На российском рынке в настоящее время наиболее популярными являются несколько систем управления проектами.
Microsoft Office Project 2007 – это комплексное решение корпорации Microsoft по управлению корпоративными проектами, которое позволяет управлять проектами любой сложности и включает в себя семейство следующих программных продуктов:
· MS Office Project Standart – пакет начального уровня для управления простыми проектами;
· MS Office Project Professional – пакет для профессионального управления проектами любой сложности на любом уровне управления;
· MS Office Project Server – серверный продукт, который используется для взаимодействия менеджеров проекта при управлении распределёнными проектами;
· MS Office Project Web Access –веб-интерфейс MS Project, позволяющий участникам проектов получить доступ к проектной информации через Internet Explorer.
Spider Project Professional (также существуют версии Desktop и Lite, разработчик «Технологии управления Спайдер») – пакет управления проектами, спроектированный и разработанный с учетом практического опыта, потребностей, особенностей и приоритетов Российского рынка. Этот пакет – единственная отечественная разработка среди популярных в России систем управления проектами.
Данный пакет в отличие от западных аналогов, имеет следующие особенности:
· встроенная система анализа рисков и управления резервами по срокам и стоимости работ;
· возможность создания, хранения и включения в проекты типовых фрагментов проектов;
· оптимизированная для российских условий организация групповой работы и мультипроектного управления.
Программные продукты компании Primavera Inc:
· Primavera Project Planner Professional – профессиональная версия, предназначенная для автоматизации процессов управления проектами в соответствии с требованиями PMI (Project Management Institute) и стандартами ISO. В первую очередь этот пакет предназначен для использования в составе корпоративной информационной системы, хотя вполне может работать и автономно, помогая решать задачи календарно-сетевого планирования, определения критического пути, выравнивания ресурсов, и других задач моделирования проектов, групп проектов, портфелей и программ.
· SureTrack Project Manager ориентирован на контроль выполнения небольших проектов или фрагментов крупных проектов. Может работать как самостоятельно, так и совместно с Project Planner в корпоративной системе управления проектами.
· Open Plan (разработчик Welcom Software Technology, сейчас Deltek) обеспечивает полномасштабное мультипроектное управление, планирование по методу критического пути и оптимизацию использования ресурсов в масштабах предприятия. Может эффективно использоваться на всех уровнях контроля и управления проектами – от высшего руководства и менеджеров проектов, до начальников функциональных подразделений и рядовых исполнителей.
Open Plan позволяет руководителям разного уровня выполнять следующие функции:
· создавать оперативные планы проектов с учетом различных ограничений;
· определять уровень приоритетности проектов;
· задавать относительную степень важности проектов для распределения ресурсов;
· минимизировать риски;
· проводить анализ хода выполнения работ.
Welcom предлагает использовать профессиональную и «облегченную» версию продукта в совокупности (OpenPlan Professional + OpenPlan Desktop), так как они полностью интегрированы.
Для создания компьютерной модели проекта с использованием одной из систем управления проектами необходимо проделать следующие шаги.
· Укрупнено описать проект – создать иерархическую структуру работ.
· Задать, какие составляющие стоимости будут использованы для финансового анализа и управления проектом.
· Составить перечень операций (работ, задач) проекта и задать их характеристики.
· Составить перечень ресурсов проекта и задать их характеристики,
· Задать взаимосвязи (ограничения на порядок исполнения) операций проекта.
· Назначить ресурсы на исполнение операций проекта.
· Назначить стоимости операциям, ресурсам и назначениям проекта.
· Задать ограничения на финансирование, поставки, сроки исполнения операций.
· Составить расписание исполнения работ проекта с учетом всех ограничений.
· Оптимизировать состав используемых ресурсов.
· Определить бюджет и распределение во времени плановых затрат проекта.
· Определить и промоделировать риски и неопределенности.