Абвгдеёжзий клмнопрстуф хцчшщъыьэюя

Здесь приведены прописные и строчные буквы, применяемые при основной форме методики "Освоение символов" в Центре коррекции дислексии по системе Дейвиса. Они были специально разработаны для моделирования из пластилина. Увеличьте эти страницы примерно на 150% на фотокопировальном устройстве, затем разрежьте на три полоски. Склейте их, чтобы получить длинные полосы следующего вида:

АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧЪЫЬЭЮЯ

яюэьыщшчцхфутсрпонмлкйизж ё едгвба

яюэьыъщ ш ч ц х

футсрпонмлк

йизжёедгвба

ГЛАВА 32

Три шага к легкому чтению

Способность восприятия и чувство уверенности

У дислектиков

Поскольку у дислектиков внимание и осознание широко рассеяны на окружающий мир, они, естественно, будут смотреть на слово так же, как они смотрят на дерево в парке. Они не видят сначала листья на левой стороне, потом ветки, затем ствол, потом ветки и листья на правой стороне. Они просто видят все дерево.

Когда дислектики учатся читать, глядя на целые слова, они всегда будут отгадывать, чем является каждое слово, основываясь на его общем виде. Отгадывание исключит чувство определенности, необходимое им для приобретения уверенности в своих способностях читать.

Эти простые методы были разработаны для того, чтобы обучить тех, кто не может читать, самым основным

Что мы с этим делаем

приемам, необходимым для свободного чтения, и помочь дислектикам научиться читать легко и понимать прочитанное.

В полной мере эта методика должна применяться после того, как ученик закончит этапы "Освоение алфавита" и "Освоение пунктуации", как описано в главе 31. Вы также можете пользоваться этими методами при проведении непродолжительного занятия по чтению после завершения последнего этапа занятия по программе "Предоставление рекомендаций по контролю за ориентацией", описанного в главе 27.

Начинайте использовать эти методы, когда ученик приступает к этапу "Освоение символов" непосредственно для маленьких слов из списка. Это помогает разнообразить программу и время от времени менять задания. Так процесс обучения не будет скучным.

Прочитать по буквам

Этап "Прочитать по буквам" преследует следующие

цели:

1. научить ученика при чтении переводить взгляд слева
направо

2. помочь ученику научиться узнавать группы букв как
слова

Занятие по методике "Прочитать по буквам" должно длиться максимум десять минут, и между такими занятиями должны быть перерывы такой же длительности.

На этом этапе понимание учеником того, что он читает,

значения не имеет. Вашей целью является только научить его

узнавать буквы в слове, а затем повторить слово за

Три шага к легкому чтению

вами. Это не акустический и не фонетический процесс, это просто узнавание букв и слов. Если ранее ученику были даны указания относительно того, как произносится слово и он пытается это сделать, просто скажите: "Не нужно произносить слово. Только называй буквы по очереди. Все что от тебя требуется - это просто называть буквы алфавита в том порядке, в котором они написаны. Затем ты произнесешь слово после того, как произнесу его я".

Методика

Методика "Прочитать по буквам" приучает мозг и глаза учеников при чтении проходить по слову слева направо. Как компьютер должен получать данные в должной последовательности, так и мозг дислектика требует поступления данных в том порядке, в котором предполагается их прочтение. В большинстве языков правильной последовательностью для чтения является последовательность слева направо. Конечно, эту методику можно также адаптировать для обучения просмотру строк на втором языке в направлении справа налево или сверху вниз.

У дислектиков обычно есть две привычки, наблюдаемые при чтении, которые ограничивают их способности читать:

1. Пытаются читать слишком быстро.

2. "Слишком тяжело работают", сильно сосредотачиваясь на читаемом материале.

Эти привычки можно устранить с помощью методики "Прочитать по буквам".

Перед началом каждого занятия скажите ученику: "Я хочу, чтобы ты читал медленно и легко. Быть уверенным в том, что читаешь, важнее, чем читать быстро. Ты легко

Что мы с этим делаем

этого достигнешь, если будешь читать медленно и без напряжения".

Кроме того, вы хотите, чтобы ученик сохранял ориентацию при выполнении этапа "Прочитать по буквам". Каждый раз, когда ученик делает ошибку или проявляет признаки концентрации, попросите его проверить ориентацию. Просто скажите: "Проверь точку". Конечно, вы не будете этого делать при работе с учеником, у которого не было занятия по программе "Предоставление рекомендаций по контролю за ориентацией".

Взрослые и дети

При работе с ребенком воспользуйтесь букварем или книгой для чтения в первом классе. При применении методики "Прочитать по буквам" в работе со взрослым выполняйте те же действия, но вам потребуется такой материал для чтения, который не будет казаться унизительным для человека. Возьмите простой текст, как, например, эта книга или газета. Даже если это сначала может быть более сложно, то в будущем это будет большей поддержкой в самооценке, когда задание будет выполнено.

Начало

Обеспечьте ученику комфортную обстановку с соответствующим освещением.

Способы подачи слов могут быть самыми разнообразными, в зависимости от уровня навыков человека. Большинство учеников могут переходить от одного слова К другому на странице печатного текста. Некоторых может ошеломить количество слов, которые они сразу видят. В Таком случае листом бумаги закройте весь текст ниже

Три шага к легкому чтению

строки, которую читает ученик. Затем вторым листом бумаги закройте правую часть строки, над которой вы работаете, так чтобы, перемещая лист слева направо, можно было открывать по очереди каждое слово.

Сядьте напротив ученика и положите материал ддя чтения на столе между вами. В начале занятия скажите ученику: "Ты читаешь слово по буквам. Потом я произношу слово. Затем ты произносишь слово. Если ты вдруг знаешь что это за слово, пока читаешь его по буквам, закончи читать его по буквам и дальше произнеси его, не дожидаясь меня".

Настаивайте на том, чтобы ученик читал медленно и без напряжения.

В ваши обязанности входит не пропустить момент, когда ученик потеряет ориентацию. Будьте внимательны, чтобы не пропустить следующего:

• ученик заменяет, пропускает или изменяет буквы

• наклоняет голову ниже к странице

• меняет манеру речи, например, колеблется, ускоряет или замедляет речь, либо читает монотонно,

без выражения.

• потирает шею, ерзает на месте или хмурит брови
При первых признаках дезориентации закройте текст

рукой и попросите ученика проверить ориентацию. Если есть необходимость, сделайте небольшой перерыв.

Хвалите за все и всяческие успехи. Ваша похвала - награда ученику. Она повысит его самооценку.

При выполнении этого упражнения наступит такой момент, когда ученик будет узнавать многие слова во время чтения их по буквам или даже до того, как он начнет читать. В таком случае переходите к этапу "Пробежать глазами-пробежать глазами - прочитать по буквам".


 

Что мы с этим делаем

Наши рекомендации