Маневренные качества толкаемых и буксируемых составов

Толкаемые судовые составы. Ма­невренные качества состава во многом зависят от его формы и расстановки в нем судов. Под формированием состава понимают расстановку и учалку между собой в определенном порядке несамо­ходных судов и секций, предназна­ченных для транспортировки их самоходным судном (способом тол­кания или буксировки на тросе). Обычно толкаемые и буксируемые составы формируют по типовым схемам, разрабатываемым в пароходствах.

При формировании состава для толкания главное внимание должно быть уделено обеспечению его хоро­шей управляемости и соответствию габаритных размеров состава габа­ритным размерам пути,

Для движения против течения целесообразно использовать линей­ную (кильватерную) форму учалки состава (рис. 49, а). Если баржи не одинаковы, то наибольшую по разме­рам, грузоподъемности, степени за­грузки и осадке ставят первой от толкача. Далее устанавливают бар­жи с меньшей грузоподъемностью и осадкой. Такая расстановка судов создает лучшую обтекаемость соста­ва, уменьшает сопротивление воды его движению и обеспечивает высо­кие ходовые качества. Габаритные размеры составов, формируемых для движения против течения, должны быть, как правило, в 2 раза меньше лимитирующих радиусов закругле­ния судового хода. Если габаритные размеры пути (радиусы закругления судового хода) не позволяют учалить баржи в кильватер, то применяется форма клина — в первом от толкача счале баржи ставят Bi два пыжа,

Рис. 49. Типовые схемы толкаемых составов

I

далее — в один (рис. 49, б). При шести баржах состав формируют в три счала клином (рис. 49, е). При формировании составов из груженых и порожних барж толкач всегда учаливают к груженой барже.

Для движения по течению обычно используют пыжевую форму соста­вов. Основное внимание при форми­ровании таких составов уделяют их компактности, при этом обязательно учитывают правило, по которому длина состава вместе с толкачом должна быть в 3, 5 раза меньше лимитирующих радиусов закругле­ния судового хода. Увеличением числа пыжевых счалов добиваются компактности состава, но при этом повышается сопротивление воды его движению. Однако при этом достига­ют лучшей управляемости, что очень важно для обеспечения безаварийно­сти плавания составов вниз по течению, особенно при прохождении крутых поворотов русла реки.

Составы из двух барж (секций) формируют в один счал и два пыжа (рис. 49, г), составы из трех барж — в один счал и три пыжа (рис. 49, д). Смещение крайних барж (секций) в двух- и трехпыжевом составах должно быть таким, чтобы кормы барж (секций) спускались ниже средней части корпуса толкача (рис. , 49, е), так как. это не приводит к ухудшению управляемости соста­вом.

Для движения вниз по течению составы формируют также в форме клина, в два счала и два пыжа (рис. 49, ж), в два счала и три пыжа (рис. 49, з). Чем точнее соблюдена симметричность установки несамо­ходных судов в составе, толкача и состава, тем лучше управляемость состава и тем большую скорость он может развить.

Управляемость толкаемого соста­ва зависит от его длины и ширины, степени загрузки барж, форм око­нечностей, числа движителей, типа ДРК и мощности толкача, а также места его установки по отношению к ДП состава. Из-за большого значения соотношения длины и ши­рины устойчивость на курсе у соста­вов, учаленных в кильватер, лучше, чем у одиночного судна. Однако, имея хорошую устойчивость на курсе, толкаемые составы в сравнении С одиночными судами имеют мень­шую поворотливость, поэтому всякое отклонение от курса требует больше­го времени.

Особенности циркуляционного движения толкаемого состава (табл. 7) по сравнению с одиночным судном следующие: уменьшение скорости примерно в 2 раза, " появление больших углов дрейфа (до 50°) и большее смещение кормы в сторону от первоначального курса (до 75 м).

Улучшает маневренность состава при выполнении оборотов раздельная перекладка поворотных насадок кор­мовыми отверстиями к ДП толкача при одновременной работе машин на передний и задний ход. В этом случае угловая скорость уменьшится при­мерно на 18% по сравнению с угло­вой скоростью при синхронной перекладке насадок, но диаметр циркуляции станет равным примерно длине состава.

Большое влияние на поворотли­вость оказывает энерговооружен­ность состава, которая характери­зуется мощностью толкача, прихо-

Таблица?. Характеристики поворотливости толкаемых составов



        Ско­                 Отно­
        рость Ско­ Угловая Угол Диаметр ситель­
Номер проекта (тип) толкача + баржи Форма учалки состава на пря­моли­нейном рость на цирку­ляции, ско­рость, "Iмин дрейфа по кор­ме, " цирку­ляции кормы, ный диа­метр
        курсе, кмIч         м цирку­
        кмIч                 ляции
947 («Блюхер») Два счала, 18, 3 7, 2 44, 0 2, 47
+ 1787 два пыжа                        
428 (ОТ) +1581 Четыре секции 15, 5 7, 2 46, 0 2, 70
112 («Дунайский») в кильватер Две секции 16, 4 6, 1 49, 0 2, 51
+ 1787 112 {«Дунайский») в кильватер Две баржи в 15, 8 7, 6 44, 0 2. 80
+ 461 Б 758 (ОТА) + 1787 кильватер Две секции в 14, 3 7, 2 39, 5 3, 10
    кильватер                        

дящейся на единицу грузоподъем­ности -состава.

Большое влияние на управляе­мость составов оказывает скорость ветра, который изменяет их траекто­рии, увеличивает ширину полосы движения Вс. х и вызывает дрейф,

вынуждая двигаться при прямоли­нейном курсе с углом дрейфа рв (рис. 50, а). Для движения состава в заданном направлении (рис. 50, б) при наличии ветра нужно создать рулевой момент, равный ветровому моменту. Если рули толка-

Рис. 50. Траектории толкаемых составов при ветре

Таблица 8. Характеристики торможения толкаемых составов

Номер проекта (тип) толкача + баржи Форма учалки и масса, т, состава Начальная скорость, кмIч Торможение
Длина пути, м Время, мин
428 (ОТ) + 461 Б Два счала, два 15, 5 5, 7
    пыжа, 12000            
112 («Дунайский») + 787 Секционный, 7620 16, 5 4, 6
749 («Харбин») + 1787 Секционный, 6260 17, 0 4, 6
749 («Зеленодольск») + Три баржи в кильва­ 13, 2 4, 7
Р-85 тер, 7550            
785 (ОТ) + Р-85 Три баржи в кильва­ 12, 1 5, 4
    тер, 7550            
887 («Шлюзовой») + 462 В кильватер, 1800 13, 1 2, 8

ча не в состоянии обеспечить движение состава в заданном на­правлении и состав начинает свали­ваться под ветер (рис. 50, е), такой состав считается потерявшим управ­ляемость и к плаванию не допуска­ется.

Наибольшая зависимость тра­ектории от действия ветра наблюдается у порожних составов. Учитывая, что при боковом ветре силой более 6 баллов порожний состав обычно теряет управляемость, так как отно­шение площади его парусности к пло­щади подводной части корпуса до­вольно велико, при формировании та­кого состава стремятся сократить па­русность путем увеличения числа пыжевых счалов и увеличить пло­щадь подводной части корпуса загрузкой большего количества балласта.

Большое значение для безопасно­сти плавания толкаемых составов имеет своевременное выполнение маневра торможения (табл. 8).

Наши рекомендации