площади расчетных элементов по формуле:
Fi=а*b
Где а- размер элемента по горизонтали, м;
b- размер элемента по вертикали, м.
F1=0,38*0,012=0,00456 м2 .
Аналогично найдем площади для других элементов.
Определим ординату z’I центра тяжести плоского элемента относительно вспомогательной оси y’I ,м.
Определим статические моменты сопротивления плоских элементов zi’Fi относительно оси y’ , м3.
Определим ординату центра тяжести всего сечения:
Zc = = 0,041м
Определим абсциссу и ординату центра тяжести плоского элемента относительно нейтральных осей всего сечения:
Zi =zi-zc=0-0,041=-0,041 м.
Аналогично найдем абсциссу и ординату для других элементов.
Рассчитаем моменты инерции каждого элемента относительно собственных нейтральных осей по выражению
м4;
м4,
где ai - размер i элемента по горизонтали в метрах;
ci - размер i элемента по вертикали в метрах.
На основе полученных данных заполним таблицы 2 и 3.
Таблица 2.Расчет моментов инерции опасного сечения относительно оси у
№ п/п | Fi, м2 | Z'i,м | Z'iFi,м3 | Zi , м | Zi2 Fi, м4 | J'yi, м4 |
0,00456 | -0,041 | 7,66*10-5 | 5,48*10-5 | |||
0,00456 | -0,041 | 7,66*10-5 | 5,48*10-5 | |||
0,0028 | 0,195 | 0,000546 | 0,154 | 6,64*10-5 | 0,0000182 | |
0,0028 | -0,195 | -0,000546 | -0,236 | 15,59*10-5 | 0,0000182 | |
0,00414 | 0,190 | 0,0007866 | 0,149 | 9,19*10-5 | 1,825*10-5 | |
∑ | 0,01886 | - | 0,0007866 | - | 0,0003295 | 0,0001642 |
Таблица 3. Расчет моментов инерции опасного сечения относительнооси z
№ п/п | Fi, м2 | Yi , м | Yi2Fi , м4 | J'z, м4 |
0,00456 | -0,111 | 0,000056 | 5,47*10-8 | |
0,00456 | 0,111 | 0,000056 | 5,47∙10-8 | |
0,0028 | 2,33∙10-8 | |||
0,0028 | 2,33∙10-8 | |||
0,00414 | 11,17*10-8 | |||
∑ | 0,01886 | - | 0,00011 | 26,77*10-8 |
Момент инерции всего сечения определяем относительно осей у и zпо выражению
Максимальные напряжения от вертикальных и горизонтальных изгибающих моментов будут в волокнах металла максимально удаленных от нейтральных осей сечения. Это точки 1 и 6 (рисунок 4). Моменты сопротивления изгибу вокруг горизонтальной оси у, для волокон проходящих через точки 1 и 6 определяем
где z1 и у1 - расстояния от рассматриваемых точек до центра тяжести
z1=(0,38/2)+zc+0,01=0,241 м.
y1=0,28/2=0,14 м.
В остальных точках 2; 3; 4; 5 моменты сопротивления изгибу будут иметь большие значения, поэтому напряжения в них будут меньше.
Электровоза в кривой
Полную систему сил, действующих на раму тележки, при движении в кривой можно рассмотреть как состоящую из двух независимых систем.
Рисунок 6 - Схема действия сил на раму тележки при движении в кривой
Величина центробежной силы подрессоренных масс СП в кН, отнесенной к одной тележке определяем для допустимой скорости VД для кривой без возвышения наружного рельса по формуле
где r - радиус кривой.
Перераспределение вертикальных реакций:
hc= 2,2 м
где hc - высота центра тяжести подрессоренных масс, относительно УГР;
b - половина ширины рамы тележки;
Дб= 1,25м - расчетный диаметр колес по кругу катания.
Из этого уравнения определяем перегрузку Rc
Горизонтальные реакции, приложенные к буксовым кронштейнам, принимаем равными между собой и определяем
Принудительный поворот тележки без качения колес приводит к проскальзыванию бандажей. Со стороны колесной пары на боковины рамы действуют силы и , определяемые как
При допустимой скорости движения в кривой Vд = 37,5 км/ч,
x1 = 3,86 м; x2 = 0,71 м; S= 0,8 м; f= 0,25.
Продольные усилия стремятся повернуть раму тележки в горизонтальной плоскости, этому препятствуют буксы, закрепленные на шейках осей колесных пар. В результате появляются поперечные горизонтальные реакции Hp, приложенные к буксовым направляющим. Величина Hp рассчитывается из условия равновесия от действия этих сил и выражается уравнением
;
7. Напряжения в опасном сечении при движении локомотива
В кривой
Система сил Rc, Hc, Np, Hp, создает в заделке консоли два изгибающих момента: момент Мх действующий в вертикальной плоскости, и момент Mz действующий в горизонтальной плоскости (рисунок 7).
Рисунок 7 – Схема сил, действующих на раму тележки при движении в кривой.
Составим уравнения для определения изгибающих моментов в опасном сечении рамы в вертикальной плоскости xoy.
My1 =Rc*Xp1+Rc*Xp2 – Np1*Zn1 – Np1*Zn2 = 2,51*0,875+2,51*2,275 – 2,294*0,475–2,294*0,275=6,187кН*м
My2 = - Rc*Xp1+Rc*Xp2 – Np1*Zn1 – Np1*Zn2= - 2,51*0,875+2,51*2,275 – 2,294*0,475 – 2,294*0,275 = 1,795кН*м
My3 = -Rc*Xп1+Rc*Xp2 – Np1*Zn1- Np1*Zn2 = -2,51*1,1+2,51*2,275 – 2,294*0,475 – 2,294*0,275= 1,23кН*м
My4 = Rc(Xp2 – Xn2) = 2,51(2,275 – 2,05) = 0,564кН*м
Mу5 = 0
Mz1 = (Нс+Нр)*(Хп1+Хп2) = (1,753+3,764)*(1,1+2,05) = 17,378кН*м
Мz2= (Нс+Нр)*(Хп1-Хп2) = (1,753+3,764)*(1,1 – 2,05) = -5,241кН*м
Мz3= (Нс+Нр)*Хп2 = 11,309кН*м
Мz4= (Нс+Нр)*Xп1= 6,068кН*м
Mz5=0
Определим напряжение изгиба относительно осиy:
Суммарное напряжение изгиба в расчетных точках 1 и 6
МПа.
МПа.
На основании полученных данных заполним таблицу 4.
Таблица 4 – Напряжение в расчетных точках 1и 6
Точки сечения | ||
Напряжение от изгиба относительно оси у , МПа | 3,032 | 3,032 |
Напряжение от изгиба относительно оси z, МПа | 22,279 | -22,279 |
Суммарные напряжения, МПа | 25,311 | -19,247 |
Изобразим эпюры изгибающих моментов (рисунок 7)
Рисунок 7 – Расчетная схема и эпюра изгибающих моментов
Сечении
Определение коэффициента запаса усталостной прочности связано с нахождением предела выносливости. Пределом выносливости σпр называется максимальное напряжение от такой циклической нагрузки, которую образец из материала детали выдерживает без разрушения при базовом числе циклов N0 = 107. При прочностных расчетах пользуются гипотезой линейного накопления напряжения, в соответствии с которой приведенное к базовому числу циклов напряжение σпропределяется по выражению
где , - различные переменные напряжения и соответствующие им
числа циклов.
Работа детали по циклу с параметрами σт; σпрэквивалентно по накоплению усталостных напряжений. Если диапазон скоростей разбить на 5 интервалов, то для каждой средне-интервальной скорости необходимо вычислить свой коэффициент динамики Кдi и соответствующие значения напряжений от амплитудной циклической нагрузки σаi.
Если вероятность эксплуатации электровоза со скоростью Vi равна рi, то число циклов нагружения с амплитудой, σа составит
тогда приведенное амплитудное напряжение
где - частное значение напряжений от переменной нагрузки,
определяемое в зависимости от скорости движения и амплитуды
напряжений.
Исходные данные для определения амплитудного значения напряжений приведем в табличной форме
Таблица 9Исходные данные для определения амплитудного значения
Напряжений
Параметры | Скорость движения Vср, км/ч | ||||
i | |||||
KДi | 0,10 | 0,13 | 0,16 | 0,19 | 0,21 |
0,551 | 1,454 | 2,357 | 3,260 | 4,162 | |
0,027 | 9,449 | 171,457 | 1200,34 | 5197,71 | |
pi | 0,05 | 0,2 | 0,6 | 0,1 | 0,05 |
pi | 0,00135 | 1,889 | 102,874 | 120,034 | 259,885 |
Вычислим приведенное амплитудное значение напряжения:
МПа.
Заключение
В данном курсовом проекте, произведя расчеты и определив основные параметры рамы тележки, значения сил и моментов сил, действующих на неё в процессе движения с различными скоростями, а также напряжения в опасном сечении, можно сделать следующие выводы:
- движение со средней эксплуатационной скоростью, равной 61,452 км/ч с возвышением наружного рельса, является наиболее тяжелым режимом работы электровоза;
- коэффициент запаса прочности по текучести металла (1,7 ≥nm ≤ 2), превышает заданные границы. Рама является пригодной в эксплуатации.
- коэффициент запаса усталостной прочности удовлетворяет условиям пригодности рамы в эксплуатации, так как элементы рамы, подвергающиеся переменному асимметрическому напряжению должны иметь дополнительный запас прочности из-за наличия концентраторов напряжения и ряда других причин
Содержание
Исходные данные………………………………………...........................................4
1 Расчетная схема рамы тележки…………………………………..……..………. 5
2 Расчет значения моментов сопротивления в опасно сечении………..….…... ..7
3 Весовая нагрузка рамы тележки………………………….….…….….………...11
4 Напряжение в опасном сечении рамы тележки от весовой нагрузки….........13
5 Допустимая скорость движения локомотива в кривой……………..……….. 15
6 Силы, действующие на раму тележки, при движении электровоза
в кривой………………………………………………….……….………...…......17
7 Напряжения в опасном сечении при движении локомотива в кривой………20
8 Силы, действующие на раму тележки при работе двигателей электровоза
в тяговом режиме…………………………………….……...………………..…. 23
9 Расчет напряжения в опасном сечении от системы сил, действующих
в тяговом режиме……………………………….………………………………. 26
10 Кососимметрическая нагрузка рамы тележки…………………………………28
11 Напряжения в опасном сечении рамы тележки от вертикальной
динамической нагрузки…………………………………………………………30
12 Запас прочности в опасном сечении при наиболее неблагоприятных
сочетаниях нагрузок…………..……………………………….……………... 32
13 Напряжение от условной статической нагрузки…………………….…….….34
14 Приведенное амплитудное напряжение в расчетном сечении……….……. 35
15 Оценка усталостной прочности рамы тележки……………..…………..…….37
Заключение…………………………………………………...……………………40Приложение ………………………………………………………………………...41
Список используемых источников…………….…………………………..….…42
Исходные данные
База тележки……………………………………………………………2а=3,15 м.
Нагрузка на ось…………………………………………………………2Пст=250 кН
Тип тягового электродвигателя………………………………………..НБ4418К
Вес тягового двигателя………………………………………………….Р=43,5кН.
Толщина листов боковины рамы:
Стенки…………………………………………………………b1=12 мм.
Полки…………………………………………………………..b2=10 мм.
Накладки………………………………………………………b3=18 мм .
Жесткость:
Листовой рессоры………………………………………Жр=1200 кН/м.
Пружины………………………………………………...Жпр=2200 кН/м
Радиус кривой………………………………………………………р=300 м.
Возвышение наружного рельса в кривой…………………………h=100 мм.
Таблица 1 – Вероятность эксплуатации локомотива рi, с различными средне интервальными скоростями
i – номер интервала | |||||
Интервал, км/ч | 0..20 | 20...40 | 40..60 | 60...80 | 80..100 |
Средняя скорость, км/ч | |||||
pi | 0,05 | 0,2 | 0,6 | 0,1 | 0,05 |
1. Расчетная схема рамы тележки
Рамы тележек представляем как пространственную систему, состоящую из стержней, оси которых проходят через центры тяжести площадей.
Рисунок 1 - Расчетная схема двухосной рамы тележки
Определяем длину стержней:
Ширина рамы тележки:
Xk=1.18/2=0.59м
Расстояние от оси шкворневой балки рамы до оси подвески тягового двигателя находим как:
Расстояние до осей шарниров рессорных подвесок:
Расстояние до оси шарниров поводков буксы:
Расстояние от расчетной плоскости рамы до осей шарниров поводков буксы по оси z:
Zn1 = Zn2+ 0,2=0,475 м;
Zn2 =0,435 - 0,16=0,275 м.
Расстояние до центра сферического шарнира шкворня :
zШ =0,55 – 0,16 =0,39 м;
Расчет значения моментов сопротивления в опасном
Сечении
Для упрощения расчетов предположим, что поперечное сечение в заделке продольной балки будет состоять из вертикальных и горизонтальных листов.
Рисунок 2 - Опасное сечение боковины рамы тележки
Определим площади расчетных элементов по формуле:
Fi=а*b
Где а- размер элемента по горизонтали, м;
b- размер элемента по вертикали, м.
F1=0,38*0,012=0,00456 м2 .
Аналогично найдем площади для других элементов.
Определим ординату z’I центра тяжести плоского элемента относительно вспомогательной оси y’I ,м.
Определим статические моменты сопротивления плоских элементов zi’Fi относительно оси y’ , м3.
Определим ординату центра тяжести всего сечения:
Zc = = 0,041м
Определим абсциссу и ординату центра тяжести плоского элемента относительно нейтральных осей всего сечения:
Zi =zi-zc=0-0,041=-0,041 м.
Аналогично найдем абсциссу и ординату для других элементов.
Рассчитаем моменты инерции каждого элемента относительно собственных нейтральных осей по выражению
м4;
м4,
где ai - размер i элемента по горизонтали в метрах;
ci - размер i элемента по вертикали в метрах.
На основе полученных данных заполним таблицы 2 и 3.
Таблица 2.Расчет моментов инерции опасного сечения относительно оси у
№ п/п | Fi, м2 | Z'i,м | Z'iFi,м3 | Zi , м | Zi2 Fi, м4 | J'yi, м4 |
0,00456 | -0,041 | 7,66*10-5 | 5,48*10-5 | |||
0,00456 | -0,041 | 7,66*10-5 | 5,48*10-5 | |||
0,0028 | 0,195 | 0,000546 | 0,154 | 6,64*10-5 | 0,0000182 | |
0,0028 | -0,195 | -0,000546 | -0,236 | 15,59*10-5 | 0,0000182 | |
0,00414 | 0,190 | 0,0007866 | 0,149 | 9,19*10-5 | 1,825*10-5 | |
∑ | 0,01886 | - | 0,0007866 | - | 0,0003295 | 0,0001642 |
Таблица 3. Расчет моментов инерции опасного сечения относительнооси z
№ п/п | Fi, м2 | Yi , м | Yi2Fi , м4 | J'z, м4 |
0,00456 | -0,111 | 0,000056 | 5,47*10-8 | |
0,00456 | 0,111 | 0,000056 | 5,47∙10-8 | |
0,0028 | 2,33∙10-8 | |||
0,0028 | 2,33∙10-8 | |||
0,00414 | 11,17*10-8 | |||
∑ | 0,01886 | - | 0,00011 | 26,77*10-8 |
Момент инерции всего сечения определяем относительно осей у и zпо выражению
Максимальные напряжения от вертикальных и горизонтальных изгибающих моментов будут в волокнах металла максимально удаленных от нейтральных осей сечения. Это точки 1 и 6 (рисунок 4). Моменты сопротивления изгибу вокруг горизонтальной оси у, для волокон проходящих через точки 1 и 6 определяем
где z1 и у1 - расстояния от рассматриваемых точек до центра тяжести
z1=(0,38/2)+zc+0,01=0,241 м.
y1=0,28/2=0,14 м.
В остальных точках 2; 3; 4; 5 моменты сопротивления изгибу будут иметь большие значения, поэтому напряжения в них будут меньше.