Маневренные качества толкаемых и буксируемых составов
Толкаемые судовые составы. Маневренные качества состава во многом зависят от его формы и расстановки в нем судов. Под формированием состава понимают расстановку и учалку между собой в определенном порядке несамоходных судов и секций, предназначенных для транспортировки их самоходным судном (способом толкания или буксировки на тросе). Обычно толкаемые и буксируемые составы формируют по типовым схемам, разрабатываемым в пароходствах.
При формировании состава для толкания главное внимание должно быть уделено обеспечению его хорошей управляемости и соответствию габаритных размеров состава габаритным размерам пути,
Для движения против течения целесообразно использовать линейную (кильватерную) форму учалки состава (рис. 49, а). Если баржи не одинаковы, то наибольшую по размерам, грузоподъемности, степени загрузки и осадке ставят первой от толкача. Далее устанавливают баржи с меньшей грузоподъемностью и осадкой. Такая расстановка судов создает лучшую обтекаемость состава, уменьшает сопротивление воды его движению и обеспечивает высокие ходовые качества. Габаритные размеры составов, формируемых для движения против течения, должны быть, как правило, в 2 раза меньше лимитирующих радиусов закругления судового хода. Если габаритные размеры пути (радиусы закругления судового хода) не позволяют учалить баржи в кильватер, то применяется форма клина — в первом от толкача счале баржи ставят Bi два пыжа,
Рис. 49. Типовые схемы толкаемых составов
I
далее — в один (рис. 49, б). При шести баржах состав формируют в три счала клином (рис. 49, е). При формировании составов из груженых и порожних барж толкач всегда учаливают к груженой барже.
Для движения по течению обычно используют пыжевую форму составов. Основное внимание при формировании таких составов уделяют их компактности, при этом обязательно учитывают правило, по которому длина состава вместе с толкачом должна быть в 3, 5 раза меньше лимитирующих радиусов закругления судового хода. Увеличением числа пыжевых счалов добиваются компактности состава, но при этом повышается сопротивление воды его движению. Однако при этом достигают лучшей управляемости, что очень важно для обеспечения безаварийности плавания составов вниз по течению, особенно при прохождении крутых поворотов русла реки.
Составы из двух барж (секций) формируют в один счал и два пыжа (рис. 49, г), составы из трех барж — в один счал и три пыжа (рис. 49, д). Смещение крайних барж (секций) в двух- и трехпыжевом составах должно быть таким, чтобы кормы барж (секций) спускались ниже средней части корпуса толкача (рис. , 49, е), так как. это не приводит к ухудшению управляемости составом.
Для движения вниз по течению составы формируют также в форме клина, в два счала и два пыжа (рис. 49, ж), в два счала и три пыжа (рис. 49, з). Чем точнее соблюдена симметричность установки несамоходных судов в составе, толкача и состава, тем лучше управляемость состава и тем большую скорость он может развить.
Управляемость толкаемого состава зависит от его длины и ширины, степени загрузки барж, форм оконечностей, числа движителей, типа ДРК и мощности толкача, а также места его установки по отношению к ДП состава. Из-за большого значения соотношения длины и ширины устойчивость на курсе у составов, учаленных в кильватер, лучше, чем у одиночного судна. Однако, имея хорошую устойчивость на курсе, толкаемые составы в сравнении С одиночными судами имеют меньшую поворотливость, поэтому всякое отклонение от курса требует большего времени.
Особенности циркуляционного движения толкаемого состава (табл. 7) по сравнению с одиночным судном следующие: уменьшение скорости примерно в 2 раза, " появление больших углов дрейфа (до 50°) и большее смещение кормы в сторону от первоначального курса (до 75 м).
Улучшает маневренность состава при выполнении оборотов раздельная перекладка поворотных насадок кормовыми отверстиями к ДП толкача при одновременной работе машин на передний и задний ход. В этом случае угловая скорость уменьшится примерно на 18% по сравнению с угловой скоростью при синхронной перекладке насадок, но диаметр циркуляции станет равным примерно длине состава.
Большое влияние на поворотливость оказывает энерговооруженность состава, которая характеризуется мощностью толкача, прихо-
Таблица?. Характеристики поворотливости толкаемых составов
Ско | Отно | ||||||
рость | Ско | Угловая | Угол | Диаметр | ситель | ||
Номер проекта (тип) толкача + баржи | Форма учалки состава | на прямолинейном | рость на циркуляции, | скорость, "Iмин | дрейфа по корме, " | циркуляции кормы, | ный диаметр |
курсе, | кмIч | м | цирку | ||||
кмIч | ляции | ||||||
947 («Блюхер») | Два счала, | 18, 3 | 7, 2 | 44, 0 | 2, 47 | ||
+ 1787 | два пыжа | ||||||
428 (ОТ) +1581 | Четыре секции | 15, 5 | 7, 2 | 46, 0 | 2, 70 | ||
112 («Дунайский») | в кильватер Две секции | 16, 4 | 6, 1 | 49, 0 | 2, 51 | ||
+ 1787 112 {«Дунайский») | в кильватер Две баржи в | 15, 8 | 7, 6 | 44, 0 | 2. 80 | ||
+ 461 Б 758 (ОТА) + 1787 | кильватер Две секции в | 14, 3 | 7, 2 | 39, 5 | 3, 10 | ||
кильватер |
дящейся на единицу грузоподъемности -состава.
Большое влияние на управляемость составов оказывает скорость ветра, который изменяет их траектории, увеличивает ширину полосы движения Вс. х и вызывает дрейф,
вынуждая двигаться при прямолинейном курсе с углом дрейфа рв (рис. 50, а). Для движения состава в заданном направлении (рис. 50, б) при наличии ветра нужно создать рулевой момент, равный ветровому моменту. Если рули толка-
Рис. 50. Траектории толкаемых составов при ветре
Таблица 8. Характеристики торможения толкаемых составов
Номер проекта (тип) толкача + баржи | Форма учалки и масса, т, состава | Начальная скорость, кмIч | Торможение | |
Длина пути, м | Время, мин | |||
428 (ОТ) + 461 Б | Два счала, два | 15, 5 | 5, 7 | |
пыжа, 12000 | ||||
112 («Дунайский») + 787 | Секционный, 7620 | 16, 5 | 4, 6 | |
749 («Харбин») + 1787 | Секционный, 6260 | 17, 0 | 4, 6 | |
749 («Зеленодольск») + | Три баржи в кильва | 13, 2 | 4, 7 | |
Р-85 | тер, 7550 | |||
785 (ОТ) + Р-85 | Три баржи в кильва | 12, 1 | 5, 4 | |
тер, 7550 | ||||
887 («Шлюзовой») + 462 | В кильватер, 1800 | 13, 1 | 2, 8 |
ча не в состоянии обеспечить движение состава в заданном направлении и состав начинает сваливаться под ветер (рис. 50, е), такой состав считается потерявшим управляемость и к плаванию не допускается.
Наибольшая зависимость траектории от действия ветра наблюдается у порожних составов. Учитывая, что при боковом ветре силой более 6 баллов порожний состав обычно теряет управляемость, так как отношение площади его парусности к площади подводной части корпуса довольно велико, при формировании такого состава стремятся сократить парусность путем увеличения числа пыжевых счалов и увеличить площадь подводной части корпуса загрузкой большего количества балласта.
Большое значение для безопасности плавания толкаемых составов имеет своевременное выполнение маневра торможения (табл. 8).