Управление судном и составом при снятии с мели.

Посадка судна на мель часто происходит неожиданно для судоводителя. Однако бывают случаи преднамеренной поставки су­дов на мель с целью предупреждения наиболее тяжелых последствий от аварии и спасения людей и судов.

Существуют несколько способов снятия судов с мели, выбор которых зависит от периода навигации, места посадки, направления первоначаль­ного движения, типа и размеров судна, прочности корпуса и осадки, степени загрузки, глубины вокруг судна, грунта дна, наличия течения, его скорости и направления, колеба­ний уровня воды, расположения судна относительно русла и направ­ления течения, отсутствия или нали­чия пробоин, исправности двигателей

и вспомогательных механизмов. Рас­смотрим основные способы.

Снятие с мели путем использова­ния своей энергетической установки, если корпус не получил пробоин, можно разделить на три этапа.

Первый этап заключается в попытке использовать придонную волну, т. е. одиночную волну, образу­ющуюся за кормой судна при движе­нии по мелководью с большой скоро­стью. Для этого, как только судно село на мель, нужно без промедления переключить движители на задний ход. Через несколько секунд придон­ная волна подойдет к корпусу и при­поднимет судно. Если оно стало на мель небольшой площадью корпуса, то работающие назад движители могут снять судно с мели.

Второй этап используется по­сле неудавшегося первого. Двигате­лям дают задний ход с постепенным увеличением до полного. Струи воды от винтов размывают грунт в месте постановки корпуса на мель, и судно сходит с мели.

Третий этап используется при неудавшемся втором. Двигателям дают попеременно ход вперед и на­зад, одновременно перекладывая руль с борта на борт и раскачивая

тем самым судно вправо и влево. При двух двигателях пробуют работу двигателей попеременно враздрай с перекладкой руля с борта на борт, а затем оба двигателя работают назад.

Если используя свою энергетиче­скую установку, снять судно с мели не удалось, двигатели останавливают, судно обмеряют, составляют обмерную схему глубин, определяют ха­рактер грунта и после расчетов выбирают способ снятия судна с ме­ли, установив потерю осадки от постановки судна на мель и потерю запаса плавучести, если корпус полу­чил пробоины.

Способ снятия судна с мели дифферентовкой или кренованием применяют в том случае, если соглас­но обмерной схеме имеется доста­точная глубина под кормой или по борту, в сторону которых перемеща­ется груз или балласт.

Способ снятия с мели с использо­ванием завезенного якоря (рис. 168) обычно применяют для судов небольших размеров на участках с незначительной интенсивностью движения и при условии обеспечения беспрепятственного пропуска идущих судов. Якорную цепь заменяют тро-

Рис. 168. Схема снятия судна с мели с использованием завезенного якоря

сом. Якорь кладут в шлюпке на площадку из бревен или досок, уложенных поперек, а трос укладыва­ют шлагами. По мере удаления шлюпки от судна в нужном направле­нии трос сбрасывают в воду и, ковда шлюпка достигнет намеченного ме­ста, с нее сбрасывают якорь, при этом экипаж шлюпки должен соблюдать меры предосторожности. После от­дачи якоря трос выбирают на шпиль или брашпиль (положение I), якорь «атакует» грунт, и судно, работая движителями и рулями на раскачку, перемещается к глубокому месту в сторону завезенного якоря (поло­жение II). При этом можно использо­вать постановку упорной сваи.

Способом паузки груженое судно снимают с мели, когда вышепере­численные способы не дали положи­тельных результатов. Груз перегру­жают в другое судно, которое ставят к борту стоящего на мели судна. До начала паузки необходимо рассчи­тать массу груза, который может принять поданное судно, чтобы по­следнее не оказалось на мели. Этот способ снятия с мели наиболее эффективен. Однако для его осуще­ствления отвлекаются транспортные суда, перегрузочная техника и брига­ды портовых рабочих.

Способ снятия с мели с использо­ванием дноуглубительного снаряда обычно применяется в случаях, когда судно встало на мель на затопленной половодьем пойме и ему грозит обсушка или когда судно встало на мель рядом с земснарядом, разраба­тывающим обмелевший судовой ход.

В первом случае дноуглубитель­ный снаряд разрабатывает к стояще­му на мели судну канал-прорезь, а затем, подав на него со своих лебедок тросы, снимает судно с мели. Если это не удается, применяют подмыв под корпус, для чего земсна­ряд разворачивают пульпопроводом в сторону стоящего на мели судна, лишние понтоны с пульпопроводом убирают и к трубе крайнего понтона прикрепляют заранее изготовленный патрубок с небольшой площадью сечения выходного отверстия. Такой своеобразный гидромонитор при ра­боте земснаряда на обычном режиме создает мощную струю воды, которая направляется под корпус стоящего на мели судна и размывает любой земляной грунт. После подмыва суд­но снимается с мели, и по прорези его выводят на глубокую воду.

Во втором случае с вставшего на мель судна на лебедки земснаряда завозят тросы, посредством которых судно подтягивают к более глубокому месту. Если снять судно с мели не удалось, земснаряд на своих папиль-онажных и становых тросах подходит ближе к стоящему на . мели судну и выбирает грунт вдоль его корпуса. Двигатели судна в это время работа­ют назад. Дополнительно с судна подают трос на лебедку земснаряда, который помогает стаскивать судно на разработанное глубокое место.

Снятие судов с мели с помощью других судов применяется при любых обстоятельствах поставки судов на мель.

Первый способ заключается в использовании одного или несколь­ких буксировщиков. С буксировщика на стоящее на мели судно подают буксирный трос, который пропускают через клюз и крепят за два кнехта. Снятие с мели осуществляется в сто­рону наибольших глубин по обмерной схеме. Перед выходом на буксир в месте крепления троса на снимае­мом с мели судне и буксировщике не должно быть людей, . так как при его натяжении не исключены обрыв тро­са или срыв кнехтов. При снятии судна l с мели на реке при наличии течения (рис. 169) буксировщику 2 часто приходится выходить на буксир и удерживаться поперек тече­ния. В этих случаях для удержания буксировщика в нужном направле­нии отдают носовой якорь или букси­ровщик удерживает от сноса течени­ем вспомогательный буксировщик 3. При участии в работах нескольких буксировщиков их учаливают в киль­ватер, при этом выход на буксир осуществляют плавно, без рывков,

Рис. 169. Схема снятия судна с мели с по­мощью вспомогательного буксировщика

после чего по команде с буксировщи­ка, с которого подан коренной бук­сирный трос, все буксировщики уве­личивают ход до полного.

В исключительных случаях судно снимают с мели рывками («барсом»). Для этого на буксировщике оста­навливают двигатели и, как только трос немного ослабнет, дают полный ход вперед. Судно трогается с места, а повторение рывков снимает его с мели. Опасность применения спосо­ба в том, что нередко происходит обрыв троса, поломка кнехтов и даже повреждения корпуса. Поэтому перед рывками необходимо убедиться в прочности швартовных устройств, троса и его закрепления, а при рывках надо следить за водотечно-стью корпуса снимаемого с мели судна.

Второй способ основан на использовании струй воды от работа­ющих винтов для подмыва стоящего на мели на песчаном или илистом грунте судна (рис. 170). Оказываю­щее помощь судно А подводят кор­мой на возможно близкое расстояние к борту стоящего на мели судна Б, учаливают за него, включают движи­тели, постоянно увеличивая частоту их вращения до полного хода. По мере размыва грунта судно учалива­ют ближе к подмываемому судну. Подмыв ведут до тех пор, пока струи воды не покажутся с противополож­ного борта. Далее подмывающее судно переставляют вдоль борта стоящего на мели судна от носовой части к корме или наоборот и продол­жают работу до тех пор, пока судно не сойдет с мели. Недостатком данно­го способа является то, что он не дает эффекта на трудноразмываемых грунтах и создает опасность де­формации корпуса от неравномерного распределения его давления на грунт при неравномерном подмыве.

Третий способ заключается в протаскивании троса под корпусом и подрезке им грунта. Он применя­ется в том случае, если судно стоит на мели на трудноразмываемом грунте и имеется возможность подойти к не­му с обоих бортов мелкосидящим буксировщикам. Трос большой проч­ности заводят под корпус и крепят на двух буксировщиках, которые, двига­ясь вдоль стоящего на мели судна, протаскивают трос под днищем по­следнего, нарушая присасывание корпуса к грунту. Двигатели букси­ровщика, с которого подан коренной буксирный трос, в это время работа­ют на полный ход. Подрезку грунта тросом может выполнить и один буксировщик. Для этого требуется очень длинный трос, который одним концом пропускают через клюз и кре­пят в носовой части или на корме судна, а ходовой конец обводят вокруг борта судна и после заводки под корпус крепят на буксировщике.

Снятие с мели судовых и плотовых составов имеет особенности. Если на мель сел толкаемый состав, толкач расчаливается с составом, расчали­вает баржи состава и поочередно отводит в безопасное место баржи, не стоящие на мели. После этого присту­пает к снятию с мели барж, стоящих на мели. Перед снятием с мели составляют обмерную схему, прове­ряют корпуса барж на водотечность и их техническое состояние.

Аналогично снимают с мели бук­сируемый состав. Если на мели стоят несколько барж, сначала снимают ту, которую легче снять или нижнюю (по течению). После снятия с мели всех барж их формируют в состав для продолжения рейса.

Большую сложность представляет снятие с мели плотового состава. Очень редко удается снять с мели весь плот без расчалки. Обычно снятием плота с мели занимаются несколько буксировщиков и плотовых бригад рабочих, которые вычаливают грузовые единицы (пучки, клетки и т. д. ), находящиеся на- плаву, отводят их и учаливают в безопасном месте. Грузовые единнцы. стоящиена, меля, ;, вначале пробуют снять без расформирования. Если это сделать не удается, то с них снимают часть бревен или распускают. В обоих случаях для предупреждения рас-плыва древесины ниже плота соору­жают запани, в которых собирают плывущие бревна.

Не менее сложно снимать с мели суда и составы, стоящие на камени­стом грунте. Перед снятием промеря­ют глубины вокруг каждого судна, устанавливают наблюдение за водо-течностью корпусов, приводят в го­товность водооткачивающие средст­ва, аварийный запас материалов

и инструмента. Снятие с мели с по­мощью буксировщика осуществляют только в том случае, если тщательно проверено дно и отсутствуют подвод­ные препятствия, о которые можно проломить корпус. Однако наиболее безопасным является способ частич­ной или полной паузки судна, а также способ установки по бортам двух порожних барж или понтонов (рис. 171), которые притопляют, подводят под корпус стоящего на мели судна подкильные концы, обтягивают их и закрепляют на баржах (понтонах), затем откачивают из барж (понто­нов) воду, аварийное судно припод­нимается, и его отводят на глубокую воду.

Если судно имеет второе дно и междудонное пространство одного из отсеков через пролом в корпусе заполнено водой, применяют судовой компрессор, нагнетают в герметизи­рованный отсек воздух, который выдавливает воду наружу через про­боину. Это уменьшает осадку судна и облегчает дальнейшее снятие его с мели.

Если на мель села приставка изгибаемого: состава, применяют спо-сбб йе раскачивания путем повторе­ния изгибов вправо и влево и измене­ния режима работы движителей с переднего на задний ход. Если этот способ не дает положительных ре­зультатов, состав расчаливают и сни­мают приставку с мели одним из вышеизложенных способов. Если на мели окажутся одновременно при­ставки и самоходное судно, то во избежание поломки изгибающего устройства состав расчаливают и снимают судно и приставку с мели поочередно с помощью других судов.

Во всех случаях постановок судов на мель в нижних бьефах гидроузлов

Рис. 171. Схема снятия судна с мели способом балластировки двух барж

Рис. 195. Схемы расположения якорных стоянок

с учетом безопасности движения и маневрирования других судов и составов в стороне от оси судового хода, а там, где позволяют глуби­ны, — за кромкой судового хода (рис. 195, б). Места безопасной стоянки:

толкаемого состава А — на кормовом якоре у правой кромки судового хода;

плавучего причала Б — у яра левого берега; плотового состава В — ниже перевала судового хода у правой кромки; крупнотоннажного судна Г — в стороне от оси судового хода, ближе к левой его кромке; мало­тоннажного судна Д — за кромкой судового хода.

В целях безопасности судов, а также для предотвращения по­вреждения подводных переходов (кабелей, трубопроводов и др. ), мостов и других сооружений в прави­ле 19 указаны места, где запрещается отдавать якоря, лоты, цепи;волоку-ши, а также останавливаться и сто­ять на якоре. На рис. 195, е показаны суда и составы, нарушающие требо­вания правила 19, а именно: толкае­мый состав Д отдал якорь в зоне подводного перехода и вблизи моста, создавая угрозу повреждения пере­хода и навала на мост; судно Е хотя и отдало якорь за пределами зоны перехода, но само остановилось в границах этой зоны и в случае

дрейфа может зацепить якорем за кабель; судно Т стоит на якоре вблизи плавучего навигационного знак-а, затрудняя Ориентировку дру­гим судам, а судно Ж, стоящее вблизи причала, мешает подходу к этому причалу; состав В стоит в корыте переката и закрыл перекат для движения других судов; состав Б остановился у яра с прижимным течением и может попадать под раскатку других судов, особенно буксируемых составов, идущих вниз;

судно А отдало якорь вблизи канатной паромной переправы, что создает опасность обрыва паромного каната.

Наши рекомендации