Плавание в весенний и осенний периоды и в экспедиционных рейсах
Особые условия для плавания судов и составов в весенний период навигации на реках создаются высокими уровнями воды в период половодья, изменением направлений течений и большими их скоростями, разреженностью знаков навигационного оборудования, низкой температурой воздуха, обильными осадками, неожиданным появлением ледяных полей, выносимых на судовой ход с затопленных, пойменных озер.
Выход судна на затопленную пойму в весенний период навигации очень опасен, так как можно проломить корпус, повредить движительно-рулевой комплекс судна или сесть на мель. Если постановка на мель произошла до пика половодья, есть надежда на снятие с мели вследствие продолжающегося подъема уровня воды; постановка же на мель после пика половодья, когда уровень воды с каждым часом понижается, может привести к обсушке судна, перелому или деформации корпуса, сложным, трудоемким и длительным работам по
ликвидации последствий такой аварии.
Как правило, в период половодья движение судов осуществляется над затопленным руслом реки и иногда по обставленным навигационными знаками протокам и старицам. Кроме навигационных знаков, ориентирами для определения расположения затопленного русла служат полузатопленные кустарники и деревья, растущие вдоль пойменных берегов. В безветренную погоду цвет воды над руслом более темный, чем над поймой, а волны больше по высоте и длине. Над поймами волны небольшие, хаотические, беспорядочные. Границы этих ветровых волн особенно ясно выражены над затопленными бровками яров.
Особую сложность в период половодья представляет плавание в темное время суток, когда высокие уровни воды и большие затопленные пространства делают просматриваемыми из рубки дальние береговые и особенно плавучие навигационные знаки. Ошибочно ориентируясь по этим знакам, судоводитель может сделать преждевременный поворот или пойти на спрямление курса, что неизбежно приведет к посадке судна на мель. Для предупреждения таких ошибок необходимо иметь в рубке схему расстановки навигационных знаков на весенний период и, подсвечивая их прожектором, сличать фактические номера с номерами на схеме для правильного определения места нахождения судна.
Большую сложность для судоводителя представляют мосты и воздушные переходы. Высокие уровни воды резко сокращают их габаритную высоту. Нужно четко знать габаритную высоту мостов и воздушных переходов при разных отметках уровней воды и перед, подходом к каждому мосту и переходу сличать с габаритными размерами судна.
При плавании на каналах в весенний период по проложенным ледоколами трассам и после исчезновения ледяного покрова необходимо учитывать фактическую отметку уровня
воды, так как часть судов начинает работу раньше, чем на канале поднимут уровень воды до проектной отметки после зимней сработки. Поэтому при загрузке судов обращают особое внимание на обеспечение необходимого запаса воды под днищем.
Аналогичное явление наблюдается и при плавании в водохранилищах, где после зимней сработки уровни воды низкие и весной происходит накопление воды вследствие интенсивного таяния снега и половодья на основной реке и впадающих в водохранилище притоках. Реки освобождаются от ледяного покрова раньше каналов и водохранилищ. Поэтому, пройдя по чистой воде по речному участку, судно может встретить битый лед или плавающие ледяные поля в озерно-речном и озерном участках водохранилища и на канале, что требует от судоводителей принятия мер предосторожности, а в некоторых случаях осуществления проводки судна за ледоколом или ледокольным средством.
Плавание по водохранилищу при низких уровнях воды осуществляется в основном над затопленным руслом реки, которое обставляется дополнительными плавучими навигационными знаками. Однако эти знаки могут быть сбиты или смещены со штатных мест льдами. Поэтому на водохранилищах стали применять плавучие знаки—сигары, которые надежно удерживаются на штатных местах при любых ледовых условиях, что облегчает ориентировку судоводителям.
В осенний период навигации особые условия для плавания судов и составов создаются кратковременными повышениями уровня воды — паводками, образующимися от частых дождей, и понижением уровня воды перед льдообразованием, резкими колебаниями дневной и ночной температуры воздуха с образованием дымки и тумана, частыми сильными ветрами, дождями и снегопадами, увеличением числа темных, безлунных ночей, образованием льда и в связи с этим разреженностью плавучих навигационных знаков.
Обеспечению безаварийного плавания в осенний период должна предшествовать тщательная подготовка командного состава и экипажей. Командный состав в период навигации должен изучать ориентиры на сложных участках района плавания и делать соответствующие пометки на планшетах навигационных карт об изменениях форм ориентиров в темное время суток.
При низких уровнях воды в водохранилищах направления многих судовых ходов изменяются, они проходят над затопленным руслом реки. Судоводители должны хорошо знать отметки уровней- воды, при которых закрываются спрямления и изменяются судовые ходы. В связи с появлением большого числа криволинейных участков нужно усилить внимание к расположению плавучих навигационных знаков, так как береговыми ориентирами и особенно створами в это время пользоваться нельзя.
Наиболее сложный период плавания осенью наступает перед приближающимся ледоставом. Появление на реке осеннего льда приводит сначала к разрежению, а затем и к полному снятию со штатных мест плавучих навигационных знаков. Судно ориентируется только по береговым знакам и естественным ориентирам. В этот период резко сокращается число эксплуатируемых самоходных буксирных и грузовых судов. Если не учесть понижения уровня воды перед ледоставом, можно посадить судно на мель, и если до наступления ледостава попытки снятия с мели не дадут положительных результатов, судно может остаться зимовать в плесе и для его спасения от повреждения весенним ледоходом потребуется провести большие и дорогостоящие работы.
Для предупреждения посадок судов на мель поздней осенью закачивают воду в балластные системы, увеличивая тем самым осадку судна. При плавании против течения рекомендуется создать дифферент на нос, а при плавании по течению — на корму. Выполнение этих рекомендаций в случае постановки судна на мель облегчит работы по снятию с мели.
В период плавания судов ранней весной и поздней осенью из-за низких температур в сочетании с частыми снегопадами и штормами может происходить обледенение судна, что ведет к его дополнительной осадке, ухудшает остойчивость судна, создает опасность получения травм членами экипажа при выполнении работ на открытых (особенно металлических) палубах. Для ликвидации этих явлений необходимо организовать работы по скалыванию и удалению за борт льда и снега. Члены экипажа работают в теплой одежде, спасательных жилетах и обуви с ребристыми подошвами. Открытые палубы посыпают песком.