IV. Решение и составление выражений.
1. Запишите выражения и найдите их значения:
• Из числа 86 вычесть сумму чисел 42 и 4.
• К разности чисел 54 и 20 прибавить число 60.
В ы п о л н е н и е р а б о т ы:
86 – (42 + 4) = 86 – 46 = 40
(54 – 20) + 60 = 34 + 60 = 94
– Проверьте выполненную вами работу. (Самопроверка с доски.)
2. Составьте выражение и найдите его значение: к разности наибольшего двузначного числа и числа 77 прибавить наименьшее двузначное число.
В ы п о л н е н и е р а б о т ы:
(99 – 77) + 10 = 22 + 10 = 32
– У вас получилось 32?
– Вы выполнили задание верно.
3. Рассмотрите выражения, записанные на доске.
На доске записаны выражения из задания 15 (с. 35 учебника, часть 2).
– Что заметили? (В первом столбике записаны суммы, в которых вторые слагаемые одинаковые, а первые увеличиваются на 10. Во втором столбике записаны разности, в которых уменьшаемые одинаковые, а вычитаемые увеличиваются на 3. В третьем столбике записаны разности, в которых уменьшаемые уменьшаются на 10, а вычитаемые одинаковые.)
– Как, по вашему мнению, будут изменяться значения выражений каждого столбика? (В первом столбике значения сумм будут увеличиваться на 10, во втором столбике значения разностей будут уменьшаться на 3. В третьем столбике значения разностей будут уменьшаться на 10.)
– Проверьте себя, решив несколько выражений каждого столбика (устно, в парах).
– Вы были правы?
V. Работа над задачами.
1. Устно разбирается задача на смекалку (1) (с. 36 учебника, часть 2).
Р е ш е н и е:
Красные 10 9 8 7 8 7 6
Жёлтые 2 3 4 5 3 4 5
Зелёные 1 1 1 1 2 2 2
2. По рисунку в задании 20 (с. 36 учебника, часть 2) ученики составляют различные задачи и решают их устно.
Н а п р и м е р:
1) Кукла стоит 40 рублей, а машинка – 25 рублей. На сколько кукла дороже машинки?
2) На Новый год детям купили собачку за 20 рублей, слоника за 30 рублей и зайчика за 15 рублей. Сколько стоила покупка?
3. Учащиеся читают текст задачи 19 (с. 36 учебника, часть 2).
– Что в задаче известно?
– Что нужно узнать?
– Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
– Почему?
– Можем узнать массу всего мёда?
– Как? Запишите решение.
– Зная массу мёда, можем узнать массу пустого бочонка?
– Запишите решение.
– Дайте ответ на вопрос задачи.
– Затем разбирается задача 9 (с. 34 учебника, часть 2). После того как учащиеся выделили условие и вопрос задачи, назвали данные и искомое числа, под руководством учителя составляется краткая запись.
Привезли – 20 л и 20 л
Выпили – 12 л
Осталось –?
Решение задачи дети могут записать самостоятельно, учителю следует обратить внимание учеников на то, чтобы они постарались найти несколько способов решения данной задачи.
Р е ш е н и е:
I. (20 + 20) – 12 = 28
II. (20 – 12) + 20 = 28
Задача может быть решена и по действиям (по усмотрению учащихся).
VI. Работа с геометрическим материалом.
В заключение урока учащиеся выполняют задание на смекалку (2) (с. 36 учебника, часть 2) и отвечают на вопрос: «На каком чертеже треугольников больше?»
На дом можно дать задание на смекалку (3) (с. 35 учебника, часть 2), в котором дети перечерчивают на бумаге в клетку изображённые фигуры, вырезают их, а затем составляют из них квадрат.
VII. Итог урока.
– Что хотите сказать?
– Всё ли было понятно?
– Что бы хотели изменить в уроке?
– Как вы сегодня работали?
У р о к 93. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Цели:закреплять умение учащихся решать задачи изученных видов; развивать вычислительные навыки, умение находить периметр многоугольника, отличать квадрат от других четырёхугольников; развивать логическое мышление учеников.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
41 41 41 41 41
14 14 14 14 14
+ – + – + –
III. Устный счёт.
1. «Цепочка».
2. Задание 27 (с. 37 учебника, часть 2).
Таблица записана на доске.
Выполняя задание, учащиеся не только развивают навыки устного счёта, но и повторяют термины «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».
3. Задача на смекалку.
Можно использовать задачу из учебника (с. 38).
Р е ш е н и е:
В первом букете – 3 розы, во втором –5 роз, в третьем – 7 роз.
IV. Работа над задачами.
На доске записаны выражения:
100 – (15 + 30)
50 + (30 + 20)
Учащиеся первого варианта составляют задачу по первому выражению, учащиеся второго варианта составляют задачу по второму выражению.
Н а п р и м е р:
1) В магазин привезли 100 кг картофеля. В первый день продали 15 кг, а во второй – 30 кг. Сколько килограммов картофеля осталось?
2) На стоянке стояло 50 машин. Приехало 30 машин, а затем ещё 20 машин. Сколько машин стало на стоянке?
Задачи могут быть решены устно.
Затем (на усмотрение учителя) выполняется задание 24 (с. 37 учебника, часть 2), в котором дети составляют задачи по кратким записям, либо задание 26 (с. 37 учебника, часть 2), в котором учащиеся составляют задачу по чертежу.
Ученики читают задачу 23 (с. 37 учебника, часть 2), выделяют в ней условие и вопрос, данные и искомое числа, под руководством учителя составляют краткую запись либо выбирают соответствующую схему, решают задачу самостоятельно, а затем проверяют выполненную работу с доски.