Yiii. расчет мощности рулевой машины
Рис. 10-VI 11. Схема сил, действующих на систему насадка-баллер-рум-пель
Для расчета мощности исполнительного электродвигателя рулевой машины [4] определяют момент на баллерах насадок (рулей)
(44-VIII)
Для перекладки поворотных насадок (рулей) необходимо преодолеть момент от гидродинамических сил mб, и момент от сил трения в подшипниках Мр.
Для простых рулей момент трения в опорах учитывается коэффициентом, значение которого составляет 1,1—1,2.
Для поворотных насадок со стабилизатором и для балансир-ных рулей толкачей такой способ неприемлем, так как момент от трения достигает приблизительно 60% от момента гидродинамических сил, а у балансир-ных рулей еще больше; поэтому значение Мтр определяется следующим образом (рис. 10-VIII).
Опорная реакция в верхнем подшипнике
(45-VIII)
опорная реакция в нижнем подшипнике
(46-VIII)
Равнодействующая гидродинамических сил, действующих на насадку при максимальном угле перекладки,
(47-VIII)
Приведенный момент на баллере от изгиба и кручения в районе нижнего подшипника .
(48-VIII)
(49-VIII)
(в первом приближении). (50-VIII)
Диаметр баллера в районе нижнего подшипника
(51-VIII)
Диаметр баллера в районе верхнего подшипника
(52-VIII)
Момент инерции трения в опорах баллера
(53-VIII)
где fв, fн — коэффициенты трения f/в = 0.1—0,15 —для верхнего подшипника баллера с бронзовой втулкой и с регулярной смазкой;
fн = 0,2 — для нижнего подшипника, находящегося выше грузовой линии, с регулярной смазкой, предохраняемой от вымывания водой;
fн == 0,25 — для нижнего подшипника, находящегося ниже грузовой ватерлинии.
При вычислении суммарного момента М'б гидродинамический момент Мс, принимается положительным, если он противодействует перекладке насадок (рулей), и отрицательным, если направления перекладки насадок и действия М^ совпадают. Момент от трения принимается во всех случаях положительным.
Крутящий момент на валу электродвигателя
(54-VIII)
где Me — суммарный момент на баллере в кГм;
п — количество насадок или рулей;
h — общий к. п. д. рулевого привода, включая и рулевую машину. Для электрических рулевых машин с дифференциальным редуктором, устанавливаемых на толкачах, Л < 0,4;
i — общее передаточное число от электродвигателя к баллеру, принимаемое в пределах 1500—1800 и зависящее от среднего числа оборотов в минуту nэ электродвигателя:
(55-VIII)
где t — время перекладки насадки (руля) с борта на борт, принимаемое не более 30 сек;
а,—угол перекладки руля в град;
Наибольшая потребная мощность электродвигателя
(56-VIII)
но учитывая, что угол перекладки насадок в условиях эксплуатации, как правило, не превышает 10—12°, мощность рассчитывают для Мн=0,65Мэ.
Пригодность электродвигателя проверяют по его внешней характеристике, причем стояночный момент должен быть равен
(57-VIII)
(58-VIII)